Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.

Содержание

Введение.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

|Основание классификации|Виды  социологических исследований | 
|1 |2 | 
|По предмету | | 
|исследования: |Социально-экономические, собственно | 
|сфере приложения |социологические, | 
| |социально-политические, социально-педагогические | 
|степени |и т. д. | 
|представленности | | 
|сторон объекта |Комплексные, не комплексные | 
|степени выраженности | | 
|динамики объекта |Точечные, повторные, панельные, мониторинговые | 
|По методу исследования:| | 
| |Разведывательные (пилотажные или зондажные), | 
|глубине и сложности |описательные, аналитические | 
|анализа |Наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный, | 
|доминированию |интервью, тестирование, экспертиза), | 
|применяемого метода |экспериментальные | 
| |исследования | 
|типу и уровню |Теоретические, эмпирические, | 
|исследова- |эмпирико-теоретические, | 
|тельской деятельности |фундаментальные, прикладные | 
|По типу субъекта: | | 
|структуре |Коллективные, персональные (авторские) | 
|субъекта количеству |Многоцелевые, | 
|целей, |одноцелевые | 
|выдвигаемых субъектом | | 
|По условиям и | | 
|предпосылкам | | 
|исследования: |Полевые, лабораторные | 
|типу условий положения | | 
| |Информационно обеспеченные и необеспеченные | 
|объекта | | 
|обеспеченности | | 
|априорной | | 
|информацией | | 
|По получаемому знанию: | | 
|новизне получаемого |Новаторские, компиляторские | 
|знания | | 
|типу получаемого знания|Эмпирические, эмпирико-теоретические, | 
| |теоретические | 
| |Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, | 
|роли в науке сфере |обобщающие, | 
| |аналитические, синтезирующие, прогностические, | 
|приложения знания |ретроспективные и т. д. Теоретические, | 
| |прикладные, | 
| |теоретико-прикладные | 
|По масштабу объекта | Сплошные, выборочные, локальные, | 
|исследования |региональные, отраслевые, общегосударственные, | 
| |международные. |

Представленную  сущностную классификацию, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом нужно иметь  в виду, что ее отдельные основания  практически не зависят друг от друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, социологическое исследование можно охарактеризовать как социально- экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.

2. Общая характеристика  программы социологического исследования

 
Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы. В социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологического исследования, характеристика которых представлена в таблице 2. Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.

Таким образом, в процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

Таблица 2 
Характеристика основных этапов социологического исследования 
|Этап |Содержание |Результат | 
|исследования | | | 
| |Разработка вопросов методологии, |Программа | 
|Программирующий|методики и техники |социологического | 
| |социологического исследования |исследования | 
| |Применение методов и техники для |Эмпирическая | 
|Информационный |получения массива достоверной и |социологическая | 
| |репрезентативной социологической |информация | 
| |информации | | 
| |Анализ социологической информации,|Описание и объяснение | 
|Аналитический |ее обобщение, теоретизация, |изучаемого социального| 
| |описание и объяснение фактов, |объекта (явления или | 
| |обоснование тенденций и |процесса) | 
| |закономерностей, выделение | | 
| |корреляционных и | | 
| |причинно-следственных связей | | 
| |Разработка практических |Модель практического | 
|Практический |рекомендаций и социальных |преобразования | 
| |технологий |изученного социального| 
| | |объекта(явления или | 
| | |процесса) |

Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая  функция заключается в том,  что из имеющегося многообразия  концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

2. Методическая  функция предполагает конкретизацию  и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической  информации, а также ее анализа  и обработки.

3. Гносеологическая  функция обеспечивает снижение  уровня неопределенности в понимании  исследуемого объекта после разработки  программы по сравнению с его  пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая  функция состоит в представлении  объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.

5. Программирующая  функция заключается в разработке  программы как таковой, представляющей  собой специфическую модель исследовательского  процесса, которая оптимизирует  и упорядочивает деятельность социолога- исследователя.

6. Нормативная  функция указывает на наличие  программы, построенной в соответствии  с установленной структурой, как  основополагающего требования и  признака научности социологического  исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.

7. Организационная  функция предполагает распределение  обязанностей между членами исследовательского  коллектива, разделение и упорядочение  труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая  функция обеспечивает поиск и  получение нового знания, процесс  проникновения в сущность изучаемого  объекта, открытие глубинных пластов,  а также переход от незнания  к знанию, от заблуждения к  истине.

Отсутствие или  неполная разработанность программы  отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется  проверке научной состоятельности  его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов

3. Проблемы исследования

Исходным пунктом  всякого исследования, в том числе  и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в целом, и данного индивида в частности. Неоправданно большими оказываются также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям. Издержки общества от нерациональных профессиональных перемещений работников огромны, но еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруднения в самореализации личности резко снижают качество жизни.

Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог. 
После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изучения, т. е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности.

Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что  формулировка проблемы требует глубокого  анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика социологических исследований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации, определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции, стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных проблем (табл. 3).

Таблица 3

Классификация социальных проблем 
|Социальные проблемы | 
|по масштабу |по остроте |по типу тенденций |по скорости | 
| | |социальных |развития | 
| | |изменений | | 
|Локальные |Неназревшие |Деструктивно-дегра|Пассивные | 
| | |дационные | | 
|Региональные |Актуальные Острые |Трансформационные |Активные | 
|Национальные | |Инновационные |Суперактивные |

Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно- деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

Таким образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие существующих социальных проблем. По сути каждую конкретную проблему можно дифференцировать по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При этом получим 
27 разновидностей проблем по каждому из представленных в табл. 3 показателей. Например, по показателю "неназревшая" проблему можно описать так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, пассивная; локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т. д. Если же представить все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81.

Классификация социальных проблем существенно влияет на определение методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т. е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой; между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения целей и задач исследования.

Информация о работе Методы социологических исследований