Межэтнические отношения в Самарском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:55, доклад

Описание работы

Целью доклада является выявление специфики межэтнических отношений в Самарском регионе. Для наиболее полного представления о таких взаимодействиях в Самарской области, автором предлагается изучить:
• Формирование этнического состава населения Самарского региона;
• Взаимоотношения самых крупных этносов, населяющих данный регион: русские, татары, чуваши и мордва.
• Межэтнические процессы в Самарском крае после распада Советского Союза.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование этнического состава населения Самарского региона.
§1.1. Заселение Самарского края русскими, татарами, чувашами и мордвой…………………………………………………………………………….5
§1.2. Взаимоотношения этносов…………………………………………..7
Глава 2. Межэтнические процессы, характерные для Самарского региона после распада СССР.
§2.1. Народы СССР на территории Самарского края после распада СССР……………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………...........16
Приложение………………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ!!!!реферат этнология.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Межэтнические отношения в Самарском  регионе.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование этнического состава населения Самарского региона.

      §1.1. Заселение Самарского края русскими, татарами, чувашами и мордвой…………………………………………………………………………….5

      §1.2. Взаимоотношения этносов…………………………………………..7

Глава 2. Межэтнические  процессы, характерные для Самарского региона после распада СССР.

     §2.1. Народы СССР на территории Самарского края после распада СССР……………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  использованной литературы……………………………………...........16

Приложение………………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Самарская область расположена в Среднем  Поволжье. Площадь области 53,6 тыс.кв.км., ее население составляет 3 млн. 282 тыс. человек.     Самарская область является одним из самых полиэтничных регионов Российской федерации, включает представителей русской, татарской, чувашской, башкирской, мордовской, казахской, белорусской и других национальностей. Ввиду такой разноликости, разнообразия культур и мировоззрений, совершенно очевидно, что на основе этих факторов возможно возникновение недопонимания, разногласий и даже стычек среди представителей различных национальностей. Но это не характерно для Самарского региона. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных культурных и экономических связей между русским населением и другими народами Поволжья. Проблема межэтнических отношений региона несомненно актуальна со времен формирования этнического состава, до сегодняшнего дня, поскольку вопрос этнического самосознания народов во все времена остается актуальным.

     Целью доклада является выявление специфики межэтнических отношений в Самарском регионе. Для наиболее полного представления о таких взаимодействиях в Самарской области, автором предлагается изучить:

  • Формирование этнического состава населения Самарского региона;
  • Взаимоотношения самых крупных этносов, населяющих данный регион: русские, татары, чуваши и мордва.
  • Межэтнические процессы в Самарском крае после распада Советского Союза.

       При изучении межэтнической ситуации Самарского региона, мной были исследованы работы Ю.Н. Гусевой – ученицы Сергея Сенюткина, видного российского ученого, немало внимания уделявшего изучению регионального мусульманства - «Ислам в Самарской области», Колесниковой Л.А. - «История появления и формирования этнических общин, традиционно проживающих в Самарской области», труды Ягафовой Е.А., а также ресурсы сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Формирование этнического  состава населения

     Самарского  региона.

     §1.1. Заселение Самарского края русскими, татарами,

     чувашами  и мордвой.

