Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:05, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение методов социологического исследования.
В соответствии с целью данной контрольной работы поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность методов сбора информации;
рассмотреть методы обработки и анализа данных;
Анкета (от франц. enguete - расследование) это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника.Первоначально в период становления так называемой политической арифметики, разрабатываемой в XYII в. англичанином У. Петти и его сторонниками, анкетой называли процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров (наборов вопросов).
При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила:
Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследования. Для этого каждый из вопросов нужно соотнести с исследовательскими задачами.
Язык
анкеты должен быть освобожден от распространенных
клише, газетных штампов и стереотипных
оборотов. Он должен быть близок к разговорной
речи обследуемой совокупности лиц
и оперировать ситуациями, достаточно
близкими и понятными респондентам.
Последовательность вопросов следует
строить таким образом, чтобы
в течение всего процесса заполнения
анкеты, опроса у отвечающего сохранялся
интерес к ней и
При формулировках “подсказок” - избираемых вариантов ответа - нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе “положительных” и “отрицательных” суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.
Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.
Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.
Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.
Основные виды анкетирования:
По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.
По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).
По способу распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается по почте) и прессовую (публикуется в газете или журнале).
Различные сочетания названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.
Примером
группового анкетирования могут
служить опросы школьников в классах.
Основное достоинство группового анкетирования
связано с организационной
При
использовании индивидуального
анкетирования с помощью
Почтовый
опрос также достаточно популярный
метод опроса больших совокупностей
людей. Его слабые стороны - низкий процент
возврата без применения специальных
приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю
ситуация заполнения анкет (кто и
в каких условиях заполнял анкету)
и связанные с этими
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.
Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.
Интервью
как метод сбора
Различаются несколько видов интервью.
Стандартизованное и свободное интервью в зависимости от того, насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.
Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (нескольких сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, тогда наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизованное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера.
Стандартизованное интервью с открытыми вопросами предоставляет человеку больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов, их формулировки. Подробная запись ответов на открытые вопросы подразумевает на стадии обработки построение классификации полученных ответов и их кодирование. (Часто используется диктофон).
Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность сказываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.
Применение
технических средств при
Основными
достоинствами метода телефонного
интервью является оперативность опроса,
низкая стоимость, возможность прямого
контроля за работой интервьюера. Общение
по телефону предъявляет свои специфические
требования к построению вопросника и
ситуации беседы. Интервью по телефону
должно быть достаточно коротким (до 40
минут). Вопросы должны быть более краткими
и конкретными по сравнению с личным интервью
или анкетированием. Не рекомендуется
включать в формулировки вопросов длинные
перечни ответов.
1.3 Анализ документов как метод сбора информации
Традиционные
методы анализа документов.
Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.
Типичным примером анализа текстовых источников может служить изучение научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.
Существуют некоторые приемы оценки качества документального источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника):
Т.е.
факторов, которые могли повлиять
на достоверность отражения в
документе действительного
Количественный анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имен, географических названий и т.п.
Потенциальными объектами исследования в контент-анализе могут быть любые документальные источники, содержащие текст, - книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом конечно подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.
Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: “Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?”
Суть метода контент-анализа сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Так, тематическую направленность этой главы данной книги можно определить, если подсчитать частоту употребления в тексте слова “метод” и сравнить ее с аналогичной частотой в других главах.
Обычно
контент-анализ, как и методы массового
опроса, использует выборочный метод
изучения и лишь единицы анализа
и единицы отбора в них различны.
В контент-анализе единицы
Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа является разработка правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. Эти правила оформляются в форме кодификатора. В кодификатор включают не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о самом документе, которые подвергаются кодированию (например, название газеты, город издания, дата издания, другие характеристики газеты - число страниц, формат и т.п.).
Контент-анализ
целесообразно использовать при
наличии больших текстовых
При
анализе больших массивов текстов
приходится решать проблему обеспечения
репрезентативности результатов при
отборе текстов из их общей генеральной
совокупности. В большинстве случаев
здесь применимы модели выборки,
изложенные ранее. Причем уже на стадии
планирования необходимо продумать, какова
функция информации, полученной методом
контент-анализа, а общей структуре
эмпирических данных, полученных другими
методами, которые используются в
исследовании.