Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:43, лекция
Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. Программа социологического исследования. Методика проведения социологического исследования.
Так при исследовании миграционных процессов:
объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, района, города, села (отдельного населенного пункта);
предметом является миграция, т.е. переселение людей из одного места в другое;
цель – исследования: оптимизация миграционных процессов в некоторых районах, регионах;
задачи – т.е. что делается для достижения поставленной цели или приближения к ней: нахождение наилучших путей этой оптимизации и установление закономерностей миграции населения.
Предмет социологического исследования, в конечном счете, представляет собой определенную систему, которая положена в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей.
В процессе социологического исследования исследователь использует как теоретическую, так и эмпирическую интерпретацию понятий. Раскрытие содержания понятий при их сопоставлении с другими понятиями, т.е. с данными наблюдения и эксперимента.
Независимо от предмета исследования, будь то управление, социальное развитие, социальная структура общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение и т.д. любая программа связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Операционализация – процесс превращения теории или концепции в практический инструмент, пригодный для использования в ходе социологического исследования.
Выдвижение и проверка гипотез. Промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью является гипотеза. Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования
гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.
Гипотеза –
это предположение о
Переменная представляет собой признак, который используется в эксперименте или исследовании, он может принимать различные значения. Например, возраст, пол, социальные слои, социальная роль, социальный статус и др. Зависимая переменная объясняется с помощью эксперимента или способом массового обследования. Независимая переменная применяется в эксперименте, объясняет или вызывает изменения в изучаемом процессе или явлении.
Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.
1. гипотеза должна соответствовать исходным принципам существующих философских школ;
2. гипотеза, объясняющая
социальные факты, не должна
противоречить теориям,
3. научная гипотеза
не только объясняет всю
4. гипотеза должна
быть доступна проверке в ходе
проведения социологического
5. гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее неопровержимость.
Российский социолог В.Ядов выделяет следующие типы гипотез:
- основные и неосновные, в зависимости от отношения к центральной задаче исследования;
- первичные и вторичные, в зависимости от времени их появления в процессе исследования;
- описательные и объяснительные, в зависимости от того, ограничивается ли гипотеза предположениями о существовании связей или же выделяет причины и следствия. При этом описательная гипотеза – это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться к классификационным характеристикам социального объекта; объяснительная гипотеза представляет собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующего эмпирической проверки.
Методическая часть программы.
Составление организационно-методического плана исследования является методической частью исследовательской работы. В нём следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выборку, распределить силы и средства.
Центральное значение в плане исследования занимает обоснование выборочной совокупности (выборки). Как было отмечено ранее объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяется исследование, носит название генеральной совокупности. Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, то очень важно для проведения исследования грамотно отобрать необходимое количество людей, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
Выделим основные методы выборки.
- Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).
- Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например по 20% респондентов из каждой части).
- Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.
- Метод основного массива. Представляет опрос 60-70% генеральной совокупности.
- Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.
Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100-250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.
Таким образом, программа
организует и направляет в определенное
русло исследовательскую
Четкое выделение отдельных
видов работ важно не только для
планирования, но и для эффективной
организации труда
Рабочий план исследования – это органическая часть программы. В нём поэтапно намечаются сроки проведения исследования, фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников и специалистов, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования.
3. Методика проведения социологического исследования.
Социология имеет в своём арсенале и эффективно использует всё разнообразие методов научного исследования. Рассмотрим основные из них.
Метод опроса самый распространённый вид социологического исследования. Существуют две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, а так же самостоятельное заполнение анкеты респондентом. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).
Наблюдение - это метод сбора социологической информации, основанный на визуальном или слуховом восприятии сведений об изучаемом объекте, целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы "схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы. Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).
Анализ документов - этот метод используется при исследовании явлений имевших место в прошлом, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.
Метод эксперимента – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришел из естественных наук. Различают лабораторный (осуществляется в лабораторных условиях) полевой (натурный) (осуществляется естественных условиях) , и мыслительно – модельный (осуществляется на основе базы данных ЭВМ и использования специальных программных средств) эксперименты. Они имеют положительные и отрицательные стороны, т.к. оказывают социально-психологическое воздействие.
В методике социологических исследований используется также «социальный мониторинг». Он способствует отслеживанию происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них. Его задача: получить новую систематизированную информацию, что позволяет фиксировать, хранить и производить первичный анализ полученных сведений.
В заключение следует сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. Но это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельности.
Информация о работе Методика и методология социологического исследования