Мировой кризис экономика и социология глобальных процессов

Автор: Денис Грешилов, 03 Июня 2010 в 11:57, реферат

Описание работы

Обрушившийся на все страны мира кризис - явление многофакторное и многомерное. Его главная особенность в том, что он является системным, а по времени совпадает с началом шестого технологического уклада. Есть основания полагать, что вызван он действием нескольких взаимосвязанных причин. Во-первых, кризис носит мировоззренческий характер и свидетельствует о том, что надежды населения не оправдала ни одна из теоретических доктрин, положенных в основу развития цивилизации. Либеральные и коммунистические версии потерпели крах, социал-демократические взгляды требуют основательной ревизии. Большое значение имеет то обстоятельство, что кризис
носит нравственный, интеллектуальный, культурологический, экологический, духовный характер. В России масштабы его проявления породили деградация культуры, дефицит духовности, девальвация семейных ценностей, разрушение фундаментальной, отраслевой и прикладной науки. Экономика и политика утратили своё главное качество - нравственность. Во-вторых, кризис безусловно носит ярко выраженный финансовый характер.

Работа содержит 1 файл

Мировой кризис экономика и социология глобальных процессов.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

бремя для богатых. Отличие  между прошлым  и настоящим одно - масштабы деятельности и

суммы затрат.

Что же касается нашей  страны, то складывается впечатление, что  Правительство России никак не

может поверить в то, что  наступивший кризис имеет не столько  внешнюю, сколько  внутреннюю

природу. Ставка на то, что  в мире наступит промышленный подъём, начнется рост цен на

энергоресурсы и всё встанет  на свои места само собой, не оправдается.

По  мнению автора, для  обеспечения выхода из кризиса следует  решить совокупность задач,

имеющих помимо глобального  два уровня.

Первый  из них - региональный, социально-бытовой. Он связан с обострением социально-

трудовых  отношений, ухудшением социального самочувствия населения, снижением  уровня

жизни и т.д. Дальнейшее ухудшение уровня и качества жизни  таит в себе реальную опасность

перерастания  финансового кризиса  в социальный, ставит под угрозу демократические завоевания

России  и может обострить  ситуацию до неконтролируемого  конституционными способами

состояния. Для решения этой совокупности задач  необходимо кардинально  изменить социальную

политику  государства и  повсеместно осуществлять те меры, которые характерны для

Правительства Москвы. Сейчас этот опыт стал достоянием многих регионов России.

Безусловно, региональная политика властей играет большую  роль в социальной консолидации

общества, однако в целом  гармонизация социальных конфликтов - задача национальная. И с этой

точки зрения особое значение имеет второй, федеральный  уровень, в рамках которого следует

внести  радикальные изменения  в систему управления социальными процессами и социально-

трудовыми отношениями, восстановить Министерство труда и социального развития,

оптимизировать  социальную политику государства. С нашей  точки зрения, на федеральном

уровне  необходимо:

- отказаться от  монетаристской теории  и направить основную  част финансовых  средств на

создание  новой технологической базы для развития реальной экономики;

- привести кадровую  политику в соответствие  с национальными  интересами России, прежде всего

с точки зрения профессионализма и способности  бороться с коррупцией;

- провести санацию  коммерческих банков, сохранив их обязательства по отношению к вкладчикам

(и  юридическим, и  физическим лицам)  в полном объёме. При необходимости  национализировать

неэффективную часть банковской системы страны;

- компенсировать дефицит  оборотных средств  предоставлением  хозяйствующим субъектам

кредитов  по ставкам, близким  к нулевым отметкам;

- национализировать  неэффективно работающие  предприятия путём  выкупа их государством  с

последующей приватизацией по справедливой, реальной стоимости;

- обеспечить возврат  той части кредитов, которые государство выдало банкам и другим субъектам,

если  они использовались в спекулятивных  целях;

- в связи с тем,  что колебания  курса доллара  по отношению к  рублю носят непредсказуемый

характер, а для экономики  России одинаково  опасны как взлёты, так и падения курса доллара,

правительству России, как это  предлагает авторитетный французский экономист  Ж. Сапир,

следует ввести прямые ограни-

стр. 8

Таблица 3

Характер  поддержки основных секторов

Страна  Расходы на

НИОКР

Пользователи

ПК

Пользователи

Интернет

Экспорт

высоких

технологий

США 31,4 24,2 17,3 14,6

Китай 15,6 7,4 10,8 19,4

Япония 12,8 7,8 7,5 7,6

Германия 5,8 5,5 4,1 8,6

Франция 3,9 3,6 2,6 4,4

Индия 3,7 2,1 5,6 0,2

Великобритания 3,6 4,2 3,3 5,1

Италия 1,7 2,9 2,6 1,5

Россия 1,6 2,7 2,3 0,2

Бразилия 0,7 2,6 2,4 0,5

чения на валютные операции, ограничить покупки  валюты за рубежом  и ввести лимит  на

