Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:42, реферат
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
Введение.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
Не включенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога.
Неструктурированное наблюдение основывается на том, что исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом, выясняются его границы, элементы, проблемы и т.д. Оно применяется, как правило, на первоначальных этапах исследования для "пристрелки" проблем, а также в монографических исследованиях.
Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного, предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке рабочих гипотез.
Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные ситуации, а лабораторное — на специально созданные условия. Первый вид наблюдения осуществляется при изучении объекта в естественных условиях и используется при социологической разведке, а второй позволяет обнаружить качества обследуемых, не проявляющие в реальной жизни, и фиксируемые лишь при экспериментальных исследованиях в лабораторных условиях.
Открытым наблюдением называют такое, при котором исследуемым известно о самом факте наблюдения, что может привести к элементам субъективности результата из-за неестественности их поведения и влияния, оказываемого на них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых к наблюдателю. Такое наблюдение применяется на разведывательных фазах исследования.
Что касается наблюдения
инкогнито, или скрытого, то оно отличается
от включенного тем, что социолог,
находясь в исследуемой группе, наблюдает
со стороны (он замаскирован) и не оказывает
влияния на ход событий. В зарубежной социологии
существует терминологическое сочетание
"замаскироваться под фонарный столб".
Дело в том, что человеку свойственно не
фиксировать привычное, отношение к которому
напоминает отношение к фонарному столбу,
не замечаемому во время прогулки. Этот
феномен зачастую используется социологами,
"фонарными столбами" для которых
являются привычные людям социальные
роли: командированного, стажера, студента
на практике и т. д. Результаты наблюдений
в этом случае носят более естественный
характер, но иногда людей приходится
приучать к новому
"фонарному столбу".
Социологическое наблюдение в зависимости
от его видов в большей или
меньшей степени поддается программированию.
В структуре метода наблюдения принято
выделять такие элементы: 1) установление
объекта и предмета наблюдения, его единиц,
а также определение цели и постановка
исследовательских задач; 2) обеспечение
доступа к наблюдаемым ситуациям, получение
соответствующих разрешений, завязывание
контактов с людьми; 3) выбор способа (вида)
наблюдения и разработка его процедуры;
4) подготовка технического оборудования
и документов (тиражирование карточек
наблюдения, протоколов, инструктаж наблюдателей,
подготовка фото- или телекамер и т. д.);
5) проведение наблюдения, сбор данных,
накопление социологической информации;
6) запись результатов наблюдений, которая
может выполняться в виде: кратковременных
записей "по горячим следам"; заполнения
специальных карточек (к примеру, для наблюдения
за появившимся в группе новичком, а также
за поведением его ближайшего окружения
можно использовать модель карточки наблюдения,
представленную в табл. 5); заполнения протоколов
наблюдения, являющихся расширенным вариантом
карточек наблюдения; ведение дневника
наблюдения; использование видео-, фото-,
кино- и звуковой аппаратуры; 7) осуществление
контроля за наблюдением, предполагающее:
обращение к документам; проведение повторных
наблюдений;
Таблица 5
Модель карточки
наблюдения[1]
|Новый | |Реакция учащихся |Примечание
|
|элемент |Реакция | | |
|ситуации |новичка | | |
| | |Сосед по |Сидящие |Сидящие | |
| | |парте |сзади |спереди | |
|Появление |Ведет |Проявляет |А совершенно|В
совершенно|Б украдкой |
|на |себя |любопытство,|спокоен, |спокоен,
|следит за |
|уроке |спокойно| |Б делает |Г часто |новичком
|
|новичка | |пытается |вид, |оглядывается|
|
| | |заговорить с|что не | | |
| | |новичком |замечает |на новичка | |
| | | |новичка | | |
обращение к другим подобным исследованиям; 8) составление отчета о проведении наблюдения, который должен содержать основные положения программы наблюдения; характеристику времени, места и ситуации; информацию о способе наблюдения; подробные описания наблюдаемых фактов; интерпретацию результатов наблюдения.
Таким образом,
в самом общем виде процедура
социологического наблюдения предусматривает
такой порядок
1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?).
2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?).
3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?).
4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).
5. Выбор способа
регистрации наблюдаемого
6. Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения информации (каков результат?).
Без четкого
ответа на все эти вопросы эффективно
осуществить социологическое
Практика использования
наблюдения не только подтверждает принципиальную
способность данного метода давать
объективную информацию, но и служит
решающим средством выявления и преодоления
субъективности результатов. В целях получения
объективной информации об изучаемом
социологическом явлении или факте используются
следующие способы контроля: наблюдение
за наблюдением, контроль с помощью других
социологических методов, обращение к
повторному наблюдению, исключение из
записей оценочных терминов и т. п.
Таким образом, социологическое наблюдение
считается достоверным, если при его повторении
в тех же условиях и с тем же объектом оно
дает те же результаты.
