Многообразие культуры: субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я ставлю цель – изучить сущности субкультуры и контркультуры в рамках социо-культурного многообразия. Достаточно вспомнить некоторые события недавнего прошлого, чтобы осознать актуальность выбранной мною темы: растущая преступность неонацистов (и в связи с ней громкие судебные дела), убийства сатанистами несовершеннолетних и др.

Содержание

Введение 3
Культура и ее многообразие в современном обществе 4
Субкультура 6
Контркультура 9
Немного о современности субкультур и контркультур в России 11
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Субкультура и контркультура.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

     Не  могу не согласиться с концепцией Мангейма, упомянутой в приведённой  выше цитате, т.к. на мой взгляд именно молодому поколению свойственны: постоянное неудовольствие окружающей социальной средой, желание выделиться среди  сверстников, доказать отличие от предыдущих поколений. Это время адаптации  к уже сложившимся традициям  и нормам, которая далеко не всегда протекает легко и «безболезненно». Наряду с субкультурами существуют и так называемые контркультуры.

3. Контркультура

 

     В современной социологии термин «контркультура»  используется в двух смыслах: во-первых, как обозначение общественного  течения, резко противостоящего  основной, общепринятой культуре и, во-вторых, как определение западной молодёжной культуры 60-х годов, отразившей негативное отношение к современной культуре.

     Само  слово контркультура принадлежит  американскому социологу Теодору  Роззаку, и появилось оно в  западной литературе в 1960 г.

     Обратимся снова к учебнику Кравченко А.И. : «Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное  и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она  не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между  собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит  с недоверием, а на других — с  враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой  эры, затем религиозные секты, позже  средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.»8

     Один  из идеологов Студенческой революции 60-х годов XX в., Г. Маркузе утверждал, что культура угнетает как биологическую, так и социальную сущность человека, что приводит к недовольству, а затем и открытой агрессии, которая затем находит выражение в мировых войнах, созданиях концлагерей и т.д. Маркузе считал, что для противостояния этому процессу необходимо полностью разрушить имеющуюся культуру и тогда на смену репрессивной культуре придёт нерепрессивная. На мой взгляд, такие действия не станут выходом из сложившейся ситуации. Ведь пришедшая на смену культуре контркультура рано или поздно утратит свои первоначальные цели  - свержение господствующего порядка, и превратится в общепринятую культуру, у которой вновь найдутся противники. Всё же появление суб- и контркультур – процесс социально-психологический, а людям свойственен так называемый «дух противоречия» - желание пойти наперекор существующим традициям, установившимся рамкам.

     Говоря  о контркультуре, нельзя не уделить  внимания, пожалуй самому знаменитому её проявлению – молодёжному бунту 60-х годов XX века. К этому времени в США и странах Европы начался экономический подъём, улучшилось благосостояние молодых людей, у них появились деньги, чувство самостоятельности и свободы. На такие изменения естественно, откликнулись владельцы клубов, баров, издательства молодёжной литературы, производители магнитофонных кассет, хозяева радио и телекомпаний. К началу 1950-х годов в Америке, а позже и в других странах мира, начинает формироваться молодежная контркультура, первым символом протеста которой против общества взрослых явилась музыка рок-н-ролла. Появляется многочисленная социальная группа - социальная база и носитель рок-культуры – тинэйджеры.9 Процесс развивался стремительно! Сначала на слуху оказались битники (начало 50-х гг, США), затем общество захлестнула волна хиппи – обширной контркультуры, повлиявшей на мировоззрение не одного поколения. Среди моих сверстников есть представители хиппи. Однако, в современном мире их бунтарский настрой ослаб, но основные стороны своей первоначальной культуры они сохраняют до сих пор, хотя в семидесятые годы идеи хиппи считались утопическими. Яркими примерами проявления культуры хиппи в нашей жизни являются многие слова - сленг на основе арго и английского языка - например, «ксивник» (от «ксива» — документ, маленькая сумочка для переноски документа), «хаератник» (от «хаер» — волосы, ленточка на лбу, по легенде — чтобы «не срывало крышу», другое распространённое написание — «хайратник»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям), «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер» и другие.

     Хиппи  в конце 60-х и начале 90-х годов  легко можно было отыскать почти  в каждом крупном городе на «тусовках», или «тусовочных местах». К примеру, в Москве— «Психодром № 2», «Фрунзенский садик», «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Санкт-Петербурге— «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск. Главным лозунгом хиппи стала фраза «Make love, not war!», что значит «Распространяйте любовь вместо войны!». Зарубежное молодёжное движение, как ни странно, смогло пробраться сквозь «железный занавес» и в СССР, однако столь же масштабного распространения не получило. Культура хиппи (в целом) в СССР была распространена среди весьма немногочисленных представителей прогрессивной молодежи. Зачастую, слово «хиппи» вызывало негативные ассоциации— «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман. О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в прессе. Изучая источники, освещающие культуру хиппи, я обнаружила любопытный факт: где-то она названа контркультурой, как у П.С. Гуревича: «контркультура - употребляемое в литературе собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодежи ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и др.)»10, а где-то субкультурой.

