Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:48, реферат
Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов. Это обусловливает требования к личностным качествам будущих специалистов по социальной работе и детерминирует содержание изучаемого курса. Признание человека высшей ценностью цивилизации провозглашает необходимость социальной работы со всеми членами общества, особенно с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Понятие ценностей. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества………………………………………4
2. Типология ценностей…………………………………………………………9
3. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе……….….11
4. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Понятие ценностей. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества………………………………………4
2.
Типология ценностей………………………………………………………
3. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе……….….11
4. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов. Это обусловливает требования к личностным качествам будущих специалистов по социальной работе и детерминирует содержание изучаемого курса. Признание человека высшей ценностью цивилизации провозглашает необходимость социальной работы со всеми членами общества, особенно с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Социальная работа относится к таким видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом — на общество в целом. Она немаловажна для формирования целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.
Тема
раскрывает понятие ценностей, их роль
в регулировании поведения и деятельности
человека, его профессиональной деятельности.
Ценности и идеалы, признаваемые и реализуемые
человеком, служат важнейшими мотиваторами
его деятельности, поэтому их изучение
необходимо для анализа и оценки человеческой
деятельности. Профессиональная социальная
работа в нашей стране лишь на этапе своего
становления. Изучение специфической
профессионально-этической компоненты
важно для понимания ее смысла.
1. Понятие ценностей. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества
Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа — одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремленности к благу и достижения ими благополучия. Она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.
Деятельность, как правило, не может осуществляться современным человеком только интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, плана, цели. Желая достигнуть нового состояния и качества объекта деятельности, человек всегда исходит из соображений предпочтительности этого нового. Следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.
Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества1. Внешне ценности выступают как свойства предмета, процесса или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности.
Познавая и осваивая объекты, человек может обращать внимание не только и не столько на их свойства, сколько на их способность благодаря имеющимся свойствам удовлетворять его потребности. Поэтому под ценностью понимаются не свойства объектов, а, скорее, их функциональное, ролевое значение для человека. Термин «значение» шире, чем «ценность»; ценность можно рассматривать как вид, модификацию значения.
Таким образом, ценности — это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека. Через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к этим объектам. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Познавая ценности, человек познает не столько сами объекты окружающего мира, сколько их значения для себя. Иначе говоря, цель познания ценности — не истина, а значение. Ценность — это то, что вообще не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную или отрицательную) в его жизнедеятельности2. Это значит, что ценность присуща предметам или феноменам не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека. Через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену с учетом способности данного предмета или феномена удовлетворять его потребности.
Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности: свойства предмета или явления, благодаря которым могут быть удовлетворены потребности человека, существуют от природы, присущи этим предметам и явлениям и поэтому объективны.
Они независимы от востребованности человеком и от осознания их в качестве необходимых, полезных или, наоборот, бесполезных, вредных. Поэтому объективная компонента ценности не зависит от восприятия ее человеком. Путем сопоставления своих потребностей с объективной способностью внешних объектов удовлетворять эти потребности, человек осознает объекты как ценность или неценность, антиценность. Отражение объективных свойств объекта осуществляет человек, поэтому ценностная информация отражает не только, а порой и не столько сами явления, сколько их значение и роль с точки зрения отражающего субъекта.
То, что оценивание объекта производит человек, определяет наличие субъективной компоненты ценности. Потребности человека изменчивы, они могут носить негармоничный характер, быть актуализированными лишь ситуативно и т.п., вследствие чего ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже для одного и того же индивида в разное время.
Наличие
субъективного фактора
Деятельность человека и общества предпринимается в основном во имя достижения некоторой цели, которая уже перед началом деятельности существует как идеальный образ желаемого конечного результата. Цель деятельности выбирается человеком не произвольно, она есть следствие природы человека и условий его существования: наличное положение вещей не удовлетворяет человека и порождает стремление внести в него изменения, улучшения. Сущее утрачивает в глазах человека позитивную ценность, в то время как предполагаемый конечный результат деятельности - цель - представляется ценностью, требующей реализации.
Среда жизнеобитания людей может быть определена как преимущественно ценностная, т.е. среда опредмеченных ценностей. Вследствие этого деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой процесса, который составляет основное содержание деятельности. Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности как отдельной личности, так группы (в том числе профессиональной) и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.
Необходимость реализации ценностей и организации деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее непосредственным источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли.
Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отграничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность ее интересам и устремлениям, поведению и действиям не только в конкретной ситуации, но и на перспективу. Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций являются важными показателями, характеризующими социально и индивидуально зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивое, сплоченное сообщество (общество).
Еще одной важной характеристикой личности (группы) является наличие установки — фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты. В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельности. Наличие установки, т.е. готовности оценивать объект и действовать определенным образом, еще не означает безусловной однозначности оценки и действий личности — всегда может иметь место неучтенный фактор, который в конкретной ситуации сыграет решающую роль. Но совокупность установок определяет общую направленность личности.
Таким
образом, ценности в явном или
опосредованном виде представлены в важнейших
структурах личности. Они в качестве ценностных
ориентаций определяют предпочтения,
задают важнейшие смысложизненные цели.
Опосредуясь в установках, ценности определяют
готовность личности действовать во имя
достижения поставленных целей, а значит,
важнейших ценностей. Роль ценностей в
структуре личности, ее жизнедеятельности
и жизни общества в целом обусловливает
необходимость их тщательного изучения.3
2.Типология ценностей
Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий 4 могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:5
- абсолютные - безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;
- истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
- позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека, и негативные, реализация которых может принести человеку вред;
- условные, получающие статус ценности при некоторых условиях, и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;
- признанные - являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (институциализированные) и непризнанные - в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;
- «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;
- субъективные - представляющиеся ценностями (кажущиеся) в силу некоторых обстоятельств и объективные — объективно являющиеся ценностями;
- реальные - имеющие место в действительности и идеальные - умозрительные, имеющие место в сознании, в теории;
- обыденные - признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) - признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;
- индивидуальные, групповые, этнонациональные, социетальные и общечеловеческие - признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью, обществом или человечеством;
Информация о работе Место и роль идеала в профессиональной социальной работе