Место социологии в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Предмет и объект социологии. Социология как генерализующая наука. Специфика социологии объектов исследования. Структура социологического знания. Структура социологического знания теорий всех уровней. Основные законы, определяющие состояния общества и общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

Место социологии в системе наук.docx

— 38.09 Кб (Скачать)

Выделенные  пять уровней и типов знания различаются  двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий. Пятиуровневую  структуру знаний можно представить  в виде пирамиды, помещенной в декартову  систему координат.

По степени  обобщенности самой абстрактной  является научная картина мира, а  самым конкретным знанием выступает  прикладное, касающееся одного объекта  и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

По степени  распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых  в каждой социальной науке наберется  всего несколько. Общих теорий уже  больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных на заводах, в банках, городах, микрорайонах и  т.д. прикладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде  не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий  или фирм.

Эмпирические  и прикладные исследования - разные ти-пы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Сущест-вуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить.

1. Приращение  новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверж-дают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объек-ту.

2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно  должны быть репрезентативными.  У них множество объектов, например  средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано  быть репрезентативным оно проводится  на одном объекте (одно предприятие).

Для прикладников академическими учеными разрабатываются  такие станда-ртные анкеты и стандартные инструменты, по которым тиражируется опыт по ра-зным предприятиям, например тест Кетелла. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели: оценки личных и деловых качеств. И никаких новых знаний для науки не добывается, новые знания только для администра-ции.

Таким образом, социологическое знание в  целом не явля-ется гомогенной системой и не только потому, что в нем присутствуют разнокачественные уровни - теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически вклю-чено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания тео-ретического знания.

Самый верхний уровень теоретического знания, связанный с научной картиной мира, еще не является собственно социологическим. Поскольку он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное  для всех наук значение, его правильнее относить к философии. Философское  знание составляет основу научной картины  мира.

Такие понятия, как <картина мира>, <стиль  мышления>, <надтеоретические логические структуры> и <предпосылочное знание>, описывают одно и то же, а именно - метатеоретическое знание. Собственно теоретическое знание ограниче-но построением теорий - общих и частных. Специфическая черта теории - способность предсказывать события. Фило-софия только объясняет мир. Выделяют три основные позна-вательные функции научной теории - описание, объяснение и предсказание.

В противоположность  этому на метатеоретическом уровне происходит обобщение, осмысление и крити-ческая переоценка того, что сделано на теоретическом уров-не - теоретических результатов и самой практики теорети-ческой работы. Если основным элементом теоретического знания является закон, утверждение о необходимых, сущест-венных связях между явлениями, то метатеоретическое знание формируется в виде принципов различного порядка, в которых утверждается нечто уже о самой теории.

Метатеоретические принципы задают определенное виде-ние мира и методологию исследования. Архетипическое зна-ние, как их еще называют, часто формулируется в неявном виде. Напротив, элементы общей теории все до единого дол-жны формулироваться явным образом, а элементы частной теории должны не только явно выражаться, но и записы-ваться на языке формальной логики или математики.

Научная картина мира (НКМ) в социологии - это совокупность самых общих  представлений, часто носящих философский  характер, о том, как устроена и  каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет и регулирует процессом  создания общей социологической  теории (OCT), а последняя влияет на образование частных теорий. НКМ напоминает компас, который помогает ориентироваться ученому в законах социального познания. Компас указывает только общее направление, а конкретную карту местности ученому дают общая и частные социологические теории.

В НКМ  включены основные понятия, которые  описывают социальная реальность (общество, социальные группы, личности, мотивы, ценностные ориентации, коллективные представления  и т. д.). В отличие от общей теории, они логически не связаны друг с другом в единое и проверяемое  на опыте целое. ОСТ, опираясь на частную  социологическую теорию (более конкретные совокупности понятий), строит логическое целое относительно не всей социальной реальности, а ее узкого фрагмента. К примеру, общая социоло-гическая теория может быть посвящена выяснению того, что такое ценностные ориентации личности или социальные институты, т.е. крупным темам. ОСТ вытекает из НКМ, но опирается на частные социологические теории (ЧСТ), которых великое множество.

