Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:07, контрольная работа
Целью социальной антропологии является создание реальной картины социальной жизни общества, обеспечение взаимодействия государства и общества, базирующихся на удовлетворении социальных проблем и нужд социума. Объектом становятся разнообразные социальные проблемы человека, его запросы, интересы, нужды. Кроме того, повседневная жизнь граждан, социальные институты, обеспечивающие связь населения с реальностью. Отсюда предметом – выступают способы, приемы и механизмы выявления проблем, ответственных за нормальное функционирование социокультурного пространства.
Введение ………………………………………………………………………..…4
1. Методы социальной антропологии……………………… …………………...5
1.1. Многомерный структурно-функциональный или аналитический метод ……….5
1.2. Диагностический метод………………………………………..………..10
1.3. Прогностический метод…………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список использованной литературы…………………………………………...18
Введение
Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в теологии до сих пор. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.
Социальная антропология представляет собой область познания, в которой человеческое существование стало предметом анализа и объяснения. Датой рождения социальной антропологии Редклифф-Браун считает 1870 год. В это время появляются такие направления антропологии как культурно-историческое и юридическое, составляющие ядро социальной антропологии.
В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно физическую антропологию, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной и философской антропологии. Предмет социальной антропологии - не структуры и механизмы, которые вне всякой субъективности и телесности упорядочивают социальные отношения, нор стратегия действий индивидов и социальных групп. В социальной антропологии опыт не сводится к дискуссиям, к объединяющей теории, к речевым практикам.
1. Методы социальной антропологии
1.1. Многомерный структурно-функциональный
или аналитический метод
Целью социальной антропологии является создание реальной картины социальной жизни общества, обеспечение взаимодействия государства и общества, базирующихся на удовлетворении социальных проблем и нужд социума. Объектом становятся разнообразные социальные проблемы человека, его запросы, интересы, нужды. Кроме того, повседневная жизнь граждан, социальные институты, обеспечивающие связь населения с реальностью. Отсюда предметом – выступают способы, приемы и механизмы выявления проблем, ответственных за нормальное функционирование социокультурного пространства.
Для решения поставленных целей и задач в социальной антропологии применяются следующие методы:
- структурно-функциональный или аналитический метод;
- диагностический;
- прогностический.
Многомерный структурно-функциональный или аналитический метод определяет социально значимые проблемы индивида и общества, масштабы их распространения и формы проявления; реальную ситуацию и обусловливающие ее факторы; различные нарушения в системе функциональных связей между обществом и государством, временной диапазон отрицательных последствий; типы социальных проблем; основания для их типологизации, характеризующие тип социокультурного пространства.
В этой связи в рамках структурно-функционального или аналитического метода целесообразно использовать следующие методики:
1)анализ социальных сетей;
2)факторный анализ;
3) структурный;
4)анализ данных социальных проблем;
5) сравнительно-классификационный или типологический анализ.
Это новационное направление нового структурализма, отражающее характер взаимодействия и коммуникации общества, государства и социальных институтов. Благодаря чему выявляются проблемы, возникающие в результате расхождений между социальными запросами, интересами, потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Социальные сети, их организация и структура являются показателем условий достижения человеком более высокого статуса, уровня и качества жизни, возможностей его самореализации.
Иными словами, структурно-функциональный метод изучает проблемную ситуацию, которая возникает в результате неопределенности границ различных форм взаимодействия государства и общества.
Структурно-функциональный метод условно можно разделить на несколько методик: анализ социальных сетей рассматривает социокультурную ситуацию посредством координации взаимодействия индивида и государства, выявляя источники, обуславливающие социальные проблемы, возникающие в обществе. Дисфункция определяется в том случае, если соответствующие социальные институты перестают приносить людям удовлетворяющие результаты. Человек теряет уверенность в своем завтрашнем дне, а также в том, что его цели и запросы могут быть удовлетворены. Все это порождает институциональную неопределенность в государстве.
Данная методика социальной антропологии изучает негативные социальные процессы и определяет мобилизационный ресурс социальной системы, направленный на преодоление неопределенности и уменьшение проблем. В связи с этим анализируется деятельность государственных учреждений, институтов гражданского общества и индивидов, выявляя характеристики социокультурного пространства.
Первая методика структурно-функционального метода – анализ социальных сетей тесно связана со второй – факторным анализом, изучающим социальные проблемы, их предпосылки и границы распространения. Методика разделяет социальные проблемы на две группы: общие и специфичные. Она также изучает характер каждой группы и вводит в исследовательское поле функциональные императивы и индекс.
Функциональные императивы характеризуют требования социальных институтов, а индекс – качественные показатели жизни людей, их повседневность, которые отражают стиль жизни разных групп общества.
Факторный анализ на первом месте ставит не общество в целом, а человека, как социального индивида, которому свойственны естественные потребности, ценностно-нормативные устои, различные социальные действия, возможности проявления личных социальных интересов и деловых качеств, общественная активность и определенные социальные функции.
Факторный анализ, рассматривая человека как социального индивида, наделяет его социальной ролью. Кроме того, посредством его изучаются процессы формирования и практической реализации социальных запросов и потребностей людей, различные формы их проявления и методы удовлетворения. В качестве основного субъекта общественных процессов выступает индивид, социальные группы, классы, общественные институты, которые охватывают различные сферы общественной жизни. Мы можем назвать их критериями социально ориентированных личностных ценностей. Индекс измеряет качество жизни человека, что естественно требует другого вида анализа качественных показателей. Измерение учитывает реальную ситуацию по отношению к современным стандартам, уровню и качеству жизни человека и социальных групп. Здесь же определяется место и роль человека в обществе, его жизненные условия в социальном пространстве.
