Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:59, реферат
Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем названная в заглавии. Почему-то людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими. К счастью, печальная история немецкого национального социализма отошла в прошлое, однако нельзя сказать, что межнациональные расприи канули в Лету.
Взяв любую сводку новостей, можно наткнуться на сообщение об очередной «акции протеста» или «теракте» (в зависимости от политической ориентации данного СМИ). Периодически появляются все новые и новые «горячие точки» со всеми вытекающими отсюда процессами - жертвами как среди военных, так и и мирного населения, потоками миграции, беженцами и ,в целом, - искалеченными человеческими судьбами.
Введение…………………………………………………….…………………..3
1. Понятие межнационального конфликта………………………...………….3
1.1. Этнос и нация………………………………………… ………….………..3
1.2. Причины конфликтов………………………………………………………..4
1.3.Типология конфликтов……………………………………………..………..5
1.4. Социально-психологическая трактовка межнационального конфликта..6
2. Межнациональные конфликты в западном мире……………………….…...8
2.1. Ольстерский конфликт……………………………………………………...8
2.2. Кипрский конфликт………………………………………………………….9
2.3. Конфликты на Балканах……………………………………………………10
3. Межнациональные конфликты в странах «третьего мира»……………….11
3.1. Межнациональные конфликты в Африке………………………………...11
3.2. Конфликт в Шри-Ланке……………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………….25
До окончательного решения конфликта еще далеко, поскольку ни одна сторона не готова идти на уступки.
2.3. Конфликты на Балканах
На Балканском полуострове существует несколько культурных регионов и типов цивилизации. Особо выделены следующие: византийско-православный на востоке, латино-католический на западе и азиатско-исламский в центральных и южных областях. Межнациональные отношения здесь так запутаны, что трудно ожидать полного улаживания конфликтов в ближайшие десятилетия.
При создании Социалистической Федеративной республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения. Этот важнейший фактор впоследствии и был использован идеологами национальных движений и способствовал распаду федерации. Еще один немаловажный фактор - конфессиональный, причем религиозность населения определяется здесь этническим происхождением. Сербы, черногорцы, македонцы - это православные группы. Однако и среди сербов есть католики. Католиками являются хорваты и словенцы.
Лингвистический фактор также сыграл немаловажную роль. Около 70 % населения бывшей Югославии говорило на сербско-хорватском или же, как принято говорить, хорвато-сербском языке. Это в первую очередь сербы, хорваты, черногорцы, мусульмане. Однако он не был единым государственным языком, в стране вообще не было единого государственного языка. Исключение составляла армия, где делопроизводство велось на сербско-хорватском (на основе латинской графики), команды также подавались на данном языке.
Конституция страны подчеркивала равноправие языков, и даже при выборах бюллетени печатались на 2-3-4-5 языках. Существовали албанские школы, а также венгерские, турецкие, румынские, болгарские, словацкие, чешские и даже украинские. Издавались книги, журналы. Однако в последние десятилетия язык стал предметом политических спекуляций.
Нельзя не учитывать также экономический фактор. Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и автономный край Косово - отставали в экономическом развитии от Сербии.. Это приводило к различиям в доходе различных национальных групп и усиливало противоречия между ними. Экономический кризис, многолетняя безработица, жесточайшая инфляция, девальвация динара усиливали центробежные тенденции в стране, особенно в начале 80-х годов.
Причин
распада югославского государства
можно назвать еще десятки, но
так или иначе к концу 1989 года
произошла дезинтеграция
Очередной очаг напряженности возник в крае Косово и Метохия - на исконных сербских землях, колыбели сербской истории и культуры, на которых в силу исторических условий, демографических, миграционных процессов доминирующим населением являются албанцы (90 - 95 %), претендующие на отделение от Сербии и создание самостоятельного государства. Ситуация для сербов усугубляется еще и тем, что край граничит с Албанией и населенными албанцами регионами Македонии. В той же Македонии существует проблема взаимоотношений с Грецией, которая протестует против названия республики, считая незаконным присвоение имени государству, совпадающего с название одной из областей Греции. Болгария имеет претензии к Македонии по причине статуса македонского языка, рассматривая его как диалект болгарского.
Обострены хорвато-сербские отношения. Это связано с положением сербов в
Хорватии.
Сербы, вынужденные оставаться в Хорватии,
меняют национальность, фамилии, принимают
католицизм. Увольнение с работы по этническому
признаку становится обыденным делом,
и все чаще говорится о «великосербском
национализме» на Балканах. По разным
данным, от 250 до 350 тысяч человек были вынуждены
покинуть Косово. Только за 2000 год в там
было убито около тысячи человек, сотни
раненых и пропавших без вести.
