Межнациональные конфликты в молодёжной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 05:59, реферат

Описание работы

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

Работа содержит 1 файл

межнациональные конфликты (доклад).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Омский  государственный педагогический университет

Факультет психологии и педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

Межнациональные конфликты в молодёжной среде 
 
 
 
 
 

Выполнила: Шалагинова Н. Ю.

                                                                            Проверила: Воложанина Е. Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск-2009

     Введение

     Мы  живем в сложном и постоянно  меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального  и политического экстремизма  стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

     В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь - как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц газет и журналов.

     Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этноцентрических установок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Межнациональные конфликты в молодёжной среде

     Зачастую  межнациональные конфликты приобретают  экстремистский характер. Многие ученые подчеркивают, что в основе молодежного экстремизма лежит, так называемый, этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они». Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет прежде всего о таких понятиях как национализм и терроризм.

     Национализм как доминанта национального  самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией или другой общностью. Тем самым, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную обязанность - продвигать ее интересы, а также обеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. Тоесть национализм, как и этноцентризм - явление широкого национального плана, корни которого могут иметь не только этническую, но и иную природу - политическую, идеологическую, социальную, религиозную и другую.

     Национализм как уникальное явление требует особого пояснения:

     Во-первых, национализм многими авторами определяется как самоидентификация со своей  нацией, как осознание общности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству с одновременным  уважением и признанием права на самобытность других народов. Однако, это определение как бы «обеляет» все действия, основанные на причинении вреда из-за чувства расовой, этнической или кокой либо другой неприязни, оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.

     Во-вторых, причины национализма очень многолики  и корни их понимания лежат  в осознании неповторимости наций, этносов и нардов.

     Следует отметить, что национализм и патриотизм имеют одни корни - преданность и  привязанность к своей социальной общности (этнической, национальной или какой-либо другой). Но в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях, различают две системы социально-психологических установок, которые совершенно по-разному предопределяют характер отношений между людьми как представителями разных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом - определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Так почему же национализм и патриотизм, имея одни те же истоки, имеют такие разные последствия. Ученые отмечают, что для внутреннего мироощущения представителей и того и другого направления характерно состояние внутреннего конфликта, заключающегося в несоответствии между образом идеальной модели и реальной действительностью. В результате чего меняется внутренний мир и позиция личности. Националист выстраивает для себя внутреннюю схему « я - хороший, мир - плохой». Эта схема позволяет оправдывать любые действия. А патриот пытается изменить этот мир другими конструктивными путями.

     Чувство национального превосходства также  рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду с тремя культурными предпосылками, ведущими к развитию агрессии против других наций:

     1) возникновение идеологии антагонизма,  вызванное изначальным разделением  «своя», «чужая» группа, что затем  приводит к тому, что внешней  группе приписываются крайне  негативные, часто основанные на  стереотипных представлениях черты.

     2) идеология национальной безопасности, в которой непрерывная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяется безоговорочной целью любой ценой господствовать над ним.

     3) видение мира в свете питаемых  войной ценностей, таких как  товарищество, преданность национальная гордость или достойная цель.

     В проведенном анализе упор делается на психологических механизмах, задействованных  в насилии на психологической  почве. И действительно межэтнические  конфликты имею глубинную психологическую  основу, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия справедливости. В то же время верно и то, что на проявление экстремизма сильнее, чем на другие виды агрессии влияют факторы не психологического характера, исторические и материальные масштабы конфликта [1].

  Зачастую межнациональные конфликты в молодёжной среде разжигают представители субкультур, имеющих националистическую направленность. В качестве примера рассмотрим наиболее известную- субкультуру скинхедов.

      В России под «скинхедами» подразумеваются асоциальные лица, как правило, несовершеннолетние, безработные или агрессивно настроенные жители спальных районов, реже представители рабочего класса. Также в официальном дискурсе средств массовой информации и государственных деятелей Российской Федерации скинхедом объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление против иностранцев или лиц «не титульной» национальности на какой-либо территории [2].

     Возникновение в России скинхедов вызвано социально-экономическими причинами. И главная из этих причин – неолиберальные реформы.  Это связано с тем, что неолиберальные реформы подрывали благосостояние значительной части общества, лишали людей работы, отбрасывали их на социальное дно. Именно дети этих людей, обнаружив, что они лишены социальных перспектив, и становились скинхедами.

     В нашей стране неолиберальные экономические  реформы повлекли за собой некоторое  дополнительные социальные процессы, прямо повлиявшие на возникновение скин-движения. Например, многие у нас, пытаясь поддержать хоть сколько-то приемлемый жизненный уровень, стали работать на двух-трех-четырех работах вместо одной или на одной – но с утра до ночи. Естественно, своих детей они уже практически не видели – и уж тем более у них не осталось времени на то, чтобы заниматься воспитанием. Говоря иначе, неолиберальные реформы полностью уничтожили и без того не блестящее семейное воспитание в стране.

