Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:48, реферат
Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов. Это обусловливает требования к личностным качествам будущих специалистов по социальной работе и детерминирует содержание изучаемого курса. Признание человека высшей ценностью цивилизации провозглашает необходимость социальной работы со всеми членами общества, особенно с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Понятие ценностей. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества………………………………………4
2. Типология ценностей…………………………………………………………9
3. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе……….….11
4. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
- действительные - являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные - могущие стать таковыми;
- априорные - удовлетворяющие прирожденные потребности и апостериорные - способные удовлетворить неприрожденные, опытные потребности, формирующиеся в процессе развития личности;
- терминальные (конечные) - ценности-цели и инструментальные (операциональные), представляющие собой ценности-средства и условия достижения цели;
- практические - ценности выживания и духовные - ценности развития и совершенствования личности;
- эгоистические - направленные на себя, на свое благо, и альтруистические — направленные на других;
- высшие (возвышенные) - свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;
- простейшие - отвечающие физиологическим потребностям человека, интеракционистские - ценности деятельности, праксеологические, социализационные - ценности развития и становления личности и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;
- материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания);
- этические - определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла, эстетические - определяемые с точки зрения красоты, религиозные - определяемые с точки зрения религии, правовые — определяемые с точки зрения права и т.п.
Некоторые из приведенных типологий аналогичны, что объясняется близостью подходов представителей различных аксиологических школ как к определению ценности вообще, так и ее места и роли в жизнедеятельности человека в частности. Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей и подходов к их пониманию и осмыслению, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.
Субъективная компонента структуры ценностей в значительной мере обусловливает не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько иерархию, меняющуюся в зависимости от конкретно-исторических условий жизнедеятельности человека. Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения представлений о значении объектов для жизнедеятельности человека, а значит, о ценном и неценном. Это связано с тем, что свои ценностные воззрения человек черпает в основном из непосредственной практической деятельности, которая подвергается со временем существенным изменениям. В изменениях иерархии ценностей отражены эволюция конкретно-исторических потребностей человека и особенности развития человека и общества.
3.Место и роль идеала в профессиональной социальной работе
Одной из высших ценностей является идеал (от греч. idea) - образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление о нем. Конструирование идеала - всеобщая форма специфически человеческой жизнедеятельности.
Будучи ценностью, идеал имеет двойственную субъективно-объективную природу, которая проявляется в нем специфически. С одной стороны, он содержит в себе настоящее (объективное) в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее (субъективное), являясь в этой связи универсальной ценностью. Таким образом, идеал, в отличие от того, что имеется, представляет собой то, чего хочет человек. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением и сублимацией его ценностных ориентаций. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным и абсолютным.
В связи с постоянным развитием общественных отношений разрешение одного противоречия, т.е. реализация поставленной цели, становится предпосылкой и условием осознания нового актуального противоречия, возникновения новой потребности, а значит, конструирования нового идеала и постановки новой цели. Поэтому в идеалах действительность отражается специфическим образом: они обращены в будущее, на создание новой действительности, исключающей существующие в настоящем противоречия, и в то же время содержат в себе потенциал осознаваемых в будущем противоречий.
Двойственность природы идеала выражается также и в том, что он требует своего обоснования и оценки, поскольку желаемое и планируемое будущее необязательно должно быть (и, как показывает историческая практика, не всегда бывает) лучше уже имеющегося настоящего. Любой идеал как образ желаемого, более совершенного будущего состояния объекта должен пройти теоретическое обоснование: во-первых, на соответствие понятию «идеал» вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими свойствами, характеризующими его как высшее благо, и, во-вторых, на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем. Но в самом идеале содержатся оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицающие его самодостаточность и совершенство, раскрывающие его противоречия и обеспечивающие потенциал совершенствования, определяющие направление деятельности по достижению этого идеала, ее характер.
Содержание и функционирование идеалов обусловливаются не только спецификой реального объекта, нуждающегося в совершенствовании, но и представлениями о действиях, которые необходимо предпринять, условиях, которые необходимо создать, средствах, которые необходимо применить для того, чтобы идеал был реализован. Таким образом, в процессе создания идеала играет роль не только само представление о будущем идеальном (совершенном) состоянии объекта, но и возможность его достичь.
