Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Сущность наблюдения
Введение
3
1.Сущность метода наблюдения
4
2.Классификация наблюдений
8
3.Достоинства и недостатки метода наблюдения
12
Заключение
15
Список литературы
16
педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально
разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;
определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей;
единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или
включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует
вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как
бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым
и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о
факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его
деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно
налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность,
доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к
другим людям).
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто),
подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он –
один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные
качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие
сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения
соответствующей методической документации) запомнить их, способность не
сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных
обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и
многие другие качества, близкие к качествам разведчика.
В простом наблюдении
Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой.
Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы
на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые
им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда,
экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей
заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую
психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при
резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей
позиции стороннего наблюдателя.
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в
естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти
разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к
профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога:
в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях,
повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и
контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как
принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с
использованием
аудиовизуальных средств
осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную
информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей
(улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя,
его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого
объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его
на один из них.
Существуют также систематические, эпизодические и случайные
наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).
Случайные, не предусмотренные исследовательской программой,
наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы,
могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического
мышления, научного воображения и интуиции социолога.
Однако эти качества не
наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в
четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения,
определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.
Социологические школы, ориентированные на качественные методы
изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных
самостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологии
является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н.
Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это
работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из
относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование
профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который
в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России)
рабочим на заводах.
Обратимся к одному из классических примеров использования
включённого наблюдения для сбора основной информации: работе Уильяма Уайта
(1936 – 1939гг.), который
и ввёл этот метод наблюдения
в научную практику.
Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в
трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни
итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название
Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях
чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был
известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных
банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который
намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый
жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он
провёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух
соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и
катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был
окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию
впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать
записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все
привыкли видеть
его с блокнотом в руках.
3.Достоинства и недостатки
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и
недостатков.
Главным преимуществом этого
метода можно назвать
связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным
является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения
информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного
явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее
немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец,
относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако,
все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.
Наблюдатель вольно или
в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же
оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации,
неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления.
Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества
наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых,
последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к
поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению
больших совокупностей и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их
преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные
впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия
социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого
способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать
ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает,
слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки
обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы.
Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный
трактат.
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого
наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника
какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими
действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие
проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт
нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную
позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу
событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность
можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в
его применении, таких как:
o Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое
определение категорий
o Отсутствие органической связи категории наблюдения с
гипотезами исследования
o Аморфная формулировка условий наблюдения, что