Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:36, реферат
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Каковы же правила проведения массовых опросов населения?
1. Введение _______________________________________________3
2. Опрос в социологическом исследовании. Виды опросов _______4
3. Анкета: структура, правила проведения опросов _____________8
4. Заключение ____________________________________________12
5. Список литературы ______________________________________13
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа №2
по дисциплине «Социология»
Методика опросов
Выполнил: студентка гр.БЭ-06-5
Молочкова М.
Принял: доц. Орынбекова Д. С.
Алматы 2008
Содержание
Введение
История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками – философией, правом, историей. Однако и на этом этапе – что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме – социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы XX века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии.
Опрос в социологическом исследовании. Виды опросов
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.
Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса. Для нейтрализации этих факторов необходимо строго соблюдать нормативные требования по использованию методики опроса.
Опросы прошли трехсотлетний путь развития, если считать с того момента, как они получили форму научного метода изучения общественного мнения. Еще в середине XVII в. усилиями французского математика Б Паскаля и позже итальянского ученого И. Бернулли был сформулирован закон больших чисел и вероятностных расчетов, на которые опирается теория выборки в массовых опросах.
В 1660 г. сотрудничество двух англичан Д. Граунта и У. Пети завершилось созданием новой области исследований, названной ими «политическая арифметика», а позднее получившей название «статистика» и «социография».
В настоящее время этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной информации, то есть информации «из первых рук». Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, какие задавать вопросы и как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.
Виды опросов. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают на так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение исторических фактов) и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами – экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные интервью – это длительная беседа (несколько часов) при строгой детализации вопросов, но по общей программе («путеводитель интервью»). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (клиническим, т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью – получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают с помощью контент – анализа. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии или вовсе не остались в памяти.
Так называемые «ненаправленные» интервью носят «терапевтический» характер. Инициатива беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему «излить душу».
Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые применяют относительно редко, это – планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Сравнительно недавно в практике стали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в «фокус-группах». По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме… Телефонные интервью применяют для быстрого зондажа мнений.
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Остановимся на анкетном опросе подробнее.
Анкета: структура, правила проведения опросов
Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета (или опросный лист), респондент.
Характеристика анкеты. Анкета (или опросный лист) заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту.
Структура анкеты. Анкета, как правило, начинается с вводной части – обращения к респонденту. В нем описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. На втором месте стоит паспортичка, в которой содержаться вопросы для социально – демографических характеристик респондентов. В паспортичку чаще всего включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст, образование, профессию, социальное происхождение, семейное положение. В зависимости от цели и задач исследования количество вопросов паспортички может быть несколько увеличено или уменьшено. Затем следуют контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему. Вопросы должны быть просты в своих формулировках, ответы на них – достаточно легки. Таких вопросов не должно быть много, иначе они будут отягощать анкету. После контактных вопросов идут основные вопросы. Именно они являются «поставщиками» основной информации. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Лучше всего, если каждой задаче соответствует определенный блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим, а могут быть рассредоточены среди вопросов других блоков. На последнем месте стоят заключительные вопросы. Авторы «Рабочей книги социолога» правильно пишут, что «закончить опрос иногда бывает труднее, чем его начать». Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что сделана большая и нужная работа. И в конце нужно обязательно поблагодарить респондента за проведенную работу.
Классификация вопросов
В закрытых вопросах опрашиваемому предлагаются варианты ответов и предоставляется выбор одного или нескольких ответов. Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так , как желает. Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Прямой вопрос – это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента. Косвенные вопросы – это такие вопросы, которые позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. Вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента, т. е. определяет, являются ли его респонденты теми людьми, которые ему нужны. Контрольные вопросы позволяют социологу определить искренность, правдивость ответов респондента. Именно они позволяют оценить достоверность полученной информации.
Каковы же правила проведения массовых опросов населения? Первое правило – не давить на респондентов, не подсказывать им ответ. Должны быть созданы такие условия, при которых исследователь получил бы от респондента точные и искренние ответы. При интервью нельзя, например, подсказывать ответы какой-либо особой интонацией, замедлением или ускорением речи, проявлением интереса или равнодушия к тем или иным вариантам ответа.
Второе правило – во время опроса нежелательно присутствие кого-нибудь из «начальства». Если проводят в цеху сплошное анкетирование, то начальник цеха должен собрать рабочих, представить им социолога и затем уйти. Анкетер обязательно должен гарантировать респондентам, что высказанное ими мнение никому не будет известно. Это должно быть записано в преамбуле анкеты и осуществляться на деле: заполненные анкеты никому нельзя показывать на объекте исследования (завод, вуз, школа, учреждение и т. д.).
Третье правило –
четко разъяснить респондентам порядок
заполнения анкет. Рассказать, что есть
открытые вопросы и закрытые вопросы.
В этих вопросах социологи заранее
предусмотрели возможные
Четверток правило – в начале анкеты обязательно указать, какая организация и для чего проводит данное исследование. При этом цель исследования должна выглядеть достаточно правдоподобной и убедительной. Но истинную цель исследования ни в коем случае нельзя раскрывать: существует эффект подыгрывания исследователю. Если вы напишите, что хотите сравнить культурный уровень казахстанского и американского рабочего, то обязательно окажется, что наш рабочий ходитв театр два раза в день и прочитывает за месяц тридцать книг.
Пятое правило – максимальная вежливость и внимание к респондентам. Надо помнить, что никто не обязан анкетироваться, и если люди заполняют анкеты, то они это делают исключительно из любезности к исследователям и из уважения к науке. Значит, вопросы надо ставить вежливо и не вобидной для респондента форме.
Обязательным для опросов является соблюдение шага выборки. Решили вы опросить каждого седьмого по списку отдела кадров или по списку избирателей, значит, надо точно соблюсти выборку. Иначе можно получить искаженные результаты. Или же выборку можно произвести по таблице случайных чисел.
Очень сложной процедурой является постановка вопросов в анкетах и бланках интервью. Известно, что один дурак может поставить столько вопросов, что сотня мудрецов не сможет ответить. Значить, вопросы нужно ставить по умному.