     Первые  группы русского населения появились на территории Самарского региона в эпоху Золотой Орды. Уже со второй половины 13 века на территорию Самарского края начали проникать русские и мордва. Возле села Березовка в Шигонском районе был найден смешанный русско-болгарский поселок, возникший во второй половине 13 века и существовавший здесь около столетия. Во время раскопок на месте поселения, найдены кости свиньи, что совсем не характерно для поселений болгар-мусульман, и говорит, скорее, о проживании христиан, то есть русских. Однако формирование основного ядра русского населения Самарского края происходило в 16-19 веках за счет переселения русских из других мест. Первые постоянные поселения в Заволжье появились после строительства на левом берегу Волги крепости Самара [1;2]. Хотя массовый поток русского населения стал возможным только после строительства городов – крепостей и оборонительных линий: Закамской (1652 - 1656), Сызранской (1683), Новозакаиской (1732-1734), Оренбургской (1736-1743). В заселении края участвовали также выходцы из территорий, располагавшихся в центре страны. Те, кто переселялся из центральной части, обосновывались, как правило, в степной части Самарского региона – Бузулукский уезд, Николаевский, Новоузенский. Интересно, что переселившееся русское население состояло из представителей разных этнографических групп: северо- , средне- и южнорусской. Такая неоднородность выразилась, в итоге, в названиях отдельных групп – «москвичи», «симбирцы», «пензяки» и селений – Можайка, Калуга, Московка, Питерка. Таким образом, общая численность русского населения составляла 2 708 549 человек, это 83,6 % от общего количества [1;3].

     Предки  современных татар жили на территории Самарской области еще в 11 веке. При переселении на новые территории, татары были вынуждены селиться на башкирских родовых местах, поэтому  нередко переходили в статус тептярей. Ко времени Генерального межевания в 1798 году в Бугульминском уезде насчитывалось уже 97, в Бугурусланском – 30 татарских и смешанных татаро-башкирских селений. К концу 19 века сложилась современная картина размещения татар: основная масса татарских поселений расположена на северо-западе и северо-востоке области [1;5]. Хотелось бы отметить тот факт, что сельское татарское население не смешивается с соседями других национальностей, образуя мононациональные села.

     Исторически чуваши представляют собой сельское население. По данным до 2009 года только 37,4% чувашей проживают в городах области, в том числе 15,3 тыс. человек в самой Самаре. Первые поселения чувашей в Самарском крае возникли на Самарской Луке во второй четверти 17 века. [3;33] В первой половине 18 века значительную часть переселенцев составили выходцы из северо-западных и северных районов Чувшии, то есть в основном верховые чуваши (вирьялы). К концу 18 века наблюдался большой поток миграции из Казанского, Свияжского и Симбирского уездов – это места проживания низовых чувашей.

     Общая численность чувашей постоянно  росла и к переписи 1989 года достигла 117,8 тыс. человек. Во многих селах чуваши издавна проживают совместно  с представителями русской и  мордовской национальностей.

     Первые  группы мордовского населения появились на территории Самарского Поволжья в эпоху Золотой Орды. После ее распада, по мнению Колесниковой Л.А., основная часть мордовского населения ушли на свои исконные территории [1;7]. Таким образом, к концу 16 века общая численность мордовского населения составляла около 100 тысяч человек.

     Вторым  периодом проникновения мордвы на территорию Самарского Поволжья – правого берега Волги - была вторая половина 17 века, практически  одновременно с русскими. На левобережье первые поселения появились в этом же периоде, но после строительства Закамской сторожевой линии.

     Таким образом, заселение Самарского края вышеописанными этносами началось еще в 11 веке, длилось на протяжении нескольких веков, а завершилось формирование этнического состава  только к 17 веку. Хотя, естественно, количественный состав этносов находится в постоянном движении и изменяется в зависимости от происходящих этнических процессов.

     §1.2. Взаимоотношения  этносов

     Еще в 13 веке, в связи с миграцией тюрков в Среднее Поволжье, происходило этнокультурное взаимодействие их с местным населением – финно-угорским. [2;7]

     Виду  того, что тюркоязычные мигранты были существенно большего уровня организации (политика, военное дело), с ними связано  формирование первого государственного образования в Среднем Поволжье – Волжской Булгарии. Здесь необходимо отметить, что в сферу его влияния попали все народы региона.

     Межкультурное взаимодействие приводило к созданию целых народов, как например, тюркоязычных чувашей с финно-угорской основой культуры.

     На  формирование татар и башкир повлияло проникновение кипчаков на территорию Среднего Поволжья (12-14 в.в.)

     В 16 веке Урало - Поволжье оказалось в  составе Русского государства. Таким  образом, совершился перелом в социально-политической структуре народов региона и произошли культурно-языковые изменения. Также повлияли ислам и христианство, приведшие к расколу этносов на язычников, православных и мусульман.

