Медико-социальная работа с семьями «группы риска»

Автор: Ирина Рыгзенова, 07 Декабря 2010 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Характеристика семей «группы риска»
1.1. Общая характеристика семей «группы риска»…………………………….5
1.2. Особенности семей «группы риска»……………………………………….6
Глава 2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска
2.1. Медико-социальная помощь семьям «группы риска»………………..…..9
2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»……………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………..…19

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по медицине.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Бурятский государственный университет

Социально-психологический  факультет

Кафедра теории социальной работы 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Медико-социальная работа с семьями «группы риска» 
 
 
 
 

Выполнили: студенты 5 курса 

гр. 15263 Очирова Е., Нимаева Б.

                                                                 Проверила: Тен Н.В. 
 
 

Улан-Удэ

2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Характеристика семей «группы  риска»

1.1. Общая  характеристика семей «группы риска»…………………………….5

1.2. Особенности  семей «группы риска»……………………………………….6

Глава 2. Медико-социальная деятельность в  работе с семьями «группы риска

2.1. Медико-социальная  помощь семьям «группы риска»………………..…..9

2.2 Рекомендации  к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»……………………………………………....16

Список  литературы…………………………………………………………..…19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

     Именно  в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно, в какой семье воспитывается ребенок - в благополучной или неблагополучной.

     Семейное  воспитание-это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.

     В настоящее время семья как  социальный институт переживает тяжелый  кризис. Утрачено значительное число  семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

     Пристальный интерес к семье объясняется  и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач  и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

     Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться  в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.

     Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группы риска первоочередная задача специалиста по социальной работе - это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».

     Категория семей социального риска нуждается  в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.

     Цель: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска».

     Задачи:

1. определить  сущность и особенности семей  «группы риска»

2. выявить  основные направления медико-социальной  помощи семьям «группы риска». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Характеристика семей «группы риска»

1.1 Общая характеристика  семей «группы  риска»

     В научной литературе нет чёткого  определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

     Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты  по социальной работе выделяют три  типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей.

     Семьей  социального риска считается  семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в  создании благоприятных условий  для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.

Факторы риска не обязательно свидетельствуют  об отсутствии комфортной среды для  ребёнка. Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то семья «группы риска» помещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин - переходит в категорию семей, находящихся в социально-опасном положении.

1.2 Особенности семей  «группы риска»

     Существуют признаки здоровой семьи:

- возможность  выражать свои чувства;

- каждый  член семьи является признанным, так как является членом семьи;

- у каждого  члена семьи есть право выбора;

- в семье  существуют ритуалы и обычаи для выражения близости;

- проявление  открытой привязанности членов  семьи друг к другу;

- ясные  и понятные ожидания членов  семьи друг от друга;

- наличие  общих ценностей.

     Невыполнение  семьёй хотя бы нескольких функций  может повлиять на вхождение семьи в «группу риска».

     Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные  последствия. Иногда трудности оказывают  мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям - семьи «группы риска».

     Существует  деление семей по степени их воспитательного  воздействия на детей. Так, благоприятным  для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и  не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях - полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.

     Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды  своего существования проходит через  ряд кризисных ситуаций, которые  касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.

     Именно  во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.

     Зубкова Т.С. выделяет такие семьи группы риска:

- дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми инвалидами);

- «социопатические»  (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители,  с отклонениями от нормального  поведения).

     К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых  затруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

     В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими  алкогольной и наркотической  зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.

     Елизаров А.Н. в своей работе определил характеристику семей группы риска.

     Семьи группы риска характеризуются:

- слабой  способностью членов этих семей  к анализу того, что происходит  в семье, неспособностью по  этой причине выдвигать цели  по улучшению жизни семьи и  достигать эффективных результатов.

- слабой  способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

- засильем  в семье эмоций, связанных с  достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

- высокой  степенью риска по отношению  к проблеме приема алкоголя и наркотиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Медико-социальная  деятельность в  работе с семьями  «группы риска».

Информация о работе Медико-социальная работа с семьями «группы риска»