     Действительно, грань между этими двумя понятиями  весьма условная, и порой очень трудно точно отнести то или иное молодёжное движение к одной из этих категорий. В качестве примера возьму готов. Они не стремятся противостоять основной культуре, не устраивают митингов и не требуют установления собственной культуры как единоправильной. Однако же среди «обычного» населения бытует мнение, будто представители субкультуры (на мой взгляд) готов ведут себя аморально, идут вразрез общепринятым устоям и традициям, стремятся доказать правильность своих убеждений. Готику, справедливо или нет, обвиняют в пропаганде суицида, депрессии, сатанизма, вандализма и прочем вредном влиянии. С такой точки зрения готика предстаёт перед нами как представитель контркультуры. Кстати, по моим наблюдениям, нередко средства массовой информации играют отрицательную роль в формировании представления людей о тех или иных субкультурах и контркультурах.

4. Немного о современности субкультур и контркультур в России

     Профессор В.А.Луков в своей статье «Молодежные  субкультуры в современной России»  называет три фактора российской специфики:

     Первый  — социальная и экономическая  неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий  и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата  России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных  молодежь в возрасте до 29 лет тогда  же составила 37,7%. Хотя в последующие  два года отмечался некоторый  экономический подъем, принципиально  картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического  выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

     Второй  фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности  в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность  достигать престижное социальное положение  в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело  к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого  как обогащение и достигаемого в  основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования  был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как  гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания  юношей от службы в армии.

     Третий  фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря  тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания  социальной солидарности и обеспечения  приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет  к парадоксальному сочетанию  актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек)11

     Долгое  время  в  нашей  стране  единственной  молодежной  организацией  был  комсомол,  официально  разрешенный  и  поддерживаемый.  Однако  уже  в 70-е  годы стали  складываться  неформальные  молодежные  группы,  в  силу  общей  социально- политической  ситуации  в  стране  находившиеся  в «андеграунде»,  продуцирующие  в  ряде  случаев  свою  контркультуру.  Гласность  и  перестройка  позволили  этим  группам  легализовать  свою  деятельность,  громко  заявить  о  себе, значительно  увеличив  тем самым свою  численность.  Определенное  место среди них занимали  группы,  формировавшиеся вокруг  различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты,  роллинги,  брейкеры,  битломаны и т.  п.).  Возникали также неформальные  молодежные  организации,  ценностные  ориентации  которых имели некоторый политический  и идеологический  оттенок (ностальгисты,  анархисты, пацифисты,  отклонисты,  зеленые).  Выделялись  группы  аполитичного,  эскапистского характера (хиппи,  панки,  люди  системы).  Среди интеллектуальной молодежи  пользовалась  популярностью эстетствующая группа «митьки»,  выделявшаяся  самоиронией и гротескно подчеркнутым  стилем «а 1а Русь». Формировались  группировки,  исповедовавшие «культ  мускулов»  и  физической силы (качки),  а  также  криминогенные  группы,  объединявшиеся  на  базе  агрессивности,  жесткой  организованности  и  противоправной  деятельности (гопники,  люберы  и  т.  п.).  Некоторые  из  них  воодушевлялись  лозунгами  восстановления  социалистической  справедливости  и  борьбы  со «скверной»  в  лице  хиппи, панков и других.12

     В завершение, я бы хотела дать краткую  характеристику некоторых наиболее распространённых суб- и контркультур России, опираясь на данные статьи Лукова В.А. «Молодежные субкультуры в современной России»:

Футбольные  болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Стоит вспомнить о многочисленных упоминаниях в СМИ столкновений между фанатами различных команд, драк и элементов вандализма, иногда и убийств на почве «любви» к определённой команде. Я причисляю себя к «пассивным болельщикам» - предпочитаю смотреть матчи ФК Зенит по телевизору или слушать трансляции по радио.

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов — носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов.

Хип-хоп  культура. Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником — образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.

Готы — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе и фильмам, декадансу и мистике. Я уже обращалась к этой субкультуре ранее, поэтому лишь добавлю, что из всех, рассматриваемых мною культур, готика мне ближе всего. Я отчасти принимаю её принципы и мировоззрение. Приведу любопытный факт: часто готов обвиняют в осквернении могил. Такое суждение вытекает из особенности готической субкультуры видеть определённую кладбищенскую романтику и относиться к смерти без страха. Однако, в недавно прошедшем всероссийском субботнике многие готы приняли активнейшее участие – они приводили в порядок брошенные могилы и убирали дорожки кладбищ. Как говорится, встречают по одёжке, провожают по уму…

Информация о работе Многообразие культуры: субкультура и контркультура