Межличностные отношения

Автор: Оля Гаврина, 10 Октября 2010 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие конфликта, его сущность……….…………………………….4
Виды конфликтов………………………………………………………..7
Межличностный конфликт…………………………………………...…8
Методы урегулирования межличностного конфликта………………11
Заключение………………………………………………………………..……14
Список используемой литературы…………………………………….……..15

Работа содержит 1 файл

контр.раб.конфл2.docx

— 30.37 Кб (Скачать)

Если  в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебное настроение и т.д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта, такие как:

1. Метод  " выхода чувств ". Оппоненту  дают возможность высказаться,  тем самым, понижая у него  эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей  степени предрасположен к поиску  вариантов конструктивного урегулирования  конфликта.

2. Метод  " положительного отношения к  личности ". Конфликтующий, прав  он или виноват - всегда страдалец.  Необходимо высказать ему свои  сочувствия и дать положительную  характеристику его личным качествам типа: " Ну, Вы же умный человек….". Стремясь оправдать такую положительную оценку, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3. Метод  вмешательства " авторитарного  третьего ". Человек, находящийся  в конфликте, как правило, не  воспринимает высказанных оппонентом  в его адрес положительных  слов. Оказать содействие может  некто " третий ", пользующийся  доверием. Т.о., конфликтующий будет  знать, что его оппонент не  такого уж плохого о нём  мнения, и этот факт может стать  началом поиска компромисса.

4. Приём  " обнажённая агресся ". В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают " выговориться о наболевшем ". В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

5. Приём  "принудительного слушания оппонента". Конфликтующим ставят условие  внимательно слушать друг друга.  При этом каждый, прежде чем  ответить оппоненту, должен с  определённой точностью воспроизвести  его последнюю реплику. Сделать  это достаточно трудно, так как  конфликтующие слышат только  себя, приписывая оппоненту слова  и тон, которых в действительности  и не было. Предвзятость оппонентов  друг к другу становится очевидной,  и накал напряжённости в их  отношении спадает.

6. Обмен  позиций. Конфликтующим сторонам  предлагают высказывать претензии  с позиции своего оппонента.  Этот приём позволяет им "выйти"  за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше  понять своего оппонента.

7. Расширение  духовного горизонта спорящих  сторон. Это попытка вывести конфликтующих  за рамки субъективного восприятия  конфликта и помочь увидеть  ситуацию в целом, со всеми  возможными последствиями. 

Важным  этапом на пути разрешения конфликта  является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или  обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения  противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также сама конфликтная  установка.

Для успешного  разрешения конфликта, в конечном счёте, необходимо, чтобы обе стороны  проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено  хотя бы одной из сторон, то и это  даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать  первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом. Такие методы при разрешении конфликтных ситуаций на производстве должен уметь использовать как психолог, так и руководитель для разрешения конфликтов любой степени сложности. Здесь важно правильно сформулировать суть конфликтной ситуации, выявить её повод, причины и установить прежние межличностные отношения участников конфликта. Как уже говорилось, в основе многих конфликтов эмоциональное начало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Именно сейчас, когда рабочий и служащий не уверены, что получат зарплату; военнослужащий, что не будет уволен по сокращению штатов; выпускник ВУЗа, что найдёт работу по специальности; когда вызывает определённые трудности покупка товаров; когда человек сталкивается очень часто с раздражительностью, гневом, грубостью и недоброжелательностью и велика вероятность психических и сердечнососудистых заболеваний, как никогда большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности. И это умение необходимо развивать, прежде всего, в самом себе, ибо мир - это отражение нас самих. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

    1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.,2000
    2. Гришина Н.В. Психология конфликта СПб., 2000
    3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 633.
    4. Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2000

Информация о работе Межличностные отношения