     Воспитателями детей стали улица, преступная среда и TV. Был полностью утрачен контакт с родителями. Взрослые и подростки оказались живущими в разных мирах: одни работали с утра до ночи, получая гроши, другие не знали, чем себя занять, и жили в мире, где на каждом углу им предлагали спиртное, наркотики и пропагандировали насилие, жестокость или сексуальные извращения. Взрослые и подростки даже говорить стали на разных языках.

     Неолиберальные  реформы обесценили социальный опыт предыдущих поколений, что, естественно, подорвало уважение к старшим у молодежи. Настойчивая пропаганда индивидуализма и очевидное процветание криминалитета привели к тому, что стариков стали презирать – как вообще всех бедных.

     Одновременно  в России произошел распад системы  внешкольного образования и воспитания. Многочисленные бесплатные ДК, «дома» и «дворцы пионеров» были либо полностью ликвидированы, либо превратились в коммерческие предприятия, которые не по карману значительной части населения. Раньше дети и подростки занимались в разных секциях, студиях и кружках. Нынешняя власть считает это излишним.      Следовательно, нынешняя власть предпочитает, чтобы подростки вливались в преступную среду, становились алкоголиками, наркоманами, скинхедами.

     Стыдно  сказать, в 90-е годы в России была введена новая форма милиции, почти полностью скопированная с формы «капо» – немецкой полиции 30-х годов. А в армии была введена новая форма, образцом которой послужила форма пиночетовской Чили (а образцом для формы чилийской армии, как известно, послужила форма германской армии). Власть после начала Чеченской войны занялась милитаризацией общества и общественного сознания, повсеместно насаждая кадетские корпуса, где активно внедряются «национальные» идеи. Дело дошло до планов ликвидировать знаменитый Ивановский интернациональный детский дом и учредить вместо него суворовское училище (т.е., очевидно, выгнать на улицу, во-первых, всех девочек, а во-вторых, всех неграждан России).

     Интернационализм  в 90-е был официально признан «тоталитарной  советской идеологией». Начиная со времен I Чеченской войны власть активно занялась националистической и, в частности антикавказской, пропагандой. То есть власть сама насадила в головах подростков националистические идеи и сама указала «врагов» – «кавказцев».

     По  данным 2008 года, нападения на выходцев с Кавказа и Средней Азии в городах России становятся более жестокими. Москва вышла на первое место по числу подобных нападений. Это констатировали участники пресс-конференции "Ксенофобские настроения среди российской молодёжи принимают форму эпидемии". Выступавшие отметили заметный рост ксенофобских настроений в российском обществе, особенно среди молодёжи. По их словам, всё чаще людей с неславянской внешностью избивают и убивают на улицах. В группировки нацистов зачастую втягиваются подростки, начиная с 12 лет. Стремительно растёт пропаганда ненависти в Интернете. Люди, использующие националистическую риторику, рвутся к власти, используя для этого местные и федеральные выборы [3].

     Все это происходило одновременно с  процессом тотальной дегуманизации  российского общества. Культ силы открыто проповедовался со страниц  газет и книг, с телеэкранов, насилие  стало и остается обыденным явлением и «нормой жизни» – по всем каналам  у нас идут бесконечные фильмы и сериалы об убийствах, мордобоях, взрывах и изнасилованиях. Подростки во всем мире черпают сведения о «взрослой жизни» в значительной степени с экрана TV. Наше TV воспитало целое поколение, уверенное, что насилие – это норма и что все проблемы можно и нужно решать с помощью силы.

   Ниже приведены данные о преступлениях, совершёнными российским НС-скинхедами (согласно сообщениям СМИ и решениям судов):

  • 2001, 24 апреля — погром на московском рынке в Ясенево, принадлежащий выходцам с Кавказа.
  • 2001, 30 октября — погром торговых рядов около станции метро Царицыно в Москве.
  • 2003, 21 сентября — убийство шестилетней девочки-цыганки в Кировском районе Санкт-Петербурга. Вооружившись топором, ножом-бабочкой и металлическим прутом, НС-скинхеды избили двух женщин с двумя малолетними детьми. Одна из девочек впоследствии скончалась в больнице, а другая, пятилетняя, была госпитализирована в очень тяжёлом состоянии. Одну из пострадавших женщин также пришлось доставить в больницу.
  • 2004, 23 апреля — нападение на группу китайцев во Владивостоке.
  • 2005, 13 ноября — убийство студента-антифашиста Тимура Качаравы в Санкт-Петербурге, после чего семеро НС-скинхедов были признаны судом виновными в его убийстве.
  • 2006, 7 апреля — убийство студента-сенегальца, члена Африканского Единства, на выходе из ночного клуба в Санкт-Петербурге.
  • 2006, 14 апреля — погром цыганского табора в Волгоградской области.
  • 2006, 22 апреля — убийство армянского подростка Вигена Абрамянца на станции метро Пушкинская в Москве.
  • 2006, 25 мая — убийство армянского подростка Артура Сардаряна в электричке Москва-Софрино.

Информация о работе Межнациональные конфликты в молодёжной среде