Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:07, контрольная работа
Целью социальной антропологии является создание реальной картины социальной жизни общества, обеспечение взаимодействия государства и общества, базирующихся на удовлетворении социальных проблем и нужд социума. Объектом становятся разнообразные социальные проблемы человека, его запросы, интересы, нужды. Кроме того, повседневная жизнь граждан, социальные институты, обеспечивающие связь населения с реальностью. Отсюда предметом – выступают способы, приемы и механизмы выявления проблем, ответственных за нормальное функционирование социокультурного пространства.
Введение ………………………………………………………………………..…4
1. Методы социальной антропологии……………………… …………………...5
1.1. Многомерный структурно-функциональный или аналитический метод ……….5
1.2. Диагностический метод………………………………………..………..10
1.3. Прогностический метод…………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список использованной литературы…………………………………………...18
Моделирование предполагает переориентацию целей, средств и результатов конкретных институтов, от которых зависит удовлетворение социальных запросов общества. Социальная полезность, жизнеобеспечение является фундаментом моделирования, которое измеряет социальное положение, фиксируя ситуацию, определяет состояние социума в целом, выявляет интерпретацию событий у различных групп, определяет расстановку социальных сил, динамику, пусковые механизмы выбора политических, социально-экономических, культурных и правовых стратегий. Таким образом, происходит пространственное распространение качества процессов, характеризующих данное общество. Это картина территориального и «микро-локального» социального пространства, как краткосрочного, так и долговременного. Моделирование – это есть проекция и операционализация социокультурного пространства и инструмент комплексного исследования, на основе которого получается научно построенная картина реальности институциональной организации общества.
Завершающая фаза социальной антропологии и ее конкретно прогностического метода – прогнозирование, охватывает в совокупности все методы анализа, что придает социально-ориентированному управлению в области социальной политики, экономики, права, культуры, экологии, демографии коммуникативные аспекты. Это есть целенаправленное регулирование отношений человека с внешней средой, многостороннее знание о нем, обществе, культуре и механизмах перехода одного состояния социокультурной жизни в другое.
Прогнозирование строится на предвидении степени выигрыша, пользы или наоборот, степени потерь могут проходить социальные процессы для человека и общества. Здесь выявляется характер функционирования социальных институтов, которые опосредуют взаимодействие общества и государства.
Задача прогнозирования – обеспечение прямых и обратных связей между обществом и государством, безопасности социальной среды и динамики социального роста, усиления положительных моментов, нейтрализация либо вовсе устранение негативных последствий и явлений. Иными словами – это способ изменения ситуации и обеспечения стабильности в обществе.
Прогнозирование состоит из пяти основных видов:
- оперативное (в пределах месяца);
- краткосрочное (на 1 год);
- среднесрочное (5 лет);
- долгосрочное (10–15 лет);
- дальнесрочное (25 лет).
Именно здесь решается первоочередность их разрешения.
Прогнозирование, а в целом прогностический метод обеспечивает основу социальной, экономической, правовой, культурной, экологической и демографической политики.
В рамках указанных видов прогнозирования, в особенности оперативных, и краткосрочных применяются точечные, интервальные, генетические, целевые, нормативные, программные, проектные и организационные прогнозы.
Точечный – это целенаправленное воздействие на конкретный объект для оперативного решения социальных задач, используя механизмы причинного, латентного, структурного, типологического анализа. Иными словами, это ориентация социальной политики, за счет чего она становится функциональной.
Можно выделить несколько моделей прогнозирования:
1) интервальный прогноз – направлен не на один, а разные объекты одновременно. Генетический или поисковый тип прогноза использует метод экстраполяции, т.е. наложение одних процессов на другие, распространение ценностей прошлого на будущее, выделение тех из них, которые способствуют развитию социума и актуализация тех видов прошлой культуры, которые являются социально полезными. Это измерение, которое направлено из настоящего в будущее и показывает векторы и рациональные ориентиры развития;
2) целевые прогнозы – разработка гипотезы будущего на реалистической и конструктивной основе. Этот прогноз охватывает все виды политики и права;
3) нормативный прогноз – исходит от будущего к настоящему, т.е. ориентация политического курса от настоящего к благополучному будущему, направленность курса страны и общества на долгосрочных и дальнесрочных основах;
4) программные прогнозы – заранее точно определенные запрограммированные прогнозы, которые находят отражение в специально разработанных программах, пересекаясь с проектными;
5) организационные прогнозы, – т.е. прогнозы текущих решений, которые оценивают функционирование социально значимых институтов и возможности их переориентации для обеспечения стабильного и динамичного развития общества.
Для функционирования вышеуказанных моделей прогнозирования используются методы структурно-функциональной и диагностической методологии, и в первую очередь – экспертных оценок. Тем самым усиливается роль экспертов - профессионалов, характеризующихся политической не ангажированностью, отсутствием давления со стороны властных структур.
Заключение
Антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания.
В связи с этим можно сказать, что методология социокультурных аспектов социальной антропологии – это совокупность методов, приемов, механизмов изучения социальной реальности, в основе которой лежит человек, его социальные интересы и запросы, способы выявления социальных проблем и препятствующих факторов для удовлетворения социальных нужд человека и общества.
Иными словами, прогнозирование определяет критерии оценки социальной эффективности этих институтов, а именно – политических, правовых, социальных, культурных, экономических. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что прогностический метод социальной антропологии и его составляющие – моделирование и прогнозирование осуществляют связь прошлого с настоящим и будущим, усиливают положительные показатели, а так же процессы их адаптации.
Обобщая все методы социальной антропологии, можно сказать, что они представляют собой теоретико-методологическую основу социально-ориентированного управления и характеризуются единством функциональных оснований и внутренней связанностью. Они создает основу связи науки с практикой социально-ориентированного управления. Более того, эти методы одинаково применимы в области экономики, политики, права, культуры, демографии, экологии и т.п. Опираясь на эти методы необходимо разрабатывать соответствующие планы и управленческие решения. Цель социальной антропологии состоит не только в том, что она охватывает основные методы социологических исследований, которые определяют широкое поле научно-исследовательского поиска, и не только в том, что создаются предпосылки применения этих приемов на практике, а прежде всего, в том, что она поворачивает весь этот спектр в сторону человека и общества. Таким образом, все эти методы и приемы придают социальным наукам фундаментальную основу, на которой и базируются гуманитарные науки.
Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом виде». Популярное сейчас изучение культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода — сравнения культур по какому-либо основанию, признаку.
Социокультурный анализ - метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..…
1. Методы социальной антропологии……………………… …………………...5
1.1. Многомерный структурно-функциональный или аналитический метод ………………………………………………………………………….…
1.2. Диагностический метод………………………………………..………..10
1.3. Прогностический метод…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...1
Список использованной литературы
1. Кравченко, Альберт Иванович. Социальная антропология: [учебное пособие для вузов] / А. И. Кравченко.— М. : Академический Проект, 2005.
2. Добреньков, Владимир Иванович. Социальная антропология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко — М.: ИНФРА-М, 2008 .
3. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 1996.
4. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.
5. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
Факультет психолого-педагогический
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Социальная антропология
Выполнил: студент гр. 01120С
Хайртдинова Р.Р.
Проверил: Багаутдинов А.А.
Альметьевск 2011г.