Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:14, реферат
Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
§2. Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты населения.
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнения. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) - оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
В
настоящее время система
Институт социальной защиты можно рассматривать как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановке в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности
социально-экономических, политических, духовно-нравственный отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др.
Политические факторы. Опыт стран, осуществляющих социальную защиту населения в условиях рыночных отношений, свидетельствуют о большей значимости политических факторов. Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.
Политические мотивы реформирования системы социальной защиты населения остро проявились в российском обществе в начале 90-х гг. и были связаны с начавшимися реформами, которые обернулись системным кризисом, что привело к ухудшению качества жизни людей. Возникла опасность политической дестабилизации и социального напряжения. В это время принимаются политические решения и начинают разрабатываться системы национальных мер системы социальной защиты, в первую очередь его социально уязвимых слоев. Принимается концепция социального обслуживания населения как ведущего направления социальной защиты, которая вскоре становится обязательным элементом государственного устройства страны. Расширяется сеть учреждений социального обслуживания различной специализации. Появляются первые законы РФ, регулирующие социальные отношения в этой сфере, принимаются комплексные программы и др. Определяются меры долгосрочного характера: реформирование пенсионного обеспечения, социального страхования, совершенствование системы подготовки кадров, технологизации социальной работы и др. Политический фактор проявился в активизации деятельности общественных объединений и политических партий.
Законодательными и исполнительными органами власти принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России по:
Среди этих мер - мониторинг и прогнозирование социальных процессов, упреждающая корректировка решений органов государственной власти, способных ухудшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышение управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами РФ и др.
Экономические факторы. Эти факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов по средствам взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной и натуральной форме.
Важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные каналы и ресурсное обеспечение социальной защиты.
Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на
предприятиях мерами социальной защиты - это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.
Идеологические факторы. Они играют важную роль в становлении института социальной защиты населения. Отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.
После
многолетнего доминирования государственной
системы социального
Нравственно-
Налаживание взаимодействия между людьми, оказание им помощи в социальной функционировании - это сфера интересов института социальной защиты.
Таким образом, на развитие системы социальной защиты населения активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе.
Факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего на мезо- и микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями - все это повышает эффективность мер по социальной защите.3
Механизм
социальной защиты старых людей реализуется
на государственном (федеральном) и
региональном (местном) уровнях. В последние
оды появились различные
Координационный
комитет, созданный на основе Указа
Президента РФ 5 августа 1991 г., затем был
организован департамент по делам пожилых
в
Министерстве социальной защиты (25 июня
1993 г.).
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.
Особенность социальной политики государств в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального м местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.4
В последние годы наблюдается значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о третьем секторе, как о новом социальном явлении в современной России.
Третий
сектор называют негосударственным, неправительственным,
независимым, некоммерческим, непрбыльным,
благотворительным, сектором
добровольной активности, филантропическим
или, как называют эти организации в странах
Запада, - «не для прибыли».
Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих
организаций.
Механизмы | Суть | Нормативно-правовая база |
Государственный социальный заказ | Принципы, правила и положения формирования, размещения и исполнения на конкретной основе заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм | Закон проект «О государственном социальном заказе» |
Социальное обслуживание | Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование) | ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 24 |
Государственное
социальное спонсорство |
Предоставление льгот некоммерческим благотворительным организациям | ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 31, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17 |
Лоббирование | Легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами власти, а также для обеспечения большей гласности в работе этих органов. | Законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» |
Стимулирование финансовой активности прямым финишированием | Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ. | ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 13, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17 |
Социальное побуждение негосударственных спонсоров | Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов. |