Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 05:59, реферат
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.
За зиму 2007—2008 — убито 24 человека выходцев с Кавказа, Средней Азии и Китая [4].
Интересно посмотреть, на каких социальных слоях все эти факторы сказались наиболее разрушительно, т.е. из каких слоев в первую очередь рекрутируются скинхеды. Данные о социальном происхождении скин-тусовки недостаточны, но те, что имеются, указывают, что наши скины относятся вовсе не к «социальному дну». В большинстве своем это дети «советского среднего класса», чей имущественный и социальный уровень резко снизился за 10 лет реформ. Скинхеды – это не дети хронических алкоголиков и уголовников, а дети бывших высокооплачиваемых рабочих, инженеров, сотрудников НИИ и КБ, которых «экономические реформы» 90-х превратили в «челноков», продавцов на рынках и в ларьках, охранников, коммивояжеров, мелких (средних) торговцев и бизнесменов и т.п. Эти люди пережили психологическую драму и моральное унижение. Часто они пребывают в глубокой депрессии. У многих по этой причине распались семьи.
Глубокое недовольство социальной действительностью подростки из этих семей транслировали в нигилизм, расизм и национализм.
Есть города (Нижний Новгород, Краснодар, Воронеж, Волгоград), в которых значительная часть (если не большинство) скинхедов – это дети из семей мелких (и средних) торговцев, представителей мелкого и среднего бизнеса, среднего чиновничьего звена и т.п., говоря обобщенно – средней и мелкой буржуазии. По результатам социологических обследований (частично опубликованных в газете «Московские новости»), именно дети российских бизнесменов (особенно средних и мелких) являются носителями куда более выраженных националистических идей, чем их сверстники из других социальных слоев. Очевидно, они уже мыслят категориями «семейного бизнеса» и рассматривают «инородцев» как потенциальных конкурентов. А это является косвенным свидетельством неустойчивого положения среднего и мелкого бизнеса в России и ограниченности российского рынка (во времена процветания места хватает всем – и «своим», и «чужим»).
В 1999 г. польские социологи из группы «ВИП» проводили в России исследование в частных школах, полагая, что именно в этих школах растет будущая бизнес-элита, с которой полякам рано или поздно придется иметь дело. Среди старшеклассников была выделена группа (около 20 % обследованных юношей), условно названная «националистами». Как правило, все они были детьми торговцев и бизнесменов «среднего звена» (реже – чиновников). Эта группа довольно твердо противопоставляла себя основной группе обследованных учащихся (около 60 % старшеклассников, как правило, детей более богатых родителей, которые откровенно демонстрировали презрение ко всему русскому и России и мечтали жить на Западе).
«Националисты» же собирались жить именно в России, в отличие от «основной группы» особо прокламировали свою верность «русским традициям» и православию, демонстрировали доходящую до ненависти неприязнь к другим конфессиям (особенно – к исламу и иудаизму). Свыше 80 % из этой группы сами называли себя расистами и высказывались в том духе, что «быть расистом – хорошо и правильно», «белая раса – высшая», «черные – недочеловеки» и «негры – вообще не люди, а обезьяны». Практически все выступали против смешанных браков (причем 42 % опрошенных были даже против смешанных браков со всеми, кроме славян, а около 20 % – против смешанных браков и со славянами, если те – не православные).
Практически все «националисты» рассматривали представителей «восточных» народов в первую очередь как экономических конкурентов («захватили рынки», «устраивают тут свой бизнес», «вытесняют коренное население из бизнеса»), причем около 30 % выказывали такую же неприязнь и к коммерсантам с Запада.
Интересно,
что опрошенные совсем не были против
того, чтобы вьетнамцы жили во Вьетнаме,
азербайджанцы – в
Все опрошенные «националисты» высказывались за жесткую линию в отношении Чечни.
Наконец, созданный в ГУВД г. Москвы после Царицынского погрома отдел по борьбе с экстремизмом среди несовершеннолетних (руководитель – Сергей Жеребин) к маю 2002 г. поставил на учет свыше 1 тыс. скинхедов. Это дало возможность сделать некоторые выводы о социальном происхождении приблизительно пятой части московских скинхедов.
Итак, около 35 % этих скинхедов живут в неполных семьях. Однако 90 % таких семей стали неполными именно в 90-е годы: экономические потрясения вызывали разное поведение у отцов и матерей, что повлекло за собой конфликт ценностных установок, взаимные претензии и развод.
Родители 58 % заняты в торговле и «ресторанном бизнесе», при этом 22 % имеют «собственное дело». Еще 22 % заняты мелким и средним бизнесом – посредническими услугами, ремонтом, извозом и даже выращиванием цветов. 8 % матерей – домохозяйки (что само по себе говорит об обеспеченности семей). У 21 % отцы работают в охранных структурах, у 6 % отцы – армейские офицеры, у 12,8 % хотя бы один из родителей – государственный служащий. Только у 4 % один или оба родителя – рабочие, только у 3,2 % – ИТР или представители массовых интеллигентских профессий (учителя, преподаватели вузов, врачи, редакционные работники и т.п.) [5].
