Методика и методология социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:43, лекция

Описание работы

Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. Программа социологического исследования. Методика проведения социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

Tema 4.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Так при исследовании миграционных процессов:

объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, района, города, села (отдельного населенного пункта);

предметом является миграция, т.е. переселение людей из одного места в другое;

цель – исследования: оптимизация миграционных процессов в некоторых районах, регионах;

задачи – т.е. что делается для достижения поставленной цели или приближения к ней: нахождение наилучших путей этой оптимизации и установление закономерностей миграции населения.

Предмет социологического исследования, в конечном счете, представляет собой определенную систему, которая положена в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей.

В процессе социологического исследования  исследователь использует как теоретическую, так и эмпирическую интерпретацию понятий. Раскрытие содержания понятий при их сопоставлении с другими понятиями, т.е. с данными наблюдения и эксперимента.

Независимо от предмета исследования, будь то управление, социальное развитие, социальная структура общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение и т.д. любая программа связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Операционализация – процесс превращения теории или концепции в практический инструмент, пригодный для использования в ходе социологического исследования.

Выдвижение  и проверка гипотез. Промежуточным  звеном между проблемой и теоретической моделью является  гипотеза. Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.  Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования

гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями  теории, истинность которых уже доказана.

Гипотеза –  это предположение о взаимосвязи  между независимой и зависимой  переменными.

Переменная представляет собой признак, который используется в эксперименте или исследовании, он может принимать различные значения. Например, возраст, пол, социальные слои, социальная роль, социальный статус и др. Зависимая переменная объясняется с помощью эксперимента или способом массового обследования. Независимая переменная применяется в эксперименте, объясняет или вызывает изменения в изучаемом процессе или явлении.

Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

1. гипотеза должна соответствовать исходным принципам существующих философских школ;

2. гипотеза, объясняющая  социальные факты, не должна  противоречить теориям, истинность которых уже доказана;

3. научная гипотеза  не только объясняет всю совокупность  известных фактов, но и предсказывает  новые, неизвестные;

4. гипотеза должна  быть доступна проверке в ходе  проведения социологического исследования;

5. гипотеза должна  подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее неопровержимость.

Российский социолог В.Ядов выделяет следующие типы гипотез:

- основные  и неосновные, в зависимости от отношения к центральной задаче исследования;

- первичные  и вторичные, в зависимости от времени их появления в процессе исследования;

- описательные и объяснительные, в зависимости от того, ограничивается ли гипотеза предположениями о существовании связей или же выделяет причины и следствия. При этом описательная гипотеза – это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться к классификационным характеристикам социального объекта; объяснительная гипотеза представляет собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующего эмпирической проверки.

 Методическая часть программы.

Составление организационно-методического плана исследования  является методической частью исследовательской работы. В нём следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выборку, распределить  силы и средства.

Центральное значение в плане исследования занимает обоснование  выборочной совокупности (выборки). Как было отмечено ранее объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяется исследование, носит название генеральной совокупности. Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, то очень важно для проведения исследования грамотно отобрать необходимое количество людей, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Выделим основные методы выборки.

- Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).

- Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например по 20% респондентов из каждой части).

- Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.

- Метод основного массива. Представляет опрос 60-70% генеральной совокупности.

- Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.

Репрезентативным  считается такое исследование, при  котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам  не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100-250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.

Таким образом, программа  организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая конкретные пути ее осуществления. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

Четкое выделение отдельных  видов работ важно не только для  планирования, но и для эффективной  организации труда исследователей, в частности, для установления различных  нормативов деятельности. С этой целью исследователь наряду с программой разрабатывает рабочий план исследования. Этот план составляют после завершения разработки программы социологического исследования . Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана. Иногда такой план включают в программу, но, чтобы отличить его от теоретического и методического разделов программы, называют организационным разделом.

Рабочий план исследования – это органическая часть  программы. В нём поэтапно  намечаются  сроки проведения исследования, фиксируются  исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников и специалистов, определяются сроки представления  предварительных и итоговых результатов исследования.

 

3. Методика проведения  социологического исследования.

Социология имеет в  своём арсенале и эффективно использует всё разнообразие методов научного исследования. Рассмотрим основные из них.

Метод опроса  самый распространённый вид социологического исследования. Существуют две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование.

  Анкетирование предполагает жёстко  фиксированный порядок, содержание и форму ответов, а так же  самостоятельное заполнение анкеты респондентом. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Наблюдение - это метод сбора социологической информации, основанный на визуальном или слуховом восприятии сведений об изучаемом объекте, целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы "схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы. Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).

Анализ документов - этот метод используется при исследовании явлений имевших место в прошлом, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.

Метод эксперимента – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришел из естественных наук. Различают лабораторный (осуществляется в лабораторных условиях)  полевой (натурный) (осуществляется естественных условиях) , и мыслительно – модельный (осуществляется  на основе  базы данных ЭВМ и  использования специальных программных средств) эксперименты. Они имеют положительные и отрицательные стороны, т.к. оказывают социально-психологическое воздействие.

В методике социологических  исследований используется также «социальный мониторинг». Он способствует отслеживанию происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них. Его задача: получить новую систематизированную информацию, что позволяет фиксировать, хранить и производить первичный анализ полученных сведений.

В заключение следует сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. Но это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельности.




Информация о работе Методика и методология социологического исследования