Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:37, контрольная работа
Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Одной из форм предвидения является социальное прогнозирование - научное исследование перспектив развития иди возможного состояния исследуемого объекта. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества.
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…..5
2.Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в
анализе социологических данных……………………………………………..9
3 Какова структура отчета о социологическом исследовании..13
Литература……………………………………………………………………..17
Затем наступает этап анализа информации. В общем виде можно назвать следующие типы аналитических задач: описание социальных явлений; поиск причинно-следственных связей; прогнозирование; оптимизация процессов; принятие решений.
Наиболее простой формой обобщения первичной информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.
Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а, следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Социологическая информация может быть сгруппирована по:
• номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
• признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);
• количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например группировка по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и т.д.). Работа с номинальными и ранжированными группами ведется с использованием приемов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной, группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической — все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы по такому, например, признаку, как отношение к частной собственности, тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.
В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1, n2,n3,…,nx), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существуют два вида распределений: вариационный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений, процессов, атрибутивный — отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам.
Таблица сопряженности признаков — форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Наглядно можно представить лишь в виде набора двумерных срезов. Таблица сопряженности позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.
Существует два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.
Статистические методы анализа включают в себя:
3
Какова структура
отчета о социологическом
исследовании
Результаты проведенного социологического исследования излагаются в отчетных (итоговых) аналитических документах. Отчет по материалам социологического исследования, выполненного по заказу фирмы или государственной организации, существенно отличается по форме и содержанию от отчета по результатам исследования, выполненного по научному гранту, а также от научной публикации. Именно поэтому далеко не все рекомендации по написанию документов двух последних типов применимы по отношению к отчету заказного исследования; и наоборот, целый ряд требований, обязательных для отчета по итогам прикладного исследования, могут не соблюдаться, или соблюдаться чисто условно, в исследованиях других типов.
Отчет – это вид коммуникации, в которой одна из сторон передает другой информацию о событиях и фактах, в которых заинтересована принимающая сторона, оплачивающая усилия передающей стороны по сбору и анализу информации. Уже из этого определения становится очевидным отличие делового отчета по материалам заказного исследования от отчетов, подготовленных для научных фондов и от научных публикаций. Научный фонд, вообще говоря, не заинтересован в получении определенной информации; его интересует только распределение денег и соблюдение формальностей, а также одобрение отчета кругом лиц, признанных экспертами в данной отрасли. Эксперты также не всегда заинтересованы в информации, содержащейся в отчете; кроме того, на них зачастую действуют корпоративные интересы, которые могут быть скрыты от Исполнителя. Читатель, даже кровно заинтересованный в информации, содержащейся в научной публикации, не оплачивает из своего кармана (по крайней мере, непосредственно) работу исследователя. В отличие от этого, основной читатель заказного исследования (Заказчик) заинтересован в определенной информации, за получение которой он платит Исполнителю деньги. Этим фактом и определяются требования, предъявляемые к содержанию и структуре отчета прикладного исследования (далее – просто отчет).
• Отчет, по возможности, должен содержать всю интересующую Заказчика информацию по предмету договора. К научной публикации такого требования не предъявляется – автор вправе использовать только ту информацию, которую он считает необходимой.
• Отчет должен содержать только ту информацию, которая интересует Заказчика, и не включать никакой другой информации. В отличие от этого, в научной публикации не только допустимо, но и желательно указать на новые, не реализованные пока проблемы и направления.
• Все данные, использованные в отчете, должны быть достоверны. Для статистических показателей должна быть дана статистическая оценка их достоверности. Все факты и цитаты должны иметь ссылку на источник. Необходимо помнить, что, согласно ГК РФ, заимствование чужих текстов допускается только в кавычках и с указанием источника. В этом отношении требования к отчету и публикации совпадают.
• Отчет, как и публикация, должен иметь четко выраженную логическую структуру. Оформление отчета должно быть таким, чтобы читатель всегда мог четко представлять, какой именно раздел он читает. Это может достигаться за счет использования колонтитулов и подзаголовков.
• Язык отчета должен быть максимально простым и доступным с тем, чтобы его мог понять не только специалист по социологии, но и Заказчик. Кроме того, текст должен быть доступен любому потенциальному читателю, чье мнение может быть важно для Заказчика и Исполнителя (например, внешнему эксперту или потенциальному Заказчику). В отношении научной публикации это требование также желательно, но не обязательно.
Таким образом, перед тем, как начинать работу над отчетом, необходимо еще раз обратиться к техническому заданию, с тем, чтобы четко представлять:
• с какой целью пишется отчет;
• кому он адресован;
• как он должен выглядеть;
• как будут в дальнейшем использоваться содержащиеся в нем выводы и предложения.
Напомним, что все основные параметры отчета должны быть определены в техническом задании: его объем, структура, количество и качество иллюстраций, содержание приложений. Объем и структура отчета могут варьировать в зависимости от целей исследования, объема собранного эмпирического материала, потребностей Заказчика. Объем отчета зависит, прежде всего, от типа исследования. Отчеты по итогам фундаментальных исследований нередко составляют несколько томов. Так, опубликованный отчет фундаментального исследования «Американский солдат во время второй мировой войны» включал 6 томов объемом более 1000 страниц формата А4 каждый. Отчеты по результатам исследований академических институтов нередко умещались в 2-3 томах.
Результаты прикладных исследований излагаются в более скромных объемах. Обычно это 2-3 авторских листа1 и приложения (таблицы, инструментарий и т.д.). Однако представитель Заказчика, принимающий отчет и подписывающий документы, далеко не всегда имеет возможность прочитать весь его текст. Поэтому иногда исследователи, наряду с полным отчетом, подготавливают его краткую версию, объемом от 3-5 до 10-15 страниц. Краткий отчет включает основные характеристики и выводы исследования, а также важнейшие рекомендации. Такой отчет содержит больше информации, чем резюме. Руководитель фирмы – заказчика знакомится именно с ним, поручая своим сотрудникам подробно ознакомиться с текстом основного отчета. Полные отчеты по итогам краткосрочных оперативных исследований обычно включают от 0,5 до 1 листа авторского текста.
Структура отчета также варьирует в зависимости от ряда обстоятельств. Наиболее важные разделы, которые обычно составляют структуру отчета приведены ниже. В небольших отчетах некоторые второстепенные разделы могут быть опущены.
Основные элементы отчета
Вводная часть:
1. Титульный лист
2.Аннотация
3. Содержание
4. Список таблиц и рисунков
5.Благодарности
6.Резюме
Основная часть
1.Введение
2.Изложение результатов и их анализ
3. Заключение и рекомендации
Приложение
1.Сноски и библиография
2. Дополнительные материалы
3.
Тематический и
именной указатель
Литература
1.
Горшков М.К., ШЕРЕГИ
Ф.Э. Прикладная
социология: Учебное
пособие для вузов. – М., 2003.
2. Андреевский В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социологи: Учебно –
методическое пособие. – М, 2003
4. Социология: Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н.з-е изд.,
М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5.
Фомченко С.С. Социология:
Учебник для вузов. –
М., 2005.