Методы анализа эмпирических данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:07, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение методов анализа эмпирических данных.
Задачами контрольной работы является рассмотрение и выделение этапов процесса анализа, их роли в социологическом исследовании, а также выделение видов и тип группировок методов анализа и их классификация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
1 Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу……….…4
2 Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных………………………………………8
3 Структура отчета о социологическом исследовании……………....15
Заключение……………………………………………………………...17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………20

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 64.88 Кб (Скачать)

Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа. Социологические таблицы, получаемые после сбора и анализа первичных данных, относятся к числу статистических. Таблица содержит три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над ее макетом по центру, и является внешним заголовком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого), а боковые (заголовки подлежащего) — срок. Они являются внутренними заголовками.

Основные элементы статистической таблицы, представленные на рис.1, составляют как бы ее основу.

Название таблицы* (общий заголовок)

Содержание строк

Наименование граф (верхние заголовки)

А

1

2

3

4

5

 

Наименование строк (боковые заголовки)

           

 

           

 

   

 

     

 

           

Итоговая строка

         

Итоговая графа


Рис. 1. Основа статистической таблицы

Все группировки значений различных переменных, которые были предусмотрены программой исследования, ложатся в основу статистических таблиц, которые обобщают обработанную первичную социологическую информацию. Таблица — это перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам — строкам и столбцам. Цифровой материал может быть представлен абсолютными (численность населения РФ), относительными (индексы цен на продовольственные товары) и средними (среднемесячный доход служащего коммерческого банка) величинами. При необходимости таблица сопровождается примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

Строго говоря, процедура  составления таблиц не представляет собой какой-то особой математической операции. Это скорее определенная форма отображения рядов распределений, полученных в результате расчетов. Хорошо сконструированная таблица позволяет как самому исследователю, так и заказчику более четко представить, описать, и объяснить смысл и сущность изучаемого социального явления. По логическому содержанию таблица представляет собой «статистическое предложение», основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое.

Подлежащим таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть одна или несколько совокупностей, отдельные единицы совокупностей (фирмы, объединения) в порядке их перечня или сгруппированные по каким-либо признакам (отдельные территориальные единицы или временные периоды в хронологических таблицах и т.д.). Обычно подлежащее таблицы дается в левой части, в наименовании строк. В социологической таблице подлежащим выступает конкретная переменная, которая подвергается анализу (рис. 1).


Сказуемое—   система показателей, которыми характеризуется объект изучения, т.е. подлежащее (или то, что именно говорится в статистическом предложении о подлежащем). Сказуемое формирует верхние заголовки, и составляет содержание граф с логически последовательным расположением показателей слева направо.

Все таблицы можно разделить  на три вида: простые (линейные), групповые и комбинационные.

Простые таблицы представляют собою перечень (список) отдельных значений той или иной переменной с количественной или качественной характеристикой каждой из них в отдельности. Поэтому иногда их называют также перечневыми. Примером простой таблицы может служить распределение опрашиваемой совокупности по полу респондентов (табл. 1).

Таблица 1 Распределение респондентов по полу

 

Пол

Частота

Процент

Мужчины

379

46,1

Женщины

431

52,4

Не указали

13

1,6

Всего

823

100,0




 

 

 

 

 

Групповые таблицы обычно содержат группировку единиц совокупности по одному признаку, а комбинационные — по двум и более признакам. В комбинационных таблицах, чтобы избежать излишней нагромажденности данных, затрудняющей их восприятие, иногда опускают абсолютные величины (частоты) тех или иных значений переменных, оставляя лишь пропорции или проценты. Примером комбинационной разработки статистической таблицы может служить табл. 2.

Таблица 2

Распределение рабочей  молодежи по возрастам поступления  на работу в Москве и Московской области в 20-е гг. (в процентах к общей численности каждой половой группы)

Возраст(лет)

По губернии

По Москве

 

юноши

девушки

юноши

девушки

до 12

7,4

3,8

12,0

4,7

13-15

48,1

43,7

59,2

56,5

16-18

44,5

52,5

28,8

38,8




 

 

 

 

Хорошо сконструированная таблица  позволяет исследователю более четко представить, и описать смысл и сущность изучаемого им социального явления.

