Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно совершенствуется, и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Его необходимо раскрывать в дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе.

Содержание

Введение
Исторические условия и этапы становления массовой культуры
Социальные функции массовой культуры
Негативное влияние массовой культуры на общество
Положительные функции массовой культуры
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Соц. культ ( Массовая культура).docx

— 33.66 Кб (Скачать)

Негативное  отношение к использованию ненормативной  лексики отражается и в оценках  россиянами ситуации вокруг конфликта  между журналисткой Ириной Ароян  и Филиппом Киркоровым . 47 % опрошенных встали на сторону Ирины Ароян, тогда  как поп-звезду поддержали только 6 %. 39 % респондентов вообще не проявили интереса к этому процессу.

47% опрошенных  россиян считают, что яркие  персонажи телеэкранов, будучи  образцами и кумирами для значительной  части молодежи, должны отвечать более высоким моральным требованиям, нежели те, которые предъявляются к обычным людям. 41 % считают звезд шоу-бизнеса такими же людьми, как и все остальные, а 6 % респондентов полагают допустимыми некоторые элементы вызывающего поведения со стороны поп-персонажей как людей творческих и неординарных.

Развитие  средств массой информации привело  к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом  и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и  народную культуры.

Современной российской культуре присуще и такое  явление, которое социологи назвали  вестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь, молодежных групп населения.

Для многих русских, и опять же, в первую очередь, молодых, характерно отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае, вненациональной. Русская народная культура (традиции, обычаи, обряды) большинством молодых людей воспринимается как  анахронизм. Отсутствие у русской  молодежи национальной самоидентификации  как раз и приводит к более  легкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей.

 Во  многих чертах молодежная субкультура  просто повторяет, дублирует телевизионную  субкультуру. Здесь следует отметить, что с начала 1990-х гг. массовая  культура в ее экранных, телевизионных  видах приобретает все более  негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных  в ленинградских видеосалонах, 52 %  имели все признаки боевиков, 14  фильмов ужасов, 18  фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов,  не было ни одного фильма, отличающегося  художественно-эстетической ценностью,  и только 5 % обладали определенными художественными достоинствами. Репертуар кинотеатров на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.

 Не  менее негативные последствия  можно отметить и в развитии  музыкальной культуры. Такая разновидность  массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей стране была  запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно  превознесена и идеализирована. Зачем же выступать против  той рок-музыки, которая связана  с народными традициями, традициями  политической и авторской песни?  Есть и такие направления, как  панк-рок, тяжелый металл и  др., которые, несомненно, несут контркультурный,  вандалистский характер. Многие  музыкальные направления отличаются  синдромами пессимизма, мотивами  смерти, самоубийства, страха и отчужденности.  Потеря гуманистического содержания  происходит в рок-музыке за  счет искажения естественного  человеческого голоса всевозможными  хрипами и визгами, нарочно  изломанными глумливыми интонациями,  подмены мужских голосов женоподобными,  и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительные функции  массовой культуры.

 

Важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является "массовая культура".

Отвечая общему духу времени, она, в отличие  от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших  отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга»  и т.п. Кстати, последнее из приведенных  обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой  культуры» - появление у значительного  слоя трудящихся граждан избытка  свободного времени, «досуга». У людей  все больше возникает потребность  «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет  себя преимущественно в чувственной  сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние  десятилетия стали кино, телевидение  и, конечно, спорт (в его чисто  зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с  недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует  такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и  преобладающая тематика «массовой  культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как  любовь, семья, карьера, преступность и  насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически  положительно, что в целом «массовая  культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию  сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.

Массовая  культура в состоянии сегодня  играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных  ценностей, или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры – это уже напрямую зависит  от самой личности. Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому образованию.

 

Заключение.

 

Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают  обеспокоенность в связи с  ее натиском, в мягком варианте относятся  снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные  моменты. Развлекая, доставляя чувственное  удовольствие, она дает человеку возможность  забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний  эффект.

Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать  ее и исключительно в ключе  идеологическом, как это было еще  совсем недавно.

В работах  современных исследователей можно  найти разные указания на время появления  массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что  массовая культура - продукт современной  цивилизации с характерными для  нее чертами урбанизации и  всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная  культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее  образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.

Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии  в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться  к городской культуре, которая  требовала не только элементарных навыков  чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры.

Таким образом, массовая культура – многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно  вовлечены все слои населения, и  проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных  ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой  деградации культурных ценностей и  образцов.

 

Список литературы.

 

1. Пархоменко  И.Т., Радугин А.А. «Культурология  в вопросах и ответах», Москва  «Центр» 2001 г.

2. Культурология»,// Ред. А.А. Радугина «Москва «Центр»  2001 г.

3. Смольская Е.П. «Массовая культура»:  развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. С.- 40-41.

4. Культурология.  История мировой культуры. Учебник  для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.  Марковой . - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. www. 5ballov .ru

6. www. bankreferatov.ru

 

 

 

 

 




Информация о работе Массовая культура