5. Документы в социологии
Документы, как
правило, являются важным источником социологической
информации, а их анализ получил
широкое распространение в
Классическим
примером документального исследования
в зарубежной социологии является работа
У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский
крестьянин в
Европе и Америке", материалом для написания
которой были письма польских эмигрантов.
Авторы случайно приобрели на почте невостребованные
письма и подвергли их социологическому
анализу, что положило начало не только
использованию метода анализа документов
в социологии, но и новому направлению
в социологических исследованиях. Этот
метод использовался неоднократно и в
отечественной социологии. Наиболее показательна
здесь работа В. Ленина "Развитие капитализма
в России", созданная на основе переосмысления
данных российской земской статистики.
Таким образом, метод анализа документов открывает социологу широкую возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в документальных источниках. Поэтому не следует планировать полевые исследования, а тем более выходить на них, не получив предварительно официальных статистических данных (не только центральных, но и местных), не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если таковые имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и прочие материалы. Например, социологическое исследование свободного времени жителей того или иного города можно начинать со сбора статистических данных об использовании фондов библиотек, посещении театров, концертов и т. д.
Однако чтобы как можно полнее использовать возможности, предоставляемые документами, следует получить систематизированное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в документальной информации помогает классификация документов (табл. 6), основанием в которой служит фиксация содержащейся в том или ином документе информации. Иными словами, от формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, в каких целях может быть использован тот или иной документ и каким методом он может быть наиболее успешно проанализирован.
Анализ документов
отличается от других методов социологических
исследований тем, что оперирует уже готовой
информацией; во всех же иных методах эту
информацию социологу приходится добывать
специально. Кроме того, объект исследования
в этом методе опосредован, замещен документом.
Самой большой проблемой этого метода
является отсутствие уверенности в достоверности
документа и содержащейся в нем социологической
информации.
Ведь можно столкнуться и с поддельным
документом. А может возникнуть ситуация,
когда подлинник фактически является
фальшивкой с точки зрения заложенной
в нем информации, что может быть следствием
существовавшей в прошлом уродливой системы
документальных приписок, фальсификации
отчетности и статистических материалов.
Однако социологическому анализу можно
подвергнуть и фальшивку (если есть уверенность
в том, что это действительно фальшивка)
для изучения целей и методов фальсификации
документов и их последствий для общества.
Проблема достоверности документальной информации обусловлена также и типом документа. В целом информация, содержащаяся в официальных документах по сравнению с содержащейся в личных более достоверна, что можно сказать и о первичных документах по сравнению с вторичными. Максимальной достоверностью обладают документы, подвергшиеся специальному контролю, например финансовому, юридическому и другим видам контроля.
Таблица 6
Классификация видов документов в социологии
|Основание |Виды документов |
|классификации | |
|Техника фиксации |Письменные (все виды
печатной и рукописной продукции) |
|информации |Иконографические (видео-,
кино-, фотодокументы, |
| |картины, гравюры и т. д.) |
| |Фонетические (радиозаписи, магнитофонные
записи, |
| |компакт-диски) Компьютерные |
|Авторство |Официальные (созданные юридическими
и должностными |
| |лицами, оформленные и удостоверенные)
|
| |Личные или неофициальные (созданные
неофициальными |
| |лицами) |
|Степень близости |Первичные (непосредственно
отражающие материал) |
|к |Вторичные (пересказывающие первичный
документ) |
|фиксируемому | |
|материалу | |
|Мотивы создания |Спровоцированные (специально
вызванные к жизни: |
| |объявления о конкурсе, сочинения школьников
и т. д.) |
| |Неспровоцированные (созданные по инициативе
автора) |
|Содержание |Правовые |
| |Исторические |
| |Статистические |
| |Педагогические |
| |Технические и др. |
|Степень |Полностью сохраненные |
|сохранности |Частично сохраненные |
Различной может быть и достоверность различных информационных фрагментов в документе. Например, если в личном письме есть сообщение о митинге и о числе его участников, то наиболее достоверен сам факт митинга, а оценка числа митинговавших может вызывать сомнения. Сообщения о реальных событиях гораздо достовернее сообщений, оценивающих эти события, поскольку последние всегда нуждаются в серьезной проверке.
Для того чтобы избежать "ловушек сенсационности", а также повысить достоверность социологической информации, социологу-исследователю необходимо выполнить следующие правила: 1) убедиться в подлинности документа; 2) найти другой документ, подтверждающий рассматриваемый; 3) четко представить себе цель документа и его смысл, и суметь прочитать его язык; 4) применить документальный метод в совокупности с другими методами сбора социологической информации.
В социологии существует
множество видов метода анализа
документов, но наиболее распространенными
и прочно утвердившимися в практике
социологических исследований являются
два: традиционный, или классический
(качественный); формализованный, или количественный,
получивший также название контент-анализа
(что в переводе с английского означает
"анализ содержания"). Несмотря на
существенные различия, они не исключают,
а дополняют друг друга, поскольку преследуют
одну цель — получить надежную и достоверную
информацию.