Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:55, доклад
Целью доклада является выявление специфики межэтнических отношений в Самарском регионе. Для наиболее полного представления о таких взаимодействиях в Самарской области, автором предлагается изучить:
• Формирование этнического состава населения Самарского региона;
• Взаимоотношения самых крупных этносов, населяющих данный регион: русские, татары, чуваши и мордва.
• Межэтнические процессы в Самарском крае после распада Советского Союза.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование этнического состава населения Самарского региона.
§1.1. Заселение Самарского края русскими, татарами, чувашами и мордвой…………………………………………………………………………….5
§1.2. Взаимоотношения этносов…………………………………………..7
Глава 2. Межэтнические процессы, характерные для Самарского региона после распада СССР.
§2.1. Народы СССР на территории Самарского края после распада СССР……………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………...........16
Приложение………………………………………………………………………17
Постсоветский период характеризуется возрастанием роли этничности в социальном пространстве. Конец 90-х годов ХХ столетия ознаменован определенным ростом этнического самосознания у коренных народов Среднего Поволжья, путем консолидации. Этот процесс характеризуется внутренним сплочением достаточно значительного по количеству этноса, при котором сглаживаются различия между имеющимися в нем локальными группами или объединяются ранее территориально разрозненные части. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса - субэтносы. Чаще всего это происходит, когда все они оказываются в пределах одной территории. Этот процесс протекает при активизации этнического самосознания и поэтому является этноэволюционным.
Формируются и открываются национальные культурные автономии – татарская (1998), чувашская (1999), мордовская (2000). В сентябре 2004 года в Ульяновской области был разработан и принят закон «Об утверждении областной целевой программы «Национальное развитие и международное сотрудничество на территории Ульяновской области (2005 – 2007 гг.)». В 1993 году в целях подготовки учителей татарского и чувашского языков для школ области на филологическом факультете Ульяновского государственного педагогического университета открыто Национальное отделение. Во многих учебных заведениях Ульяновской области начинают реализовываться программы этноязыкового и этнокультурного образования. Появляются программы, передачи и печатные изданий, на национальных языках. [7;14] Так, этническая идентичность постепенно выходит из приватной сферы в публичную.
Вообще, этнические процессы объединяют в две группы - этноэволюционные и этнотрансформационные. Различие между ними в том, что в первом случае при всех объективных изменениях этноса не меняется его самосознание, - во втором же - изменения столь глубоки, что меняется этническая самоидентификация.
К числу наиболее распространенных в период после распада Советского Союза объединительных процессов относятся этническая консолидация, о которой было сказано выше, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.
Этническая ассимиляция - процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания и является этнотрансформационным.
Этноразделительные процессы протекают по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической парциации, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией. Примером парциации может служить постсоветское пространство.
Современное положение национальных отношений внутри Самарского региона находится под пристальным вниманием федеральных и региональных властей. Так, 1 октября 2011 года этот вопрос рассматривался на совещании, посвященном межнациональным и межэтническим отношениям в условиях мирового финансового кризиса, направленном на дальнейшую гармонизацию межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений.
Помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Мельниченко О. В. отметил, что на сегодняшний день в Приволжском федеральном округе накоплен значительный позитивный опыт реализации национальной политики, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений, налажена совместная работа органов власти с этническими общественными объединениями. [6;1]
Таким
образом, необходимо отметить, что в период
существования СССР взаимодействие между
этносами было столь велико, что не было
значимого различия между нациями, поскольку
советский народ ощущал себя как единое
целое, где этническое самосознание существовало
по большей части в сельской, семейной
среде. Поэтому браки между нациями были
вполне естественны, что также приводило
к потере этничности. Такие процессы ассимиляции
сменились парциацией (разграничением,
разделением этнических общностей или
их частей и формирование новых этносов),
когда Советское пространство разделилось
на 15 его составляющих республик, каждая
из которых стала самостоятельным государством,
где большое внимание стало уделяться
национальному аспекту.
Заключение.
В завершении данной работы, необходимо пояснить, что этничность – это социальная конструкция, которая формируется и изменяется в зависимости от внешних факторов. Значение этничности для конструирования индивидуальной идентичности в современных условиях нельзя недооценивать. Этническая картина Самарского края многообразна. Несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимоотношений, сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.
В представленном докладе мной были изучены следующие вопросы:
Подводя итог к вышесказанному, считаю необходимым отметить, что многовековое взаимодействие разных национальностей в хозяйственном освоении Самарского Поволжья, дисперсное их проживание и наличие многонациональных сел неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственной продукции, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре и русских в фольклоре других народов Поволжья. Общие черты существуют в сюжетах национальных праздников и обрядов.
Что касается периода существования СССР, необходимо отметить, что большое влияние на национальную самоидентичность, оказали процессы «советизации», которым в большей степени были подвержены русские, мордва и чуваши, ввиду того, что у татарского населения сильны были религиозные мусульманские традиции, а у русских, к примеру, православие было уничтожено Советской Властью, хотя именно христианство было и является основой национальной самоидентичности русских. В ходе изучения этнических процессов на территории Советского и постсоветского пространств, было выявлено, что во времена СССР преобладали процессы ассимиляции (растворения наций), а после распада Советского Союза, напротив – процессы парциации и консолидации.
Интенсивное
взаимопроникновение и
По
мнению экспертов Института этнологии
и антропологии РАН, Самарская область
относится к регионам с взвешенной, глубоко
продуманной национальной политикой.
Поэтому, с уверенностью можно сказать,
что будущие взаимоотношения между этносами
региона останутся стабильными и гармоничными,
направленными на взаимодействие и взаимообогащение
культур, что способствует дальнейшему
развитию и процветанию Самарского региона.
Здесь можно заметить обратную связь.
Благополучие в экономике региона напрямую
связано со стабильностью межэтнических
отношений Самарского края. [5;1]
Список использованной литературы.
Приложение.
Численность основных этнических групп населения Самарской области:
|
Информация о работе Межэтнические отношения в Самарском регионе