Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:37, реферат
Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где
для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он
имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят
анамнестические опросы
Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или
контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы, имеющие своей целью
выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование таких приёмов
может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном
смысле этого слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть
от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник
информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.
Основной
инструментарий экспертного
разработанные по специальной программе.
В отличие от массового опроса, программа прогнозированного опроса
экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный
характер. В ней прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу
явление, предусматривается в виде гипотез возможные варианты его исхода.
Весьма часто применяется в прикладной социологии и такой метод
экспертного прогноза, как "дельфинийская техника"[1]. Он заключается в выработке
согласованных мнений путём многократного повторения опроса одних и тех же
экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются
участникам экспертной группы. Затем проводится повторный опрос, в ходе
которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку в
соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит в себе 3-4 прохода. В
ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом исследователь,
конечно, не должен игнорировать мнение тех, кто после неоднократных опросов
остался на своей точке зрения.
Оценка степени
достоверности результатов
выработки управленческих решений при помощи социологических исследований
зачастую возникает вопрос о достоверности массового исследования и
соответственно
о правомерности
речь идёт об оценки компетентности мнений, высказанными респондентами.
Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые
вопросы, по структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете
респондента. Задача эксперта - с учётом объективной ситуации и интересующих
исследователя факторов, сказать по поставленным вопросам не предвзятую,
всесторонне-взвешенную оценку.
4. Метод эксперимента.
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора
социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого
метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое
уважение.
Эксперимент
лучше всего проводить в
поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с
помощью которого но проводиться часто выступает только как средство для
создания экспериментальной ситуации.
В эксперименте
исследователь имеет
экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев
их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого
объекта, устойчивость
или изменение которых
условиями эксперимента.
Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе
некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную
(экспериментальную)
ситуацию (под воздействие
проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих
исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.
Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания
соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:
зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;
экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим
исследователем;
которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны
изменить её состояние.
Виды эксперимента
и методы отбора
Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по
логической структуре доказательства гипотез.
По характеру
экспериментальной ситуации
"полевые" и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится
в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного
эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные
группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило,
осведомлены об эксперименте.
По логической
структуре доказательства
параллельный эксперименты:
же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние),
экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То
есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и
нейтральные характеристики изучаемого объекта.
контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем
контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять
на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются
постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной -
изменяются.
Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном
эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности
выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным
и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для
обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект
эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в
обеих группах.
В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод
структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа
отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной
совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.
Метод случайного
отбора идентичен ранее
вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в
полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности
экспериментальной группы.
Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и
проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:
1. Определение цели эксперимента;
2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
3. Выделение предмета эксперимента;
4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
6. Формулировка гипотез и определение задач;
7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
8. Определение метода фиксации результатов;
9. Проверка эффективности эксперимента.
5. Измерение социальных установок.
В последнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе и
политической, активности населения особую актуальность приобрели исследования
взаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), а
также отношениями между этими группами и социальными институтами
(органами власти, ассоциациями, средствами массовой информации и др.).
Часто в
основе таких, порой
интересов, ценностных ориентаций или мировоззренческих представлений,
выступающих побудительным мотивом массового поведения, не всегда
принимающего социально благоприятную форму.
Учитывая
назревшую актуальность
методик для изучения новых социальных явлений и процессов, порождённых
перестройкой общественной жизни страны, в настоящем разделе расскажем о
правилах конструирования наиболее эффективных шкал для измерения установок.
Шкала самооценок.
Это наиболее простой вид
Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси
с положительными и отрицательными градациями.
При конструировании шкалы самооценки в форме "традиционного" вопроса её
позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа
положительных и отрицательных оценок, разделённых "нейтральной" позицией.
Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты
измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами,
применимыми для ранговых шкал.
Наиболее
простой приём измерения
ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны
интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного