Методика исследований в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Описание работы

Цель работы – анализ основных направлений и подходов исследования;
Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие исследования в социальной работе;
изучить номотетический и идиографический подходы;
рассмотреть основные направления исследований в социальной работе;

Работа содержит 1 файл

Реферат по Методике Исследования в Социальной работе.docx

— 36.35 Кб (Скачать)

    Особенностью  идиографического подхода является интерес не только к "голым" фактам, но и к той субъективной интерпретации, которую они получают в сознании людей. Человеческие переживания образуют основной материал, с которым работает исследователь этого направления. Он стремится взглянуть на мир  глазами тех людей, жизнь которых  изучает, понять и почувствовать  их проблемы. Идиографический подход не претендует на исчерпывающее и  объективное описание определённой области социальной реальности. Сам  исследователь непосредственно  включён в процесс интерпретации  получаемых сведений, отбора наиболее значимой информации, увязывания отдельных  деталей друг с другом. Исследователь, работающий в таком ключе, не ограничивается описанием изолированного случая, а  поднимает какую-то социально важную проблему.

    Номотетический  и идиографический подходы представляют собой идеальные модели и редко  встречаются в чистом виде. Чаще всего можно говорить о ведущем  подходе, о преобладании того или  другого исследовательского подхода.

    В социальных науках различают исследования социальные и социологические [8;398]. Остановимся на проблеме принципиального различения понятий "социальное исследование" и "социологическое исследование".

    Называть  все эмпирические исследования в  области социальных наук социальными  не совсем правильно. И хотя вопрос о том, чем различаются социальные и социологические исследования между собой в науке окончательно ещё не решён, существуют критерии, введение которых позволяет определить, что есть социальное исследование, а какое исследование является социологическим.

    Вопрос  о различении социальных и социологических  исследований актуален и в отношении  исследований непосредственно в  сфере социальной работы. Исследования, проводимые в социальной работе силами самих специалистов социальной работы, т. е. исследования конкретных социальных проблем или проблем социальной работы, являются социальными междисциплинарными исследованиями. Однако эти проблемы могут стать предметом исследования социологов, и в этом случае исследование уже будет социологическим. Но различие здесь не только в том, что в  первом случае проблемы социальной работы исследует специалист по социальной работе, а во втором – социолог. Главное  различие состоит в том, что сущность социологических исследований –  одни социальные явления объяснять  при помощи других социальных явлений. Аналогично психологическим называется исследование, в процессе которого одни психические явления объясняются при помощи других психических явлений и т. д.

    Социальная  работа – это область междисциплинарная, в которой один тип явлений  объясняется через другой. Так, например, исследовать проблему качества и  эффективности социального обслуживания той или иной категории клиентов того или иного конкретного социального  учреждения, оставаясь в рамках узкоспециальных  проблем социальной работы, невозможно. Нужен выход в другие области знания: экономики, политики, права, психологии, педагогики, социологии, маркетинга, менеджмента и т. д.

    Иначе говоря, понятие "социальное исследование" скорее отражает проблему исследования, имеющую социальный характер, нежели стоящую за ним конкретную науку[9;167]. Социальные исследования проводятся и в области других социальных дисциплин. Социологическое исследование же прямо указывает на социологию с её особым предметом; специфическим методом; избирательностью, с одной стороны; с её стремлением выявлять общие закономерности – с другой. Социологическое исследование может провести только социолог. В этом смысле социологическое исследование является внутридисциплинарным, а социальное – междисциплинарным. Даже в том случае, если предмет исследования – социальная проблема, сам исследователь является специалистом по социальной работе, а методы исследования – социологическими, такое исследование является междисциплинарным, поскольку социальные факты объясняются через факты несоциальные. Заметим, социальные исследования может провести социолог, может осуществить специалист по социальной работе, педагог, юрист. Но ни педагог, ни психолог, ни специалист по социальной работе не проводят социологические исследования. Однако в том случае, когда социолог пытается объяснить социальные факты, обращаясь к экономическим, психологическим и другим причинам, он покидает область социологии, а его исследование превращается в социальное исследование.

    Таким образом, существуют социальные и социологические  исследования проблем социальной работы. Под социальным исследованием следует  понимать, во-первых, междисциплинарное  исследование; во-вторых, исследование конкретных социальных проблем в  междисциплинарных областях, к которым  относится и социальная работа. И  в этом смысле понятие "социальное исследование" является более широким, чем понятие "социологическое  исследование". Социальные исследования охватывают любые социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии. [2; 162]

    Социальные  исследования в социальной работе имеют  широкую тематику, но они являются конкретными социальными исследованиями, поскольку направлены прежде всего  на выявление конкретных проблем  теории и практики социальной работы как специфической сферы деятельности.

    Задача  специалиста по социальной работе –  уметь проводить социальное исследование, цель которого – получение необходимой  информации для принятия компетентного  решения конкретной проблемы социальной работы конкретной социальной службы (или системы социальных учреждений одного типа). Информация, полученная в  ходе конкретного социального исследования, может быть передана в местную  администрацию и использована для  корректировки проводимой ею социальной политики. Иначе говоря, конкретное социальное исследование имеет непосредственно  прикладной характер, в его основе – опыт данной социальной службы. Это  тип эмпирических исследований, предметом  которых являются конкретные (частные) социальные проблемы социальной работы.

    Социальная  работа может стать (и становится) объектом социологических исследований. Предметом социологических исследований в области социальной работы являются общие явления, проблемы, закономерности функционирования этой сферы деятельности.  
 

    Основные  направления исследований в социальной работе 

    Большинство исследований в области социальной работы имеют в качестве основной своей цели улучшение практики социальной работы.

    Исследования  в социальной работе направлены на получение данных, необходимых для  принятия конкретных решений, на их основе формируется теоретический и фактический багаж, рано или поздно использующийся в работе социальных служб. В ходе исследований вырабатываются методы и подходы для практической деятельности и определяются её перспективы.

    На  Западе необходимость проведения научных  исследований в сфере социальной помощи была осознана ещё в конце XIX в. Первым профессиональным исследованием  в социальной работе принято считать  работу Мэри Ричмонд "Социальный диагноз", опубликованную в 1917 г. До 30-40 гг. XX в. исследования в социальной работе проводились  в процессе решения социальных проблем  и оказания социальной помощи. Они  были стимулированы обострением  в 20-е гг. социальных политических изменений, включая процесс урбанизации, бедность, жилищные проблемы, тяжёлые условия труда [5; 25]

    На  этой основе развивалась концепция  оперативных исследований, целью  которых было предать гласности  нужды сообщества, чтобы побудить население к немедленным действиям  для исправления положения. Результатом  социальных исследований, особенно активно  имевших место в США, стало  привлечение внимания ко многим городским  проблемам, и, по общепризнанному мнению, это стало началом развития современных  форм изучения социальных проблем. Своеобразным импульсом к разделению исследований в социальной работе и других социальных сферах было требование давать знание, которое могло бы быть использовано при разработке и реализации программ социальной работы.

    Одним из основных принципов исследовательской  деятельности за рубежом является признание  уникальности социальной работы как  профессиональной сферы, которая выражается, прежде всего, в том, что институт социальной работы и, следовательно, исследования в социальной работе связаны с институтом социального благосостояния. 
 
 

    Заключение

    В настоящее время в сфере социальной работы там выделяют четыре основных исследовательских направления.

  1. Социальная работа изучается как профессиональная сфера, что включает историю и общие вопросы образования и обучения, анализ внутри профессиональных отношений, основы функционирования организаций и ассоциации социальных работников, проблемы использования персонала в социальной сфере, качество социального страхования, социальные стандарты.
  2. Следующая область исследований – теория и практика социальной работы, в центре которой – практические и исследовательские методы работы, включая менеджмент, консультирование и наблюдение, групповую работу и групповую терапию и т. д.
  3. Исследования в области сферы обслуживания, которые выделяются по социальным группам: престарелые, дети, инвалиды и т. д.
  4. Последняя, и основная, область исследований относится к так называемому макроуровню социальной работы – это такие социальные проблемы, как жилищные, рынок труда и др.

    Эффективность исследований в социальной работе трудно просчитать, однако в последние годы в западных странах возросло количество и качество исследований, связанных  как с микро-, так и с макроуровнем социальной работы. В организационном  плане исследования в социальной работе проводятся чаще всего на базе университетов, что позволяет обеспечить должный теоретический уровень. Исследовательские центры имеются  практически во всех западных университетах. 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы: 

  1. Агапов  Е.П. Методика исследований в социальной работе: Уч. пособие / Е. П. Агапов. –  М.: «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 224с.
  2. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь [Текст]. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288с.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие / И.Ф. Девятко - 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296с.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник – М.: ИНФРА – М, 2006. – 768с. – (Классический университетский учебник)
  5. Общая социология: Уч. пособие / Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА. – М.: 2009. - 654с. (Высшее образование)
  6. Социология. Основы общей теории: учебник / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: норма 2008. – 912с.
  7. Социология: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407с.
  8. Социология: учебник для вузов / Ю.В. Ассианов, А.О. Бороноев, В.В. Василькова [и др.], под ред. Н.Г. Скворцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 352с.
  9. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2007 – 567с. – (Университетский учебник)
  10. http://dic.academic.ru
  11. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Методика исследований в социальной работе