Метод анализа информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.

Содержание

Введение.
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — количественный и качественный.
Цель данной работы - рассмотрение методов сбора социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных

1. метод анализа документов;
2. метод наблюдения;
3. метод опроса.

Работа содержит 1 файл

Метод анализа документов .docx

— 41.29 Кб (Скачать)
    1. Массовый  опрос. Интервью и анкетирование.
 

       К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п. Методом опроса может быть получена информация и о поведении людей, различные фактологические сведения, что особенно активно используется в маркетинговых исследованиях (что купил, когда, сколько, как использовал и т. д.).

       Суть  метода опроса сводится к общению  исследователя прямо или косвенно через его представителя (обычно его называют интервьюером или реже анкетером) с совокупностью людей (их называют респондентами) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

       Выбор вида опроса определяется целями исследования и организационно-экономическими возможностями  реализации данной исследовательской  стратегии, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с опрашиваемым, различаются две основные формы опроса: интервьюирование и анкетирование.

       При анкетировании опрашиваемый самостоятельно читает текст вопросника и сам его заполняет.  

       3.1. Интервьюирование. 

       В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

       Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить  больше времени и средств, чем  при анкетировании.

       Виды  интервью.

       Различаются несколько видов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы:

  1. Когда исследователь планирует опрос больших совокупностей

 людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, тогда наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Очень часто стандартизированное интервью включает также открытые вопросы. В этом случае от интервьюера требуется точная, дословная запись ответов респондента.

  1. Направленное, фокусированное, глубинное интервьюследующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно

рассмотреть во время беседы.

       Цель  интервью — «сфокусировать» внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах.

       Часто основой такой беседы становятся некоторые конкретные аспекты поведения людей, например, политологов может интересовать вопрос о том, как избиратель принимал решение о голосовании на выборах президента, в маркетинге — как используется фотоаппарат в семье респондента и т. д.

  1. Свободное интервью предполагает предварительную разработку основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.
  2. Другое направление — это телефонное интервью. Основными достоинствами метода телефонного интервью является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера (если их работа организована в специально оборудованном офисе).

       Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким (есть примеры интервью до 40 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов.

       Применение  телефонного интервью в совокупности с компьютером получило название КАТИ («компьютером ассистируемое телефонное интервью»). Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью, оказался уровень телефонизации населенных пунктов. В настоящее время в России лишь Москва и Санкт-Петербург и несколько других городов, где уровень телефонизации квартир превысил 90%, являются хорошей сферой применения этого метода. Аналогичная ситуация в других

странах бывшего Союза и странах Центральной Европы. 

       3.2. Анкетирование.  

       
  1. По числу  опрашиваемых различают:
  1. групповое (опросы школьников в классах. Основное достоинство группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20—30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.)
  1. индивидуальное анкетирование (При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты)
  1. По способу распространения анкет выделяют:
  1. раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером) (В современной практике раздаточная анкета часто используется при изучении социально не одобряемого поведения (например, опрос подростков о курении, потреблении наркотиков или изучении таких вопросов, как сексуальное поведение)
  2. почтовый опрос (рассылается по почте) (Его слабые стороны — низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки)

интернет-опрос (анкета доставляется через Интернет) (Этот метод опроса находится в стадии интенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику еще предстоит развить и уточнить. Неоспоримыми достоинствами этого подхода является возможность в короткие сроки опросить многие тысячи и, возможно, миллионы человек

по многим странам мира, причем при очень  низкой себестоимости. Центральная  проблема Интернет - опросов — это построение репрезентативной выборки и рекрутирование респондентов. В последнее время общепринятой практикой стало «предварительное рекрутирование» респондентов и создание панелей респондентов. При обработке таких данных приходится взвешивать результаты в соответствии с генеральной совокупностью. Одно из направлений, на которое возлагаются существенные надежды в использовании возможностей Интернета для опроса, — это опросы узких профессиональных групп, таких как, например, врачи, ученые и т. д. Обычная методология в этом случае состоит в предварительном рекрутировании участников исследования обычными методами, например по телефону.)

  1. прессовый (публикуется в газете или журнале) (Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет)
  1. Кроме того, интервью может проводиться дома, на работе, в целевых аудиториях (посетители магазинов, театров, выставок и т. п.).

Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

       Виды  вопросов.

  1. В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на
  1. содержательные
  1. функциональные (Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды функциональных вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы.)
  1. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах.
  1. По технике заполнения выделяются две основные группы

       вопросов:

  1. открытые (Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Открытые вопросы часто применяются, например, в предварительных исследованиях, когда изучается информированность и компетентность совокупности опрашиваемых о предмете опроса, особенности их сознания и языка.)
  2. закрытые  (Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые исследователь разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных подобных прошлых и пробных исследованиях, позволяющих адаптировать первоначальный

вариант вопроса к социально-психологическим  особенностям опрашиваемых. Закрытые вопросы — наиболее популярный вид  техники сбора данных. Он привлекает исследователей экономичностью обработки, поскольку позволяет использовать предварительную кодировку всех возможных вариантов ответов). 
 
 
 

       Заключение. 

       В данной работе описаны три принципиальных класса методов сбора первичных  эмпирических данных: 

1. метод анализа  документов;  
2. метод наблюдения;

3. метод опроса.

     Рассмотренные методы сбора информации в социологии актуальны при проведении исследований в самых разных сферах жизни общества. Часто эти методы используются в  совокупности для достижения эффективных  результатов. Немаловажный аспект здесь  – наличие подготовленных исследователей, умеющих правильно поставить  задачи, подготовить инструментарий и совершить итоговую обработку  полученных данных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников: 

       
  1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Отв. ред. академик РАН Г. В.Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.
  2. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл авторов. Под ред. Ф.Э.Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпакс, 1996 – 184 с.
  3. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.: ил.

Информация о работе Метод анализа информации