Медико-социальная работа с семьями «группы риска»

Автор: Ирина Рыгзенова, 07 Декабря 2010 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Характеристика семей «группы риска»
1.1. Общая характеристика семей «группы риска»…………………………….5
1.2. Особенности семей «группы риска»……………………………………….6
Глава 2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска
2.1. Медико-социальная помощь семьям «группы риска»………………..…..9
2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»……………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………..…19

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по медицине.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Такие семьи нуждаются в консультации и коррекции внутрисемейных отношений  специалистом по социальной работе.

     Таким образом, раннее выявление семей  «группы риска» и своевременная  медико-социальная помощь им является самым эффективным методом профилактики и реабилитации семейного неблагополучия. 

2.2 Рекомендации к  совместным действиям  различных ведомств  в оказании помощи  семьям «группы  риска».

     Специалистами были разработаны рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска».

     Если  мы имеем дело с  семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать  такие виды помощи семье и детям:

- наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения;

- оказание  психиатрической, наркологической  помощи семье или отдельным  её членам;

- дополнительные  занятия с ребёнком по оказанию  помощи в учёбе;

- вовлечение  ребёнка в систему дополнительного  образования (кружки, секции и  т.д.);

- консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов;

- приглашение  на родительские собрания специалистов;

- организация  родительских собраний «на дому»;

- работа  с родителями специалистов наркологической  психиатрической помощи.

     Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН.

     Если  мы имеем дело с  семьёй после развода  или во время развода, то необходимо ей оказывать  такие виды помощи:

- наблюдение  и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей-предметников;

- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях;

- консультационная помощь психолога и психотерапевта;

- дополнительная  помощь в выполнении домашнего задания в учёбе;

- постановка  ребёнка на учёт (по необходимости)  к наркологу, психиатру, невропатологу;

- помощь  ребёнку со стороны его окружения;

- помощь  ребёнку со стороны его сверстников  (по рекомендации учителя);

- привлечение  родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям;

- использование  видеоматериалов для работы с  родителями (последствия развода).

     Службы, центры, специалисты, которые оказывают  данную помощь:

- психолог, социальный педагог, учителя - предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса.

     Если  мы имеем дело с  неполными семьями, то необходимо им оказывать такую помощь:

- привлечение  ближайших родственников к воспитанию  ребёнка;

- привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы;

- наблюдение  и консультации психолога и  социального педагога (по запросу  семьи);

- активная  деятельность классного руководителя  по вовлечению ребёнка в систему  внеклассной и внешкольной работы;

- проведение родительского лектория, тематического родительского собрания;

- обучение  родителя навыкам воспитания  детей при отсутствии одного  из супругов;

- постановка  на учёт в учреждение и органы  социальной защиты;

- оказание  материальной помощи малоимущей  неполной семье.

     Службы, центры, специалисты, которые оказывают  данную помощь:

- классный  руководитель, социальный педагог,  психолог, отдел социальной защиты, Дом творчества, ЦКРОиР.

     Если  мы имеем дело с  опекунской семьёй, в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь:

- вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы;

- консультации  психолога образовательного учреждения  для опекунов;

- индивидуальная  работа психолога с ребёнком;

- помощь  педагогов школы ребёнку в  учёбе;

- консультации  психиатра;

- возбуждение  образовательным учреждением ходатайства  перед органами опеки и попечительства  о лишении опекунов прав на  опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.);

- направление  ребёнка образовательным учреждением  на психолого-медико-педагогическую  комиссию для определения уровня  его развития и программы обучения.

     Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

- учитель-предметник, психолог, психиатр, отдел охраны  детства и попечительства, социальный  педагог, руководитель кружков,  секций, ПМПК.

     Если  мы имеем дело с  семьёй, у которой недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, то ей оказывается такая помощь:

- наблюдение  и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога;

- помощь  психотерапевта семье и ребёнку;

- проведение  семинаров, бесед, терапевтических  родительских собраний на темы  воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов;

- вовлечение  детей в кружки, студии, центры  дневного пребывания, секции. 

Список  литературы:

1. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - С. 114-115

2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

3. Краткий  словарь современной педагогики. Сост. К 786 Т.Б. Сажиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

4. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58-62.

5. Стош Н.Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» // Сацыяльна-педагогагічная работа. - 2006. - №7. - С. 16-22.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА_М, 2001. - 400 с.

7. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей // Понятие и типы неблагополучных семей - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.

8. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. - 134 с. 
 

Информация о работе Медико-социальная работа с семьями «группы риска»