Картина мира включает следующие компоненты:

? общефилософские  (метатеоретические) положения о строении мира (онтология) и его развитии (динамика, генезис);

? общенаучные  принципы, выступающие в роли  нормативных регуляторов деятельности  ученого (объективность и достоверность  научного знания, истинность, и др.);

? идеологические  стандарты и нравственные ценности;

? эвристические  модели, заимствованные их других  областей знания и используемые  как средство объяснения социальной  реальности (например, сравнение общества  с живым организмом у Г.Спенсера).

НКМ - это  совокупность самых общих теоретических  суждений о том, как устроена та реальность, которую предстоит изучать. В  отличие от научной теории, где  все элементы выверены и пригнаны друг к другу, как в механизме  сверхточных часов, в научной  картине все приблизительно, неточно, предварительно.

Теорию  иногда сравнивают с сетью, которую  исследователь набрасывает на мир. Все, что вылавливается такой  сетью, считает В.С. Степин, и есть предмет теории1 . Картина мира дает предварительный эскиз этой сети, задавая предположительный и довольно приблизительный характер не только конфигурации, но и размеров ее ячеек. Действительно, философские и ценностные суждения, которые входят в состав социологической картины мира, вряд ли дадут точные параметры реальных объектов. Они определятся позже, после эмпирической стадии исследования. Однако на промежуточной стадии грубые контуры социальной реальности, задаваемые картиной мира, конкретизируются и отшлифуются сначала на уровне общей, а затем частной теории.

Социологическое знание обязательно  включает  мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии (или ее отрасли); знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

  Структура социологического  знания теорий  всех уровней может  быть представлена  следующим образом:

  методология науки:

а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);

б) Разделы  методологии: мировоззренческие и  методологические принципы; учение о  предмете социологии; знание о методах: учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании; история социологии и др.;

Знания  о предмете:

а) Теоретическое  знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;

б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы  эмпирического знания;

Методы:

а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный методы, индукция и  дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);

б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;

в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;

Исследования:

а) Типы и уровни исследования:

по уровню знания: теоретические и эмпирические;

по ориентации исследования: фундаментальные и  прикладные;

по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;

по предмету исследования: социологические и  междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические и т.д.);

б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;

в) Направления  исследований (по объекту и предмету исследования):

социальные  группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная  социология и т.д.    

Знания  о предмете представляют собой специально построенные классификации или  систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства  и т.д.

Категории это универсальные формы человеческого  мышления. Центральное место в  системе  категорий занимает понятие  социальное, которое определяется в  предлагаемом подходе изучения социальной сферы как деятельность по воспроизводству  жизни общества и общественной жизни  человека.

 Основными  категориями социологии являются:

общество - как система связей, отношений  между индивидами, социальными общностями и группами, их деятельность, то есть как система социальных организаций  и институтов;

общество  как совокупность общностей (классовых, профессиональных, этнических, демографических, политических и т.п.) людей, совокупность личностей, то есть как социальная структура;

общество  как система функционирования общественных отношений, совокупность социальных процессов  и явлений (социальная стратификация, социализация,  социальная мобильность, общественное мнение, маргинальность, социальная революция, социальный конфликт и т.п.);

личность - человек, являющийся членом конкретной общественной системы,  обладающий социальной активностью, то есть  как  отражение совокупности всей системы  общественных отношений;

индивид - основной элемент социальной системы, как конкретно существующая личность.

Важное  место в категорийном аппарате социологии занимают место определения социальной реальности, социальной структуры и социальных отношений, социальной организации и социального института, гражданского общества и государства, социальной деятельности и социального воспроизводства, социального явления и социального процесса; в военной социологии - войны и мира, вооруженных сил и армии, военного труда и социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества, военной структуры и военной организации государства и общества.

Социальная  реальность - объективное (независимо от сознания людей) существование общества и системы общественных отношений, процессов и явлений.

Информация о работе Место социологии в системе наук