Методы социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где
для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он
имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят
анамнестические опросы

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Поэтому нет  никакой нужды применять в  экспертной анкете косвенные или 

контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы, имеющие своей целью 

выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование таких приёмов

может нанести  заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном

смысле этого  слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть

от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник

информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.            

 Основной  инструментарий экспертного опроса - анкета или бланк-интервью,

разработанные по специальной программе.            

 В отличие  от массового опроса, программа  прогнозированного опроса

экспертов не столь  детализирована и носит преимущественно  концептуальный

характер. В ней  прежде всего однозначно формулируется  подлежащее прогнозу

явление, предусматривается  в виде гипотез возможные варианты его исхода.            

 Весьма часто  применяется в прикладной социологии и такой метод

экспертного прогноза, как "дельфинийская техника"[1]. Он заключается в выработке 

согласованных мнений путём многократного повторения опроса одних и тех же

экспертов. После  первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются

участникам экспертной группы. Затем проводится повторный  опрос, в ходе

которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку в 

соответствии  с мнением большинства. Такой  цикл содержит в себе 3-4 прохода. В 

ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом исследователь,

конечно, не должен игнорировать мнение тех, кто после  неоднократных опросов 

остался на своей  точке зрения.

Оценка степени  достоверности результатов массовых опросов. В процессе

выработки управленческих решений при помощи социологических исследований

зачастую возникает  вопрос о достоверности массового  исследования и 

соответственно  о правомерности сформулированных на их основе выводов. Словом,

речь идёт об оценки компетентности мнений, высказанными респондентами.            

 Для этого  составляется анкета эксперта, включающая  в основном закрытые 

вопросы, по структуре  идентичные вопросам, сформулированным в анкете

респондента. Задача эксперта - с учётом объективной  ситуации и интересующих

исследователя факторов, сказать по поставленным вопросам не предвзятую,

всесторонне-взвешенную оценку.

4. Метод эксперимента.

К числу самых  своеобразных и трудноосваиваемых  методов сбора 

социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого

метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое

уважение.            

 Эксперимент  лучше всего проводить в относительно  однородных условиях,

поначалу в  небольших (до нескольких десятков) группах  обследуемых. Объект, с

помощью которого но проводиться часто выступает  только как средство для 

создания экспериментальной  ситуации.            

 В эксперименте  исследователь имеет достаточно  большую свободу выбора 

экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев

их выбора. В  качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого

объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено  требованиями и 

условиями эксперимента.            

 Общая логика  эксперимента состоит в том,  чтобы при помощи выборе

некоторой экспериментальной  группы (или групп) и помещения  её в необычную 

(экспериментальную)  ситуацию (под воздействие определённого  фактора) 

проследить направление, величину и устойчивость изменения  интересующих

исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.            

 Успех эксперимента  в огромной степени зависит  от создания 

соответствующих условий. Здесь следует иметь  в виду, как минимум, три момента:

  • в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки

зрения изучаемой  проблемы, создания экспериментальной  ситуации;

  • изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик

экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим 

исследователем;

  • на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления,

которые не относятся  к экспериментальной ситуации, но потенциально способны

изменить её состояние.                

 Виды эксперимента  и методы отбора экспериментального  отбора групп. 

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по  

логической структуре  доказательства гипотез.            

 По характеру  экспериментальной ситуации эксперименты  делятся на 

"полевые" и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится

в естественных условиях своего функционирования. В  условиях лабораторного 

эксперимента  экспериментальная ситуация, а часто  и сами экспериментальные 

группы формируются  искусственно. Поэтому члены группы, как правило,

осведомлены об эксперименте.            

 По логической  структуре доказательства гипотез  различают линейный и

параллельный эксперименты:

  • Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та

же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние),

экспериментальной (её состояние после изменения  каких-либо её характеристик). То

есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются  все контрольные, факторные и 

нейтральные характеристики изучаемого объекта.

  • В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы:

контрольная и  экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем

контрольным, а  также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять

на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются

постоянными в  течение всего периода эксперимента, а экспериментальной -

изменяются.            

 Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном

эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности

выбираются две  группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным

и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для 

обеих групп  одинаковые условия, а через некоторое  время замеряется эффект

эксперимента  путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в

обеих группах.            

 В линейном  и в параллельном эксперименте  можно использовать метод 

структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа

отбирается так, чтобы она представляла собой  микромодель генеральной 

совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.            

 Метод случайного  отбора идентичен ранее рассмотренным  методам 

вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в 

полевых экспериментах  при большой (до нескольких сот) численности

экспериментальной группы.

Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и

проведение эксперимента предполагают последовательное решение  ряда вопросов:

1.      Определение цели эксперимента;

2.      Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

3.      Выделение предмета эксперимента;

4.      Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

5.      Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

6.      Формулировка гипотез и определение задач;

7.      Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

8.      Определение метода фиксации результатов;

9.      Проверка эффективности эксперимента.  

5. Измерение социальных установок.

В последнее  время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе и

политической, активности населения особую актуальность приобрели  исследования

взаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), а 

также отношениями  между этими группами и социальными институтами

(органами власти, ассоциациями, средствами массовой  информации и др.).            

 Часто в  основе таких, порой конфликтных  взаимоотношений лежит различие 

интересов, ценностных ориентаций или мировоззренческих  представлений,

выступающих побудительным мотивом массового поведения, не всегда

принимающего  социально благоприятную форму.            

 Учитывая  назревшую актуальность использования  точных и эффективных 

методик для  изучения новых социальных явлений  и процессов, порождённых

перестройкой  общественной жизни страны, в настоящем  разделе расскажем о 

правилах конструирования  наиболее эффективных шкал для измерения  установок.                

 Шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы  измерения установки. 

Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси

с положительными и отрицательными градациями.

При конструировании  шкалы самооценки в форме "традиционного" вопроса её

позиции обязательно  располагаются симметрично и  состоят из равного числа

положительных и отрицательных оценок, разделённых "нейтральной" позицией.                

 Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты

измерения установок  при её помощи анализируются в  соответствии с правилами,

применимыми для  ранговых шкал.            

 Наиболее  простой приём измерения установок  по правилам такой шкалы -

ранжирование  респондентами тех объектов, отношение  к которым с их стороны 

интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех  того или иного 

Информация о работе Методы социологии