Автор: Ирина Рыгзенова, 07 Декабря 2010 в 10:22, курсовая работа
Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Характеристика семей «группы риска»
1.1. Общая характеристика семей «группы риска»…………………………….5
1.2. Особенности семей «группы риска»……………………………………….6
Глава 2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска
2.1. Медико-социальная помощь семьям «группы риска»………………..…..9
2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»……………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………..…19
Такие семьи нуждаются в консультации и коррекции внутрисемейных отношений специалистом по социальной работе.
Таким
образом, раннее выявление семей
«группы риска» и своевременная
медико-социальная помощь им является
самым эффективным методом профилактики
и реабилитации семейного неблагополучия.
2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска».
Специалистами были разработаны рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска».
Если мы имеем дело с семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие виды помощи семье и детям:
- наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения;
- оказание
психиатрической,
- дополнительные
занятия с ребёнком по
- вовлечение
ребёнка в систему
- консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов;
- приглашение
на родительские собрания
- организация
родительских собраний «на
- работа
с родителями специалистов
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН.
Если мы имеем дело с семьёй после развода или во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи:
- наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей-предметников;
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях;
- консультационная помощь психолога и психотерапевта;
- дополнительная помощь в выполнении домашнего задания в учёбе;
- постановка
ребёнка на учёт (по необходимости)
к наркологу, психиатру,
- помощь
ребёнку со стороны его
- помощь
ребёнку со стороны его
- привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям;
- использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода).
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
- психолог, социальный педагог, учителя - предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса.
Если мы имеем дело с неполными семьями, то необходимо им оказывать такую помощь:
- привлечение
ближайших родственников к
- привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы;
- наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи);
- активная
деятельность классного
- проведение родительского лектория, тематического родительского собрания;
- обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов;
- постановка на учёт в учреждение и органы социальной защиты;
- оказание
материальной помощи
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
- классный руководитель, социальный педагог, психолог, отдел социальной защиты, Дом творчества, ЦКРОиР.
Если мы имеем дело с опекунской семьёй, в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь:
- вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы;
- консультации
психолога образовательного
- индивидуальная работа психолога с ребёнком;
- помощь педагогов школы ребёнку в учёбе;
- консультации психиатра;
- возбуждение
образовательным учреждением
- направление
ребёнка образовательным
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
- учитель-предметник,
психолог, психиатр, отдел охраны
детства и попечительства, социальный
педагог, руководитель кружков,
Если мы имеем дело с семьёй, у которой недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, то ей оказывается такая помощь:
- наблюдение
и консультации классного
- помощь
психотерапевта семье и
- проведение
семинаров, бесед,
- вовлечение
детей в кружки, студии, центры
дневного пребывания, секции.
Список литературы:
1. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - С. 114-115
2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
3. Краткий
словарь современной
4. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58-62.
5. Стош Н.Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» // Сацыяльна-педагогагічная работа. - 2006. - №7. - С. 16-22.
6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА_М, 2001. - 400 с.
7. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей // Понятие и типы неблагополучных семей - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.
8. Целуйко В.М. Психология
современной семьи. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.
- 134 с.
Информация о работе Медико-социальная работа с семьями «группы риска»