Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:37, контрольная работа
Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Одной из форм предвидения является социальное прогнозирование - научное исследование перспектив развития иди возможного состояния исследуемого объекта. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества.
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…..5
2.Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в
анализе социологических данных……………………………………………..9
3 Какова структура отчета о социологическом исследовании..13
Литература……………………………………………………………………..17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский
заочный финансово-
К
О Н Т Р О
Л Ь Н А Я
Р А Б О Т
А
Дисциплина
«СОЦИОЛОГИЯ»
На
тему:
«Методы
анализа эмпирических
данных»
Выполнил(а)
Студент(ка)
Специальность
№
зачетной книжки
Преподаватель
Брянск 2010
Содержание
2.Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в
анализе социологических
данных……………………………………………..9
3
Какова структура
отчета о социологическом
исследовании..13
Литература……………………………………………………
Введение
Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о жизненных планах, уровне и качестве жизни, ценностных установках. Идея таких исследований была заимствована у тех наук, в которых экспериментальные исследования утвердились ранее (экономики, психологии, этнографии). Эмпирические социологические исследования не тождественны социологическим обследованиям. Первые направлены на увеличение социологического знания, характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и др., составляющие в совокупности программу; вторые предполагают просто сбор и обобщение социальной информации (опросы, зондажи, статистические обследования и т.д.), теоретической цели они не ставят.
Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Одной из форм предвидения является социальное прогнозирование - научное исследование перспектив развития иди возможного состояния исследуемого объекта. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества.
Актуальность темы не вызывает сомнений и поэтому в данной работе рассматриваются формы и способы анализа эмпирических данных социологии.
Слово
«эмпирический» буквально
означает «то, что
воспринимается органами
чувств». Когда это
прилагательное употребляется
по отношению к
методам научного
исследования, оно служит
для обозначения методик
и методов, связанных
с сенсорным (чувственным)
опытом. Поэтому говорят,
что эмпирические методы
основываются на так
называемых «твердых (неопровержимых)
данных» («hard data»). Кроме
того, эмпирическое
исследование твердо
придерживается научного
метода в противоположность
другим исследовательским
методологиям, таким
как натуралистическое
наблюдение, архивные
исследования и др. Важнейшая
и необходимая предпосылка,
лежащая в основе методологии
эмпирического исследования
состоит в том, что оно
обеспечивает возможность
своего воспроизведения
и подтверждения/опровержения.
Пристрастие эмпирического
исследования к «твердым
данным» требует высокой
внутренней согласованности
и устойчивости средств
измерения (и мер) тех
независимых и зависимых
переменных, которые
привлекаются с целью
научного изучения.
Внутренняя согласованность
является основным
условием устойчивости;
средства измерения
не могут быть высоко
или хотя бы достаточно
надежными, если эти
средства, поставляющие
сырые данные для последующего
анализа, не будут давать
высокие интеркорреляции.
Неудовлетворение этого
требования способствует
внесению в систему
дисперсии ошибок и
приводит к получению
неоднозначных или вводящих
в заблуждение результатов.
Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для последующего практического исследования.
Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
• редактирование информации — проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
• кодирование — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
•статистический анализ — выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
• интерпретация — превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.
Анализ информационного материала различается в зависимости от того, какое исследование проводится — качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции).
В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй — ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.
Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Например, на вопрос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился ответить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получение однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу «Да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «Нет ответа», «Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10—15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.
Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Но перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если знаете, назовите, пожалуйста». Ответы на этот вопрос могут быть самыми разнообразными: от полных, глубоких, обстоятельных до ответов-схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодирование таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код.
Кодирование — связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность
обработки первичной
информации заключается
в ее обобщении.
Результаты обобщения
называют социологической
информацией. Решение
о способе обработки
инструментария принимается
заранее. При опросе 60-70
человек обработку вполне
можно провести вручную,
на микрокалькуляторе.
Если анкета сравнительно
невелика (содержит
до 20 вопросов), то ручная
обработка возможна
при наличии 200-350 анкет.
Но если в инструментарии
более 20 вопросов, тогда
предел для ручной обработки
– 100-200 анкет. При обработке
на ЭВМ результаты отражаются
в виде табуляграмм,
структура которых зависит
от заложенной в ЭВМ
программы, поэтому
здесь нужна помощь
программиста.
2.Сущность
и виды группировок.
В ходе исследований социологи собирают большие объемы информации. Чтобы сделать на их основе определенные выводы, необходимо всю информацию сжать, представить в виде небольшого числа обобщающих (статистических) показателей, удобных для дальнейшего анализа. Для решения этой задачи применяются методы математической статистики и ЭВМ. Сводка и группировка первичной информации представляют собой первый этап работы с ней.