Методы и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Работа содержит 1 файл

Методы и механизмы.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, опыт проведения мероприятий социальной защиты показывает, что они могут являться действенным инструментом поддержания жизненного уровня, однако вводимые в настоящее время основные элементы новой системы не носят абсолютного характера, и некоторые из них, к примеру, индексация доходов, в условиях реформирования экономики применяются в крайне ограниченных и неэффективных формах.

      В настоящее время приводится в  жизнь система адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Основными отличиями программы адресной социальной защиты от принятых ранее являются: исключение массовых «уравнительных» льгот для больших групп населения с различными уровнями доходов; планирование помощи (адресность материальная, натуральная и др.) только социально незащищенным группам населения с уровнем душевого дохода ниже стоимости продуктовой корзины минимального потребительского бюджета.

        Итак, группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.

      Изменения происходящие в нашем обществе, в  частности переход к рыночным отношениям в экономике, требуют кардинальной перестройки всех основных элементов общественных отношений. Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой его наиболее слабых слоев.5 

        §2 Организационно-распорядительные методы социальной защиты населения

      Административные (организационные) методы имеют большое  значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.

      В системе управления используется достаточно большое число методов административного воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.

      Если  в качестве критерия рассматривать  функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

      Распорядительные  методы - это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

      К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.

      Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.

      Регламентный  метод включает в себя следующие  положения: организационную структуры, состав органов управления коллектива и его подразделений; конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления; порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления в процессе профессиональной деятельности; перечень форм и методов управления в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов (формы -общее собрание, конференция, комиссия, методы - коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза); конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам; системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования и т.д.

      Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим  деятельности, не допускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину.

      Ориентация - это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.

      Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная, символическая, графическая, цветовая.

      Организационные методы. Применяются при необходимости  создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.

      Инструктирование - процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

      Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяются две формы использования этих методов: письменно документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.

      Распорядительное  воздействие методов направлено, прежде всего, на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности.

      Дисциплинарные  методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

      Классифицируются  методы и по функциям управления. Понятие  «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений.

      Одна  из важнейших функций социального управления - планирование. Планирование предполагает: определение целей деятельности, выбор средств осуществления поставленной цели, определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи, создание программы достижения поставленной цели, учет результатов деятельности, корректировку принятых программ, научно обоснованное предвидение результатов реализации программы, постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы.

      Прогнозирование - научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента на перспективу, ее переходных состояний.

      Моделирование - идеальная разработка различных  ситуаций и состояний развития объекта  в течение всего планируемого периода.

      Программирование - выявление этапов последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.

      Особую  группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение ( методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность; кадровое обеспечение; ресурсное обеспечение; распорядительство; определение времени работы; контроль. Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.

      Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социальной защиты населения - помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

 

       Заключение 

      Итак, социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан.

      Органы  управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений

      Механизм  социальной защиты старых людей реализуется  на государственном (федеральном) и  региональном (местном) уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

      На формирование механизма социальной защиты населения влияли следующие факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические и факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности. Механизм социальной защиты населения состоит из следующих основных частей - это: правовая, организационная, финансово-материальная и кадровая части.

      Методы  социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет.

        Итак, группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.

 

       Список литературы 

      
  1. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство БЕК, 2001
  2. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник.-М.: ИНФРА -М, 2003
  3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997
  4. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М,2002
  5. Технология социальной работы/Под ред. И.Г, Зайнышева - М.: ВЛАДОС, 2002
  6. Яцемирская Р.С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология - М.: ВЛАДОС, 1999

Информация о работе Методы и механизмы