Анализ
реального нравственного опыта профессии
очень важен, но он отвечает на вопросы
о том, что представляют собой проблемы
и реалии социальной работы. Если этика
социальной работы будет ориентирована
только на выработку «технологически-
Идеал – это выражение требования, должного вне зависимости от того, в какой мере он реализуется в настоящее время в социальной работе. Моральный идеал - это выражение абсолютного совершенства в организации социальной работы. В этом смысле идеал может пониматься как положительная высшая ценность, которая раскрывает перед социальным работником более широкие горизонты, определяет веру в достижение добра. Моральный идеал в социальной работе позволяет более адекватно оценивать результаты текущей работы, участвовать в выработке социальной политики, то есть жить с уверенностью, что лучшее будущее своей профессии можно приблизить.6
4.Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы
Изучение идеологии социальной работы с позиций социологии ориентирует исследователей на ее рассмотрение в качестве неотъемлемого компонента общественной системы, выполняющего определенную роль в функционировании и развитии общества, в воспроизводстве и сохранении им своей целостности. Последовательное применение данного подхода дает возможность, сместив акценты с критического восприятия происходящих в социальной сфере изменений, вызванных реформами, апеллировать в теории и практике не только к зарубежным моделям социальной работы как своеобразным эталонам, следуя которым можно сформировать отечественную модель, но и выявить собственные основания развития социальной работы в России. Ее идеология и связанные с ней процессы – смена политических парадигм, противоборство идей и интересов, дифференциация ценностей на уровне элит и масс, изменение целей социального развития, эволюция современного социального идеала, способы его трансляции и т. п. – выступают в качестве таких оснований.
Выполнение ценностями системной роли обусловлено тем, что в них выражаются приоритеты, определяющие желаемый жизненный проект и систему ориентаций индивида. Наряду с философской категорией «ценность» социология оперирует категорией «ценностная ориентация», которую можно определить как направленность активности личности на достижение определенных ценностей, ее предпочтительное отношение к тем или иным ценностям. Необходимым компонентом формирования ценностной ориентации выступает ценностное отношение, реализуемое в процессе оценивания. Ценность для того, чтобы превратиться в мотив деятельности, осознается и принимается личностью. Ценностные ориентации, представляя собой сложный, но упорядоченный комплекс принципов, возникающий в процессе оценивания как следствие трех различных элементов – когнитивного, аффективного и директивного, определяют действия и сознание социального субъекта в той степени, в какой это связано с решением «общечеловеческих проблем»7. Ценностные ориентации социальных субъектов формируются под влиянием идеологии, которая становится актуальным регулятором сознания и поведения социальных субъектов посредством ценностно-ориентирующей деятельности 8.
Идеологию социальной работы можно определить как систему идей, ценностей, ценностных ориентаций, целей и представлений о способах их реализации, обусловленных актуальным состоянием взаимодействия интересов социальных субъектов в государстве и гражданском обществе, направленных на социальную интеграцию общественных групп, классов или отдельных индивидов, включая тех, кто испытывает затруднения в социальном функционировании и развитии. Под влиянием идеологии происходит развитие социальной работы как системной деятельности, обеспечивающей устойчивость и динамическое равновесие общественных отношений.
В модели идеологии социальной работы следует, прежде всего, выделить ядро, состоящее из базовых идей, ценностей, ценностных ориентаций. Ядро любой идеологии составляют социально обусловленные способы отражения действительности, поэтому необходимо обозначить субъект, интересы которого выражают идеи, образующие его. Особенность идеологии социальной работы в том, что ее ядро составляют идеи общечеловеческого характера, гуманистические ценности, разделяемые социальными субъектами вне зависимости от той социальной позиции, которые они занимают в структуре общества. Они приобретают форму философских, религиозных, этических концепций, апеллирующих к ценности человеческой жизни, свободе и достоинству человека, его активности, к неотъемлемым правам, эволюционируя в представления о социальных правах человека и социальной справедливости. Социальная справедливость присутствует, так или иначе, в любой идеологии на определенных этапах функционирования, но в идеологии социальной работы она выступает системообразующей идеей, что и позволяет включить ее в ядро модели наряду с идеей личной ответственности и активности человека, верой в его способность к изменениям.
Модель процесса развития идеологии социальной работы воспроизводит движение от утопии к идеологии, так что его, с одной стороны, можно представить как поэтапное развитие идеологии, но с другой – как смену исторически устаревшей идеологии новой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя некоторый итог, еще раз подчеркну, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Безусловно, практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии. Особое прочтение сказанное получает в свете последних тенденций, направленных либо на максимальное огосударствление и формализацию этого вида деятельности, либо, напротив, на сведение участия государства в этой области к минимуму.
В условиях хронической административной и финансовой нестабильности современного государства и всех его структур будущее социальной работы, ее жизненность как особой профессии и научной дисциплины зависят от способности представителей этой профессии отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную самостоятельность, на специфическую функцию в обществе, на социальное финансирование и на специализированную подготовку кадров. Уже давно ясно, что ресурсы, которыми располагают социальные работники в этих областях, зависят не только от общей экономической ситуации, но и от идеологических и политических решений относительно распределения общественных средств. В такой ситуации особенно важен вектор идеи, определяющий профессиональную самобытность социальной работы, и общий культурный контекст, в котором решается этот вопрос. С моей точки зрения, этим вектором должны стать идеи прав человека, построения гражданского общества и правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Место и роль идеала в профессиональной социальной работе