Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа
Целью данного проекта является выявление причин миграции молодёжи на Запад и разработка социальной программы, ориентированной на сохранение интеллектуального потенциала России.
Задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) провести анкетирование (соцопрос) среди выпускников школ, учащихся ВУЗов на предмет их отношения к миграции на Запад;
3) проанализировать результаты проведённого анкетирования и выявить основные причины оттока молодёжи;
4) на основе сделанных выводов разработать социальную программу, ориентированную на сохранение интеллектуального потенциала России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ 5
1.1 Понятия, виды и классификация молодёжи 5
1.2 Основные аспекты молодёжной миграции 8
1.3 Демографические, социальные и экономические аспекты миграции молодёжи 14
1.3.1Демографические аспекты миграции 15
1.3.2 Социальные аспекты молодёжной миграции 19
1.3.3 Экономические аспекты миграции молодёжи 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ МОЛОДЁЖИ НА ЗАПАД 27
2.1 Методика проведения исследования 27
2.2 Общий анализ причин миграции молодёжи на Запад 28
2.3 Пути решения иммиграции молодежи из России в страны Запада 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ 5
1.1 Понятия, виды и классификация молодёжи 5
1.2 Основные аспекты молодёжной миграции 8
1.3 Демографические, социальные и экономические аспекты миграции молодёжи 14
1.3.1Демографические аспекты миграции 15
1.3.2 Социальные аспекты молодёжной миграции 19
1.3.3 Экономические аспекты миграции молодёжи 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ МОЛОДЁЖИ НА ЗАПАД 27
2.1 Методика проведения исследования 27
2.2 Общий анализ причин миграции молодёжи на Запад 28
2.3 Пути решения иммиграции молодежи из России в страны Запада 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
Миграция
населения представляет собой перемещение
людей через границы
В каждой стране есть свои проблемы, главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.
Актуальность данного исследования заключается в том, что стремление молодёжи на Запад – это обстоятельство нашей жизни. Многие выпускники ВУЗов уезжают на Запад, поскольку не могут найти возможности достойного применения своих способностей в России. В России относительно пониженный уровень жизни по сравнению с развитыми западными странами, рост безработицы, «перегибы» в политике и обусловленные ими недостатки в воспитании молодёжи – вот основные причины, вызывающие миграцию на Запад. Вследствие этого в современном российском обществе возникают проблемы демографического, социального и экономического характера. Они имеют множество международных аспектов, вызывая, политические и экономические конфликты в отношениях между государствами.
Объект: миграция российской молодежи на Запад.
Предмет: миграция молодежи.
Целью данного проекта является выявление причин миграции молодёжи на Запад и разработка социальной программы, ориентированной на сохранение интеллектуального потенциала России.
Задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) провести анкетирование (соцопрос) среди выпускников школ, учащихся ВУЗов на предмет их отношения к миграции на Запад;
3) проанализировать результаты проведённого анкетирования и выявить основные причины оттока молодёжи;
4) на основе сделанных выводов разработать социальную программу, ориентированную на сохранение интеллектуального потенциала России.
Методы
исследования: анализ, опрос.
Молодёжь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей[6].
Молодёжь
является наиболее динамичной частью
общества и характеризуется
Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы.
Как
часть общества молодёжь является предметом
изучения многих социальных наук: философия,
психология, педагогика, социология, демография,
политика, право, история. Естественно,
в каждой из этих наук в понятие
«молодёжь» вкладывается своё содержание.
В последние годы с изменением
общенаучного подхода возникла потребность
в целостном подходе молодёжи[
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Иное и более детализированное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».
По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями.
В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14–16, а верхняя – между 25–29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп как, например, молодых ученых (до 33–35 лет), и как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.[1].
Учащаяся молодёжь.
Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14–30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый – на работу и каждый седьмой – в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.
Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27% от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические – 31%, сельскохозяйственные – 4%, экологические – 1%, естественнонаучные – 5%, гуманитарные – 18%, просвещения – 6%, медицины – 3%, культуры и искусства – 2%. В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5% от общего количества зачисленных на I курс[6].
Работающая молодёжь.
В
отличие от молодежи западных стран,
возраст вступления которой во взрослую
жизнь объективно повышается, российской
молодежи приходится вступать в социально-экономические
отношения значительно раньше. При
этом различные отрасли экономики
будут принимать молодые
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8% работают по найму, 2,7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5% другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.
Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом[6].
В
целом достаточно высок уровень
образования молодежи в материальном
производстве. Более двух третьих (61,6%),
занятых в этой сфере имеют
не только профессию, но и профессиональное
образование, что свидетельствует
о высоком воспроизводственном
потенциале молодежи, фактором воспроизводства
данной сферы. Она выступает основным
источником пополнения рядов интеллигенции,
составляющей ядро среднего класса. Российские
предприниматели при найме
Миграционная политика любого государства должна опираться на количественные ориентиры. Без этого невозможно понять, какими будут цели, направления и объемы работы по управлению миграционными потоками, невозможно обосновать затраты и оценить возможный результат предпринимаемых шагов[6].
Как никогда раньше молодые люди находятся в движении. За последние несколько десятилетий политические, экономические, социальные и демографические перемены во многих частях мира сорвали многих людей с их родных мест и стимулировали миграцию в города и за границу. Рост объемов торговли, более дешевые и более быстрые средства транспорта и более легкие коммуникации побудили большое число молодых людей к миграции, как в пределах своих родных стран, так и через национальные границы.
Мечта о лучших возможностях и спрос на их рабочие руки за рубежом побуждают многих молодых людей решиться на миграцию. Насилие, войны, нищета, безработица, преступность и преследования заставляют многих из них искать спасение в миграции.
Многие покидают родные места, не имея при себе практически ничего, лишь немного денег и скудную информацию о месте своего назначения; однако они берут с собой большие ресурсы молодости, упорство, изобретательность и настойчивость. Вместе с тем, именно по причине своего молодого возраста они сталкиваются с препятствиями и опасностями, которые проверяют их на прочность[1].
Информация о работе Миграция молодёжи на Запад демографические, социальные и экономические аспекты