Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:11, контрольная работа
В рамках социологического знания выделяют также информацию более высокого уровня: теоретические концепции, выводы и положения, которые выступают в виде сообщений, сведений и активно используются людьми в их практической деятельности. Содержанием информации социологической является взаимодействие людей как членов тех или иных общностей, определяющее их роль и положение в обществе, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях.
1. Опрос и его разновидности……………………………………………………..3
2. Качественные методы: case study, фокус-группа……………………………...9
3. Практическое задание…………………………………………………………...14
4. Список литературы………………………………………………………………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра Философии
и социологии
Факультет
Учётно-статистический
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 28
по
дисциплине: Социология
Тема:
Методы сбора эмпирической
информации
Курс: 3 (день)
Личное дело №: 09УБД43142
Преподаватель: Гаврилов Андрей Валентинович
ЯРОСЛАВЛЬ
– 2010
Содержание
1. Опрос и
его разновидности…………………………………
2. Качественные методы: case study, фокус-группа……………………………...9
3. Практическое
задание………………………………………………………….
4. Список литературы…………………………………
1. Опрос и его разновидности
Каждый день в мире происходит необъятное множество различных явлений, процессов, ситуаций, которые необходимо изучать. Так как ни один процесс не обходится без участия человека, а точнее общества в целом, то важным этапом в изучении того или иного процесса является изучение мнения, поведения, принятия решений, реакции на происходящее, манер общества. Изучением таких явлений является социальное исследование. Социальное исследование — это система логических последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучении социального явления. Социальное исследование подразумевает использование социальной информации. Выделяется первичная и вторичная социологическая информация. Первичная информация социологическая это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Под вторичной информацией социологической понимается информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации социологической. Вторичная информация социологическая это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.
В рамках социологического
Особенность информации социологической
состоит в том, что определенная ее часть
(первичная информация) создается исходя
из требований и задач исследователя:
социолог опрашивает население, интересуясь
подчас тем, о чем респондент не задумывался
до участия в исследовании; социолог просит
подготовить записи об использовании
рабочего или свободного времени, вспомнить
о привычках друзей, коллег, записать свои
финансовые траты, сообщить о взаимоотношениях
членов семей и т.п. Следствием специфических
методов и источников информации здесь
является не только ее качество, но и содержание,
а также особенности отражения действительности.
Социолог, таким образом, инициирует создание
информации о повседневности, о массовых
фактах индивидуального поведения, обыденного
сознания. Важно подчеркнуть, что эта часть
информации социологической также является
научной информацией, поскольку она собирается
научными методами по определенной методике
и, несомненно, включает анализ массовых
фактов, который начинается уже с отбора,
выделения тех из них, которые подлежат
изучению. Информация социологическая
включает результаты исследований, во-первых,
сознательных и неосознанных элементов
жизнедеятельности людей, во-вторых, проявлений
социального и личного опыта, в-третьих,
фактов целенаправленной и специально
организованной мыслительной деятельности,
событий эмоциональной сферы жизнедеятельности
больших групп людей.
Существует множество методов социального
исследования. Самый частый метод — опрос.
Вообще говоря, такой метод как опрос используется
во многих отраслях каждый день. Когда
человек приходит к врачу или к юристу,
сам того не подозревая человек становится
участником социологического исследования
методом опроса.
Отличительной и специфичной чертой данного метода является то, что источником первичной информации является непосредственно сам опрашиваемый человек.
Метод опроса имеет две разновидности: письменный опрос — анкетирование и устный опрос — интервьюирование.
Несмотря на поверхностное понимание опроса обычным обывателем, эти методы представляют сложную структуру. Только правильно поставленные вопросы, соответствующее поведение интервьюера может быстро и качественно дать результаты опроса.
Анкетный опрос.
Анкетный опрос - форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов.
Все
вопросы можно
. по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
. по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
. по функции (основные и
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. Соединяются признаки открытости и закрытости.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Любая анкета включает в себя три основные части :
1) вводную
2) содержательную (основную) часть
3) заключительную часть (
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи,
способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Заключительная часть содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого
во многом
зависит успех проводимого
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их
размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
Интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его
организационных формах. Рассмотрим их.
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность
интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное
интервью отличается минимальной
стандартизацией поведения интервьюера.
Этот вид опроса применяется в тех случаях,
когда исследователь приступает
к определению проблемы
исследования. Свободное
интервью проводится без заранее подготовленного
вопросника или разработанного
плана беседы; определяется только тема
интервью.
2. Качественные методы: case study, фокус-группа
Описанные выше методы исследования являются количественными методами. На ряду с ними существуют и качественные. Качественные модели показывают более глубокие результаты, эти методы отражают ожидания, чувства опрашиваемых. Рассмотрим такие качественные методы как фокус-группа и «case study».