3. Межнациональные конфликты в странах «третьего мира»
3.1. Межнациональные конфликты в Африке
В Нигерии со 120-миллионным населением проживает более 200 этнических групп, причем каждая народность имеет свой язык. Официальным же языком в стране остается английский. После гражданской войны 1967-1970 гг. национальная рознь осталась одной из опаснейших болезней Нигерии, как, впрочем, и всей Африки. Она взорвала изнутри многие государства континента. В Нигерии и сегодня происходят стычки на этнической почве между народностью йоруба из южной части страны, христианами, хаусами, мусульманами с севера. Учитывая экономическую и политическую отсталость государства (вся история Нигерии после получения политической независимости в I960 году - чередование военных переворотов и гражданского правления), последствия постоянно вспыхивающих конфликтов могут быть непредсказуемы. Так, всего за 3 дня (15-18 октября 2000 года) в экономической столице Нигерии Лагосе в ходе межэтнических столкновений погибли более ста человек. Около 20 тысяч жителей города покинули дома в поисках убежища.
К сожалению, конфликты на расовой почве между представителями "белой" (арабской) и "черной" Африки - также суровая реальность В том же 2000 году в Ливии вспыхнула волна погромов, приведшая к жертвам, исчисляющимся сотнями людей. Около 15 тыс. черных африканцев покинули свою страну, довольно благополучную по африканским меркам. Еще один факт - инициатива каирского правительства о создании в Сомали колониии египетских крестьян была встречена сомалийцами в штыки и сопровождалась антиегипетскими выступлениями, хотя такие поселения в немалой степени подняли бы сомалийскую экономику.
3.2. Конфликт в Шри-Ланке
Сегодня
Демократическая
В
июле 1983 года антитамильские беспорядки
произошли в столице Коломбо и
других городах. В ответ тамилы убили 13
сингальских солдат. Это привело к еще
большему насилию: 2000 тамилов были убиты,
100 тысяч были вынуждены покинуть свои
дома. Начался полномасштабный этнический
конфликт, который продолжается и сегодня.
Тамилы сейчас получают большую финансовую
поддержку от соотечественников, эмигрировавших
из страны и имеющих статус политических
беженцев в различных странах мира. Члены
группировки «Тигры освобождения Тамил
Илама» хорошо вооружены. Их численность
- от 3 до 5 тысяч человек. Попытки ланкийского
руководства огнем и мечом уничтожить
группировку ни чему не привели. Столкновения
время от времени происходят и сейчас;
еще в 2000 году всего за 2 дня боев за город
Джафна погибло около 50 человек.
Заключение
В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.
По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия (см. проблема Ольстера в Великобритании). Межнациональные конфликты - это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Последние нередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы - как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как... идейная борьба, политическая борьба и т. д. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и "коренным" населением, весьма типичен.
Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения. Так, социолог структурно-функционального направления Льюис Козер пишет: "Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству". Другой немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что и конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.
Все же межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн. человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн. человек. Такие массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенно изменяют возрастнополовой состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети, и именно эти, наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину. Так, во время конфликта в Приднестровье среди прибывших в правобережную часть Молдавии 56,2% детей и 35,2% женщин. 7% беженцев оставили на месте прежнего проживания супруга, а 6% - детей. Такое положение отнюдь не способствует улучшению демографической ситуации. Кроме того, к последствиям конфликтов можно отнести безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.
На
сегодняшний день на международном
уровне еще не выработаны четкие дефиниции
национального меньшинства и
его прав. При определении данной
дефиниции берутся во внимание такие
факторы, как количественный аспект, негосподствующее
положение, различия в этническом или
национальном характере, культуре, языке
или религии, а также индивидуальное отношение
(принятие решения о принадлежности или
непринадлежности к нацменьшинству). К
примеру, в Германии национальными меньшинствами
признают себя фризы, датчане, сорбы, цыгане
(рома). А вот евреи себя нацменьшинством
не признают, а считают себя религиозной
конфессиональной группой. Уйгуры в Китае
(10 миллионов человек) нацменьшинство,
многомиллионное население курдов, россияне
в странах СНГ и Балтии также являются
нацменьшинствами. Коль скоро неизвестно
точно, что понимать под национальным
меньшинством, то еще труднее понять, каковы
его права. Между тем в некоторых даже
относительно развитых странах, как в
Албаниии, вопрос об этом стоит ребром.
В Македонии не запрещается создание политических
партий на этнической основе, а в Болгарии
конституция запрещает создание таких
партий. В Румынии забронированы места
в парламенте для нацменьшинств, а в Германии
бронирование таких мест признается антиконституционным.
Вопрос об участии национальных меньшинств
в принятии решений также остается открытым,
а это будет порождать конфликтные ситуации
везде, где существует неравный доступ
к власти различных национальных групп.
Список использованной литературы
4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Я.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.- C. 11-22.
9. Иванов И. Косовский кризис: год спустя//Дипкурьер НГ. - 2000. - № 5 (5). - C. 1
18. Стрельчик .Е. Почему мусульмане крушат православные кресты в Крыму?// НГ-Религии. - 2000. - № 23 (70). - C.3
19. Сумбатян Ю. Нигерия на пути к демократии//Дипкурьер НГ. - 2000. - № 14 (14). - C.3.
3. Андреев А. Черные африканцы бегут из Ливии//Независимая газета. - 2000. - № 218 (2280). - C.6
17.
Соснин В.А. Социально-