В рамках данного исследования был проведён опрос среди студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 20 студентов. Целью данного исследования было выявление отношения молодых людей к представителям других национальностей, проживающих на территории России, а также отношение к представителям националистических субкультур. По результатам исследования были получены следующие данные: практически все опрошенные не имею ни чего против других национальностей, проживающих на территории России-90%, более того все респонденты высказались о том, что они против существования молодёжных субкультур, имеющих националистический характер. Можно сделать вывод о том, что полученные результаты являются следствием того, что опрос проводился среди студентов гуманитарных специальностей, получающих высшее образование.
Если сравнить эти данные с данными опроса, проведённого краснодарской краевой общественной организации Молодежная Группа за Толерантность "ЭТнИКА", то виден противоположный результат: более 500 старшеклассников образовательных учреждений Краснодара (30% опрошенных) предпочитают насильственные методы борьбы с терроризмом, включая проверку лиц "опасной народности", кавказской национальности, "выселение из России всех нерусских", "выселение всех чеченских семей", "ссылку всех мусульман". Тревогу вызывает также тот факт, что в Краснодаре, активизировалась группа, скинхэдов, которые уже учинили несколько драк и избиений молодежи, причисляющей себя к "неформалам" или же к "представителям нетрадиционной ориентации"[6].
Вывод
Подводя итог, следует отметить, что классическое представление о фашиствующих погромщиках как о мелких буржуа, воспринимающих «инородцев» в первую очередь в качестве экономических конкурентов, находит себе подтверждение. Очевидно, однако, что не «инородцы» несут ответственность за более чем 10-летний экономический спад в стране. Следовательно, провокация в России национальных, расовых конфликтов выгодна сегодняшним властям, так как является профилактикой конфликтов социальных, т.е. выступлений, направленных против существующей власти.
Современная история показывает, что от националистических движений не избавлены ни высокоразвитые, ни традиционные, ни бывшие социалистические страны, что нередко приводит к вооруженным столкновениям на межнациональной почве, влекущими за собой человеческие жертвы.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят затяжной характер. Выход из состояния конфликта - процесс длительный и болезненный, требующий многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций, институтов гражданского общества, политических партий и движений
Для каждого общества роль такого события как случаи проявления национализма и ксенофобии, следует рассматривать как особый сигнал беспокойства и тревожности, так как за этим может следовать открытое противостояние, в том числе и вооруженное
Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреждению обострения межнациональных обострений.
В
свою очередь предупреждение межнациональных
конфликтов представляет собой исключительно
сложную задачу, поскольку это
явление порождается многими
социальными, политическими, психологическими,
экономическими, историческими и
иными причинами. Следовательно, такие
причины должны быть объектами профилактического
вмешательства со стороны органов государственной
власти, правоохранительных в особенности.
Эффективность деятельности ОВД по предупреждению
и пресечению противозаконных деяний
на национальной почве будет достигнута,
если государственные органы власти серьезно
будут работать над вопросами разрешения
накопившихся проблем.
Список литературы:
1.http://revolution.
2.http://ru.wikipedia.
3. http://www.kavkaz-uzel.ru/
4.http://ru.wikipedia.
5. http://saint-juste.narod.ru/
6. http://www.regnum.ru/news/
Приложение 1
Анкета на выявление отношения молодёжи к людям другой национальности, проживающим на территории России
1. Ваш пол:
а) М;
б) Ж.
2. Ваш возраст________________
3. Как вы относитесь к людям другой национальности, проживающим на территории России?
а) не имею ни чего против них;
б) в России должны жить только русские;
в) хорошо, что наша страна многонациональна;
г) против представителей некоторых национальностей.
4. Если вы против
представителей некоторых национальностей,
то против каких?________________________
5. Какие вы знаете
субкультуры, разжигающие межнациональные
конфликты?____________________
6. Как вы относитесь к субкультурам националистической направленности?
а) разделяю их мнение;
б) таких субкультур не должно быть;
в) свой вариант.
7. Вы считаете межнациональные конфликты проявлением:
а) национализма;
б) патриотизма?
Приложение 2
Протокол
опроса
респонденты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
2 | ж | 19 | А | скинхеды | Б | А | |
3 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
4 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
5 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
6 | м | 20 | Г | казахи | скинхеды | Б | А |
7 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
8 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
9 | ж | 21 | А | скинхеды | Б | А | |
10 | м | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
11 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
12 | ж | 19 | А | скинхеды | Б | А | |
13 | ж | 20 | А | - | Б | А | |
14 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
15 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
16 | ж | 20 | А | скинхеды | Б | А | |
17 | ж | 21 | Г | цыгане | скинхеды | Б | А |
18 | м | 20 | А | - | Б | А | |
19 | ж | 20 | А | - | Б | А | |
20 | ж | 21 | А | скинхеды | Б | А |
Информация о работе Межнациональные конфликты в молодёжной среде