Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:11, контрольная работа
В рамках социологического знания выделяют также информацию более высокого уровня: теоретические концепции, выводы и положения, которые выступают в виде сообщений, сведений и активно используются людьми в их практической деятельности. Содержанием информации социологической является взаимодействие людей как членов тех или иных общностей, определяющее их роль и положение в обществе, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях.
1. Опрос и его разновидности……………………………………………………..3
2. Качественные методы: case study, фокус-группа……………………………...9
3. Практическое задание…………………………………………………………...14
4. Список литературы………………………………………………………………15
Фокус-группа.
Фокус-группа
– групповое глубинное
Метод фокус-групп, как и другие качественные методы исследования позволяет найти ответы на вопрос «Почему?», т.е. «Почему люди поступают именно так?». «Почему они выбирают именно эти товары?», «Почему им нравится такая реклама?» и т.д. Таким образом, данный метод применяется при изучении мотиваций потребителей, моделей потребительского поведения, намерений потребителей, ценностных ориентаций, моделей выбора, а также исследования креативных концепций.
В то же время, метод фокус-групп имеет свои особенности и преимущества перед другими методами качественных исследований, в частности, перед методом глубинных интервью. В ходе фокус-групп возникает взаимодействие между респондентами, которое только управляется модератором. Эта специфика имеет очень важные последствия для результатов исследования:
Таким образом, фокус-группы позволяют получить, с одной стороны, более широкий спектр реакций, мнений и установок, чем глубинные интервью. С другой стороны, высказанные в ходе фокус-групп мнения более или менее репрезентативны по отношению к исследуемой группе потребителей или социальной группе. В этом отличие и большое преимущество фокус-групп.
Case study.
Отличительными чертами case study является, во-первых, то, что исследователь или команда, как правило, концентрируется на одной из проблем, с которой столкнулись отдельный индивид, группа людей, организация или общество в целом. Во-вторых, в исследованиях в стиле case study используются различные уровни включенности в изучаемый контекст (от позиции внешнего наблюдателя до полного включения в качестве действующего лица в изучаемый объект). В целом, case study - это отдельная исследовательская стратегия, которая может использовать многие методы.
Case
study чаще всего применяются в
социологических исследованиях
в качестве основного
Иногда в качестве случая (case) рассматривается носитель той или иной проблемы. Таким образом, под случаем понимается отдельный индивид или целая социальная группа. Иногда случай понимается как определенный процесс, роль или какое-то событие. В самом общем виде случай - это явление некоторого вида, встречающееся в ограниченном контексте.
Можно встретить упоминания об исследованиях, включающих изучение нескольких случаев. Такое исследование позволяет, несмотря на уникальность каждой ситуации, выявить некоторые общие для всех тенденции, типичные практики, то есть является, по сути, детальным исследование событий или явлений, которые выступают примером проявления общих закономерностей.
Case study
применим для исследования
Основной минус данного метода сводится к тому, что эта стратегия опирается на единичный случай и это ограничивает ее способности к обобщению.
Существует определенная классификация случаев. Case study должен удовлетворять трем основным условиям качественной методологии. Он должен способствовать описанию, пониманию и объяснению. Существует несколько типов case study: разведывательные, описательные, объяснительные.
В разведывательных case study выход в поле и сбор данных могут быть предприняты задолго до формулировки исследовательского вопроса и гипотез. Такие исследования обычно предшествуют обширным социальным исследованиям. Однако сам дизайн исследования должен быть продуман до начала сбора данных.
Описательные case study требуют, чтобы исследователь работал с описательной теорией. Они должны очень глубоко описывать изучаемые события. Целью исследования такого типа является формирование гипотез, направленных на дальнейшее изучение взаимосвязей причины и следствия.
Объяснительные case study направлены на выявление причинно-следственных связей. В некоторых сложных кейсах с множеством переменных анализ может быть сделан с помощью техник, позволяющих обнаружить определенные повторяющиеся модели, образцы.
Классификации исследований case study могут быть также выстроены: 1)по типам исследовательского вопроса, 2)по принципу сбора и анализа данных, 3)по объекту исследования, 4)по наличию одного или нескольких кейсов, 5)по наличию одного исследователя или команды исследователей.
Выделяется,
по крайней мере, пять возможностей
применения case study: 1) объяснение реальной
жизни людей, малоизвестных явлений, комплексных
феноменов, которые слишком сложны для
опросов или экспериментов; 2) описание
любого типа интервенций, нововведений
в реальный жизненный контекст, того, как
это случилось и к чему привело; 3) кейсы
могут иллюстрировать определенные темы;
4) стратегия case study может быть использована
там, где требуется детальное изучение
тех ситуаций, в которых изучаемое явление
не имеет достаточно четких и ощутимых
результатов; 5) case study могут быть мета -
оценкой - изучением другого оценочного
явления
Представьте, что Вы выбираете для работы социолога из чиста специалистов, имеющих:
Какой вариант Вы выберете? Объясните.
Ответ:
Из
всех выше представленных кандидатур
мой выбор пал на специалиста
с философским образованием и
курсами социолога. Имея философское
образование человек так или
иначе знает основные черты социологии.
К тому же, имеющие такое образование
смотрят на решение вопроса совсем с другой
стороны и их знания более обширны во многих
сферах. Имея за плечами курсы социолога
человек получает более узкие знания,
узнает тонкости.