Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:10, реферат
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
Введение
1. Понятие личности и подходы к его изучению
2. Вклады учёных в развитие понимания личности
3. Сущность социальных отношений
4. Механизм регулирования поведения и социализации личности
5. Роль личности в развитии общества
Заключение
Список использованной литературы
Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, т.к. постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих. Можно выделить два вида адаптационных процессов. Первый вид составляют процессы, связанные с резкой сменой социальной среды. К таким адаптационным процессам относятся, например, адаптация сельского жителя в городе и наоборот, адаптация в иной культурной среде, необходимость которой возникает в результате социального перемещения (например, поступление рабочего в вуз) или территориального перемещения (смена места жительства), адаптация в иной национальной среде, производственная адаптация в результате смены места работы…
Второй вид социальной адаптации - это адаптация к изменившимся социальным условиям. Так, принятие тех или иных решений, изменений в законодательстве ведут к необходимости согласовывать с ними интересы и поведение различных социальных групп и личностей. Кроме того, социальная адаптация в обществе несет отпечаток того исторического этапа, который переживает общество в данный исторический момент. Так, период перестройки отличается резким усилением интенсивности адаптационных процессов. Соответственно изменяются и критерии адаптированности, в их содержании увеличивается доля общесоциального. В то же время в такие периоды наблюдается массовое существование различных форм пассивного приспособления к социальной действительности, начиная от конформизма и кончая уходом от участия в решении социальных проблем в сферу сугубо личных интересов. Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, производственный коллектив, друзья, соседи по дому и др. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
5. Роль личности в развитии общества
Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как на широкую, многоплановую проблему. Интересны также многочисленные существующие размышления над этой проблемой, тем более, что она в значительной степени затрагивается в литературе. Проблема связи личности и развития в смысле их влияния друг на друга и взаимодействия прослеживается на протяжении всей жизни человечества. Многие века назад, когда только начиналось расселение человечества на Земле изменение жизненных укладов происходило в основном под действием природных условий, в этот период эволюция человека шла медленно. В первобытный период роль личности прослеживается с формальной точки зрения достаточно просто - это наличие вождей в племенах, которые в процессе своего становления завоевывали авторитет силой, ловкостью и мудростью и превращались в общепризнанных авторитетов. И это было достаточно понятно, так как приходилось бороться за существование, а объединяясь вместе, сохраняя и передовая опыт это удавалось легче. На протяжении веков, при крайне малой населенности Земли, влияние племен друг на друга было очень мало и тогда исторические периоды очень сильно растягивались во времени.
Итак, на первобытном периоде развития можно сделать вывод, что складывалась традиция выделять личность и приписывать ей роль в развитии общества. Со временем население увеличивалось и влияние групп населения друг на друга проявлялось все сильнее. К тому времени, как сформировались народы, населяющие большие территории отношения между людьми вышли на новый уровень, они значительно расслоились по уровням, появилась многоплановость в виде сформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством подсистем отношений в нем. Стало значительно трудней не только сказать кто определяет ход развития, но и выделить цепочку и последовательность событий этого развития. Можно сделать предположение, что лидерство, главенствующая роль в ходе развития личности - одна из древнейших, подсознательных традиций.
Заключение
Личность
- выражение социальной сущности и
содержания человека как субъекта деятельности
и общественных отношений. Личность
выступает как носитель общих и специфических
социальных свойств человека, характеризующих
его национальную и классовую принадлежность,
профессию и вид деятельности, мировоззрение
и ценностные ориентации, интересы, цели,
идеалы. В процессе своей жизнедеятельности
в обществе личность играет различные
социальные роли.
Освоение социальных ролей индивидами
происходит в ходе их социализации, т.
е. накопления людьми социального опыта
и знакомства с правилами, соответствующими
различным социальным ролям. Этот процесс
имеет важнейшее значение для формирования
личности. Лишь незначительная часть установок,
определяющих биологический базис личности,
заложена в человеке посредством инстинктов;
все остальные качества, определяющие
человека как общественное существо, приобретаются
вследствие социализации.
Успешная
социализация зависит от таких факторов,
как ожидания, изменение поведения
и стремление к конформизму. Люди
социализируются под влиянием родителей,
учителей, своих сверстников, прочитанных
книг, впечатлений от путешествий, производственной
деятельности и т. д. На индивидуальном
уровне процесс социализации характеризуется
как развитие личности.
Первые целостные теории развития личности
были разработаны основоположниками символического
интеракционизма Ч. X. Кули и Дж. Г. Мидом.
Суть ее в том, что в процессе интеракций
с окружающим миром человек создает свое
"зеркальное Я".
Информация о работе Место и роль личности в системе социальных отношений