Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:42, реферат
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.
Введение.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
|Основание классификации|Виды
социологических исследований |
|1 |2 |
|По предмету | |
|исследования: |Социально-экономические,
собственно |
|сфере приложения |социологические, |
| |социально-политические, социально-педагогические
|
|степени |и т. д. |
|представленности | |
|сторон объекта |Комплексные, не комплексные
|
|степени выраженности | |
|динамики объекта |Точечные, повторные,
панельные, мониторинговые |
|По методу исследования:| |
| |Разведывательные (пилотажные или зондажные),
|
|глубине и сложности |описательные, аналитические
|
|анализа |Наблюдение, анализ документов,
опрос (анкетный, |
|доминированию |интервью, тестирование,
экспертиза), |
|применяемого метода |экспериментальные
|
| |исследования |
|типу и уровню |Теоретические, эмпирические,
|
|исследова- |эмпирико-теоретические, |
|тельской деятельности |фундаментальные,
прикладные |
|По типу субъекта: | |
|структуре |Коллективные, персональные
(авторские) |
|субъекта количеству |Многоцелевые, |
|целей, |одноцелевые |
|выдвигаемых субъектом | |
|По условиям и | |
|предпосылкам | |
|исследования: |Полевые, лабораторные
|
|типу условий положения | |
| |Информационно обеспеченные и необеспеченные
|
|объекта | |
|обеспеченности | |
|априорной | |
|информацией | |
|По получаемому знанию: | |
|новизне получаемого |Новаторские, компиляторские
|
|знания | |
|типу получаемого знания|Эмпирические,
эмпирико-теоретические, |
| |теоретические |
| |Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы,
|
|роли в науке сфере |обобщающие, |
| |аналитические, синтезирующие, прогностические,
|
|приложения знания |ретроспективные и
т. д. Теоретические, |
| |прикладные, |
| |теоретико-прикладные |
|По масштабу объекта | Сплошные, выборочные,
локальные, |
|исследования |региональные, отраслевые,
общегосударственные, |
| |международные. |
Представленную сущностную классификацию, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом нужно иметь в виду, что ее отдельные основания практически не зависят друг от друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, социологическое исследование можно охарактеризовать как социально- экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.
2. Общая характеристика
программы социологического
Как уже отмечалось, социологическое
исследование — это сложный процесс познавательной
деятельности, в ходе которого социолог
(субъект познания) последовательно осуществляет
переход от одних качественных этапов
познания к другим, от непонимания сущности
исследуемого социального объекта к получению
необходимых и достоверных знаний о нем.
Какой бы ни была специфика конкретного
социологического исследования, оно всегда
проходит определенные этапы. В социологии
выделяют, как правило, четыре основных
этапа социологического исследования,
характеристика которых представлена
в таблице 2. Анализ показывает, что любое
социологическое исследование начинается
с разработки его программы, которую можно
рассматривать в двух аспектах. С одной
стороны, она представляет собой основной
документ научного поиска, по которому
можно судить о степени научной обоснованности
того или иного социологического исследования.
А с другой стороны, программа является
определенной методологической моделью
исследования, в которой фиксируются методологические
принципы, цель и задачи исследования,
а также способы их достижения. Кроме того,
поскольку с разработки программы, собственно,
и начинается социологическое исследование,
то она представляет собой результат его
первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.
Таблица 2
Характеристика основных этапов социологического
исследования
|Этап |Содержание |Результат |
|исследования | | |
| |Разработка вопросов методологии, |Программа
|
|Программирующий|методики и техники |социологического
|
| |социологического исследования |исследования
|
| |Применение методов и техники для |Эмпирическая
|
|Информационный |получения массива достоверной
и |социологическая |
| |репрезентативной социологической |информация
|
| |информации | |
| |Анализ социологической информации,|Описание
и объяснение |
|Аналитический |ее обобщение, теоретизация,
|изучаемого социального|
| |описание и объяснение фактов, |объекта
(явления или |
| |обоснование тенденций и |процесса) |
| |закономерностей, выделение | |
| |корреляционных и | |
| |причинно-следственных связей | |
| |Разработка практических |Модель практического
|
|Практический |рекомендаций и социальных
|преобразования |
| |технологий |изученного социального|
| | |объекта(явления или |
| | |процесса) |
Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.
1. Методологическая
функция заключается в том,
что из имеющегося
2. Методическая
функция предполагает
3. Гносеологическая
функция обеспечивает снижение
уровня неопределенности в
4. Моделирующая
функция состоит в
5. Программирующая
функция заключается в
6. Нормативная
функция указывает на наличие
программы, построенной в
7. Организационная
функция предполагает
8. Эвристическая
функция обеспечивает поиск и
получение нового знания, процесс
проникновения в сущность
Отсутствие или
неполная разработанность программы
отличает спекулятивные и
3. Проблемы исследования
Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в целом, и данного индивида в частности. Неоправданно большими оказываются также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям. Издержки общества от нерациональных профессиональных перемещений работников огромны, но еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруднения в самореализации личности резко снижают качество жизни.
Такова типичная
проблемная ситуация, с которой сталкивается
социолог.
После ее анализа и аргументации общественной
значимости исследователь переводит практический
аспект проблемной ситуации в ранг познавательной
проблемы, доказывает ее недостаточную
исследованность и обоснованность, а также
необходимость изучения, т. е. удовлетворения
потребности в знании путем разрешения
данного противоречия социальной действительности.
Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика социологических исследований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.
Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации, определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции, стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных проблем (табл. 3).
Таблица 3
Классификация
социальных проблем
|Социальные проблемы |
|по масштабу |по остроте |по типу тенденций
|по скорости |
| | |социальных |развития |
| | |изменений | |
|Локальные |Неназревшие |Деструктивно-дегра|Пассивные
|
| | |дационные | |
|Региональные |Актуальные Острые |Трансформационные
|Активные |
|Национальные | |Инновационные |Суперактивные
|
Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно- деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.
Таким образом,
табл. 3 иллюстрирует многообразие существующих
социальных проблем. По сути каждую конкретную
проблему можно дифференцировать по
каждому из четырех показателей, т.
е. по социальному масштабу, остроте, типу
тенденции и скорости ее развития. При
этом получим
27 разновидностей проблем по каждому из
представленных в табл. 3 показателей.
Например, по показателю "неназревшая"
проблему можно описать так: локальная,
неназревшая, деструктивно-деградационная,
пассивная; локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная,
активная и т. д. Если же представить все
возможные варианты, то их количество
составит 27*3=81.
Классификация социальных проблем существенно влияет на определение методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т. е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой; между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения целей и задач исследования.