Это метод, направленный на совершенствование научного изучения реальности. Здесь важную роль играют не просто математические показатели, а получение социальной информации о реальном положении человека и социальной группы в обществе. В совокупности методы измерения качества жизни, индекс, дают социальную информацию о таких показателях социальной жизни человека как условия, необходимые для удовлетворения социальных потребностей человека, социальных интересов, социальных гарантий, уровня жизни, степени социального порядка, социальной справедливости и т.п. В качестве стандартов жизнедеятельности человека указанные выше категории служат основой, на которой осуществляется как измерение, так и оценка реальности.
Сравнительный анализ осуществляет типологизацию и классификацию социальных нужд и проблем членов общества.
Посредством выделения конкретных элементов схожих проблем и их социальных характеристик они группируются.
Классификация выявляет не только общие признаки, сходство и различие социальных проблем, но и способы их типологизации с помощью анализа, проверки и гипотезы, благодаря которым применяются три типа классификации:
- иерархические;
- параллельные;
- последовательные.
Иерархический тип классифицирует совокупность разнородных и в то же время сгруппированных проблем, каждое из которых получается на основе анализа данных социальной системы, небольших групп и свойственных им специфических проблем. Параллельный – определяет исходные причины, а последовательный - совокупность причин. Классификация выявляет признаки причин проблем и их последствий. Образуется механизм формализованных правил сбора, обработки и анализа социологической информации социальных объектов. Выявляется динамика происходящих процессов. И наконец, образуется типологизация социальной реальности, нужд и проблем общества, социальных объектов, благодаря которой выделяются наиболее важные, срочные проблемы, их носители, условия возникновения и масштабы распространения.
Типологизация может опираться на следующее:
1) описание и сравнительный анализ наиболее распространенных видов социальных нужд и проблем общества, выявление структуры проблем и степени их влияния;
2) определение объектов типологизации и типообразующих факторов, уточнение проблем в качестве классификационных показателей;
3) разделение проблем на однородные и разнородные группы и выявление структурных особенностей каждой из них;
4) интерпретация специфики различных социальных групп и свойственных им социальных проблем.
Таким образом, первый метод социальной антропологии – многомерно-структуро-
1.2. Диагностический метод
Главный принцип диагностического метода – выявление причин социального неблагополучия. Диагностика – это совокупность приемов, способов определения и выявления характеристик социально значимых проблем и нужд членов общества, качеств социальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность человека и общества. Задача социальной диагностики – определение степени социальной удовлетворенности. Она опирается на индексацию жизни человека и его благополучие, индикаторы уровня жизни, противопоставляя индексы социального неблагополучия и индикаторы бедности. Иными словами, она выявляет причины несоответствия сложившейся ситуации общепринятым социокультурным стандартам. Это социальные показатели и коэффициенты, характеризующие уровень и динамику жизни различных членов общества - так называемые антропометрические показатели измерения ситуации, которые сравниваются с международными нормами.
В отличие от многомерного метода, здесь используется не просто анализ данных, а
1) причинный,
2) латентно-структурный,
3) качественный,
благодаря которым выделяются ответственные за возникновению социальных проблем факторы. Задача причинной методики – раскрытие латентных признаков, обуславливающих назревшие проблемы. С помощью различных факторов проводится их вторичный анализ в разных социальных группах и сферах. Отсюда можно выявить динамику процессов, т.е. начало, прохождение и их окончание.
Диагностика посредством экспертных данных определяет источники неопределенности, напряженности в социальной жизни, нарушении функциональных связей. Она направлена на выяснение внутренней структуры ситуации.
Проблемная ситуация рассматривается с точки зрения – социальности, социальных отношений и их культурных выражений, определяющих расстановку социальных сил, различия в социальных позициях членов общества, разделяют проблемы на следующие группы: случайные, неожиданные, постоянно воспроизводимые и долговременные.
1.3. Прогностический метод
Диагностический метод определяет следующий этап социальной антропологии – прогностический, который включает:
1) моделирование,
2) прогнозирование.
Моделирование запускает механизмы системного анализа, т.е. многомерного отображения различных подходов решения социальных проблем политическими, правовыми, культурными, социальными и экономическими средствами. Кроме того, моделирование является основой для содержательного функционирования соответствующих институтов, многофакторности социальных запросов, процессов, явлений, характера взаимосвязи между ними и целенаправленности этих отношений.
Моделирование подразумевает применение всех вышеперечисленных технологий социальной антропологии, обеспечивая не только их теоретическое использование, но и взаимодействие для рационализации подхода к определению проблемной ситуации. Речь идет о выявлении обусловливающих ее факторов, вызываемых нарушений, краткосрочных и долговременных последствий.
Благодаря моделированию создаются типы социальной проблемы. В ее рамках используются многочисленные методики анализа и способы их решения, выделяются соответствующие технологии, которые в совокупности позволяют охарактеризовать тип проблемы во всей ее полноте. Кроме того, выявляются источники проблем, расхождения между стереотипными формами поведения, ответственными за приспособление человека к изменяющимся условиям. На индивидуальном и групповом уровнях культурной компетентности людей происходит поиск адекватной реализации социально-необходимой активности, выявление ухудшения или улучшения своего внутреннего состояния и внешнего положения. Здесь часто обнаруживается расхождение между необходимостью и нежеланием согласованного взаимодействия общества и государства. Помимо того, происходит нарушение связи, дезинтеграция, не освоенность или отсутствие в культуре образцов (паттернов) преодоления указанных расхождений в поведении. Посредством моделирования выявляются источники неопределенности и расхождении с моделями, стандартами, образцами, обуславливающие проблемную ситуацию.