     В процессе взаимодействия народов на протяжении 16-19-го веков этнографическая картина усложнилась, но одним из главных факторов в этнокультурном развитии региона стало появление русского компонента, незначительно влиявшего до 18 века и усилившегося к 19 столетию (обращение язычников в православие, развитие торговли ремесленной деятельности русских).

     В отличие от русского языка официальной  власти, имевшего влияние в смешанных  с русскими поселениями, татарская  культура и язык были межэтническими. Хотя в конце 19, начало 20 веков русский  язык распространился среди всех народов края.

     Трудно  поверить, что когда-то, за рекой Самарой, в стороне нынешнего Новокуйбышевска, простирались чужие земли – кочевья башкир, ногайцев, а прямо по реке проходила государственная граница Руси, а Самара основанная в 1586 г.  была погранзаставой, оберегавшей русские земли от ногайских кочевников. Но время шло, некогда враждующие народы переходили к сотрудничеству, а плодородные волжские земли влекли сюда переселенцев. Рядом  стали жить русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи. Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования... Но всех объединяло одно стремление – созидать, строить, растить детей, осваивать край.  

     Таким образом, именно в течение 16-19 веков  в регионе формируется ситуация множественности культур, при одновременном их взаимодействии – та тенденция, которая определила этнокультурную жизнь края в 20 веке. [4;86] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Межэтнические  процессы, характерные  для Самарского региона после распада СССР.

     §2.1. Процессы консолидации, парциации и ассимиляции на территории Самарского края перед распадом Советского Союза и после.

     В результате анализа этнической истории  Среднего Поволжья были выделены три  этапа в эволюции этнического  сознания: 1) нач. ХVII – нач. ХХ вв. –  дореволюционный период; 2) 1917 – 1991 гг. – советский период;

3) 1991 –  2006 гг. – постсоветский период. 

     К началу ХХ века коренные народы Поволжья в той или иной степени сохранили  собственную национальную идентичность. В основном это было связано с  аграрным характером Российской цивилизации. Сельская дореволюционная этническая община представляла собой достаточно изолированное сообщество, сопротивляющееся ассимиляции с другими группами и интеграции с ними. В образе дореволюционной сельской общины можно выделить несколько характеристик: религиозность, язык, относительно компактное расселение по территории губернии; развитая общинная инфраструктура (школы, религиозные общества и т.д.); традиционные занятия. Все это давало возможность жить в своей этнической среде, и создавало благоприятные условия для поддержания и передачи последующим поколениям языка и обычаев. 
Анализ статистических источников позволяет сделать вывод, что к концу 19 – началу 20 века население края преимущественно было русским, проживало в сельской местности, было верующим и неукоснительно соблюдало православную (или мусульманскую) семейную и календарную обрядность. 

     Хотелось бы отметить, что во времена СССР, по исследованиям этнографов, не было столь значимого различия между нациями, поскольку советский народ ощущал себя как единый сплоченный организм, где этническое самосознание существовало по большей части в приватной среде. Естественными считались и браки между нациями, чаще всего между чувашами и мордвой, что также приводило к потере этничности.

     Потому в тот период были сильны процессы ассимиляции, которые усиливались из-за высокой горизонтальной мобильности, когда этнические единицы перебирались в города из сельской местности. Необходимо отметить, что процессам «советизации» в большей степени были подвержены непосредственно русские, мордва и чуваши. Потому что у татарского населения сильны были религиозные мусульманские традиции, а у русских, к примеру, православие было уничтожено Советской Властью, а вместе с ним утеряна и национальная самоидентичность.  В целом, в течение советского периода численность русских увеличилась на 5,4%, татар – на 2,1%, популяция же мордвы уменьшилась на 7,9 %, чуваш – на 2% (по данным этножурнала). [7;11]

Информация о работе Межэтнические отношения в Самарском регионе