 

 

Графическое представление  данных

Графическое представление  данных — это наиболее наглядное  изображение полученного распределения результатов исследования. При анализе социологической информации наиболее часто используют такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а также различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные).





Гистограмма — это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале. Гистограмма представляет собою ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна частоте нахождения данной величины в интервале, на котором построен данный прямоугольник. При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат. Пример гистограммы, отражающей распределение опрошенных респондентов по возрасту, приведен на рис. 2.

Возрастной  интервал

Рис. 5.3. Распределение  опрошенных по возрасту





На этой гистограмме, построенной  в Microsoft Excel в соответствии сданными табл. 3, удельный вес каждой возрастной категории в общем объеме выборочной совокупности выражается площадью прямоугольника, а общая площадь равна 1 (100%). Мы видим, например, что поскольку численность возрастной группы респондентов до 30 лет почти втрое больше численности респондентов в возрастном интервале 50—59 лет, то это выражается и в соответствующем соотношении высот столбцов.

Таблица 3Распределение респондентов по возрастным группам

Возрастная группа

Частота

Процент

до 30 лет

264

32,1

30-39 лет

169

20,5

40-49 лет

195

23,7

50-59 лет

84

10,2

60лети старше

100

12,2

Не указали

11

1,3

Всего

823

100,0





Перевод обычной таблицы в гистограмму  сокращает мыслительный процесс, позволяет быстро и точно оценить ситуацию в целом.

Полигон распределения используется преимущественно для графического отображения распределений дискретных рядов.

Кумулята. Это еще один из способов графического изображения вариационных рядов. При построении кумуляты на оси абсцисс откладываются значения дискретных признаков (либо границы интервалов), я на оси ординат — накопленные частоты, соответствующие верхним границам частотных интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы состоит в том, что на графике кумуляты ординаты, пропорциональные частотам, последовательно накладываются одна на другую, так что высота последней ординаты соответствует сумме высот всех столбцов гистограммы. Ординаты соединяются прямыми линиями.

Диаграмма – это обобщенное название самых разнообразных графических  изображений, наглядно показывающих соотношение  каких-либо величин. Диаграмма по одним  и тем же распределениям и вариационным рядам могут принимать множество  различных видов и форм.

 

 

3. Какова структура отчета о  социологическом исследовании? Сформулируйте  основные требования к его  составлению

 

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом  исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т. п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы (или главы) отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит все методологические и  методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. п. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.

Основные  требования к отчету можно сформулировать следующим образом. Во-первых, в отчете более полно должны быть отражены все взаимосвязанные группы проблем  в соответствии с логикой научного поиска. Во-вторых, в каждом разделе  отчета должно быть две части, первая содержит проблемы и результаты, вторая – выводы. В–третьих, отчет составляется независимо от последовательности вопросов в анкете. В – четвертых, важное значение имеет правильное оформление отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

В результате проделанной работы выяснилось, что  этап обработки информации делится  на несколько самостоятельных стадий:

  • Редактирование информации (проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации)
  • Кодирование (перевод данных на язык формализационной обработки и анализа путем создания переменных)
  • Статистический анализ (выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы)
  • Интерпретация (превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом).

Основными методами обобщения полученной информации являются группировка и интерпретация.

Группировка информации, в свою очередь делится  на: простую, перекрестную (или комбинированную), структурную, типологическую и аналитическую  группировку. Она является наиболее простой формой обобщения и на данном этапе работы выделяются лишь существенные признаки.

Более глубоко  проанализировать социологическую  информацию позволяют широко применяемые  в эмпирических исследованиях статические  и математические методы анализа  получаемой информации. Общая логика интерпретации состоит в превращении  статистических данных в показатели, которые выступают уже не в  качестве цифровых величин (процент, среднее  арифметическое и т.п.), а как социологические  данные.

Информация о работе Методы анализа эмпирических данных