валютные  накопления граждан;

- ограничить поддержку  государством только  тех секторов экономики,  которые обеспечивают

занятость населения (госпредприятия, малый бизнес, сфера ЖКХ, быта, услуг и т.д.);

- создать условия  для замещения  импортных товаров  продукцией отечественного  производителя;

- установить государственное  регулирование цен,  а при ухудшении  ситуации -ввести

государственную монополию на внешнюю  торговлю;

- отменить налог  на добавленную  стоимость;

- кардинально изменить  систему социального  страхования;

- реформировать налоговую  политику (ограничить  косвенные налоги, основное бремя  которых

лежит на потребителе, упорядочить  систему прямого  налогообложения и т.д.).

Каждое  из этих предположений  может быть не только обозначено, но и  обосновано. Безусловно,

наиболее  спорным является предложение о  национализации предприятий  и банков. Следует

подчеркнуть: если нет иного  выхода, государство  обязано национализировать крупные

предприятия и целые отрасли, а также банки  и другие финансовые институты для  того, чтобы не

допустить превращения социального  конфликта в политический. Именно так ещё  в сентябре 2007

г. поступило правительство  Великобритании - страны с классической рыночной экономикой. Как

только  вкладчики банка Northern Rock ринулись закрывать  счета, было принято  решение

национализировать банк. В дальнейшем практика национализации финансовых институтов,

предприятий и корпораций стала  нормой антикризисных  реакций правительств европейских и

других  стран. В США, например, ядро антикризисных  мер - подъём экономической  активности и

санация неэффективных предприятий  и финансовых институтов. В том числе, путем

национализации.

Поддержание в работающем состоянии  промышленных предприятий имеет исключительное

значение  для решения двух взаимосвязанных  задач - социальной и  технологической. Первая

задача  не позволит активной части населения  оказаться на улице  и включиться в  акции протеста,

вторая  является базовым  условием технического переоснащения и вывода предприятий на новый

технологический уровень.

Долгосрочным  национальным интересам  России в большей  степени отвечает максимальная

государственная поддержка трёх основных секторов экономики: финансовых институтов;

высоких технологий; фундаментальной и прикладной науки. Пока Россия в этом существенно

отстаёт от всех входящих в  первую десятку стран. По ключевому показателю - расходам на

НИОКР Россия уступает Китаю  почти в 10, США - в 20 раз (см. табл. 3).

Прогресс  любой страны в ближайшие два-три десятилетия будет всецело зависеть от уровня

развития  информатики и  телекоммуникаций, наноиндустрии, биотехнологий,

стр. 9

когнитивных наук. При этом их бурный рост будет  сопровождаться взаимодействием, появлением

конвергентных технологий с баснословным ростом производительности труда и качества

получаемых  материалов, товаров, продукции и разного  рода услуг.

Несмотря  на существующие противоречия, у России есть шансы  использовать глобальный кризис

для социально-экономического прорыва. Особенность современного этапа глобального развития

состоит не только в том, что  кризис носит системный  характер, охватывает финансовую,

промышленную, экологическую и  иные сферы. В технологическом  обновлении нуждаются  и те

страны, которые опережают  Россию, и те, кто от неё отстаёт. От того, какие страны и с какими

результатами  используют технологическую  составляющую глобального  кризиса, будет зависеть

их  место в глобальной системе финансовых, экономических, военных  и других координат. Это как

бы  выравнивает стартовые позиции стран, обладающих потенциалом развития, и даёт России

уникальный  шанс. Она может, разрывая образовавшуюся дистанцию  и не повторяя ступени

развития  США, Японии и ряда других государств, начинать развитие в  равных с ними стартовых

условиях. В шестой по счёту технологический уклад Россия может войти, минуя даже не до конца

пройденную  дистанцию предыдущего, пятого. И вхождение  в очередную стадию

технологического  развития возможно лишь на основе достижений науки, на базе экономики

знаний  и в русле политической ориентации на социальное государство.

С этой точки зрения нельзя не обратить внимание на ключевые слова, произнесённые  новым

Президентом США Б. Обама в  своём первом обращении  к Конгрессу. "Не кризис определяет

будущее нашей страны, - заявил Б. Обама. - Ответы на наши проблемы ...находятся в наших

лабораториях  и университетах" (выделено авт. - В. Ж.). Там же, в академической, отраслевой и

вузовской науке, в университетах  и лабораториях находятся  ответы на все вызовы, с которыми

столкнулась Россия. Действительно, страна, которая станет лидером науки и образования,

опередит  другие государства  во всех областях. Для, России самое главное - не упустить время.

Иначе ждать, когда достойная  человека жизнь, Родина и Россия встретятся в одном месте,

придётся  долго.

стр. 10__

Информация о работе Мировой кризис экономика и социология глобальных процессов