Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:18, контрольная работа
Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно совершенствуется, и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Его необходимо раскрывать в дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе.
Введение
Исторические условия и этапы становления массовой культуры
Социальные функции массовой культуры
Негативное влияние массовой культуры на общество
Положительные функции массовой культуры
Заключение
Список литературы
Негативное
отношение к использованию
47% опрошенных
россиян считают, что яркие
персонажи телеэкранов, будучи
образцами и кумирами для
Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры.
Современной российской культуре присуще и такое явление, которое социологи назвали вестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь, молодежных групп населения.
Для многих
русских, и опять же, в первую очередь,
молодых, характерно отсутствие этнокультурной
или национальной самоидентификации,
они перестают воспринимать себя
как русских, утрачивают свою русскость.
Социализация молодежи происходит либо
на традиционно-советской, либо на западной
модели воспитания, в любом случае,
вненациональной. Русская народная
культура (традиции, обычаи, обряды) большинством
молодых людей воспринимается как
анахронизм. Отсутствие у русской
молодежи национальной самоидентификации
как раз и приводит к более
легкому проникновению в
Во
многих чертах молодежная
Не
менее негативные последствия
можно отметить и в развитии
музыкальной культуры. Такая разновидность
массовой культуры, как рок-музыка,
сначала в нашей стране была
запрещена на официальном
Важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является "массовая культура".
Отвечая общему духу времени, она, в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга». У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.
Для выполнения
своей функции - снятия сильных производственных
стрессов - «массовая культура» должна
быть как минимум развлекательной;
обращенная к людям часто с
недостаточно развитым интеллектуальным
началом, она во многом эксплуатирует
такие сферы человеческой психики,
как подсознание и инстинкты.
Всему этому соответствует и
преобладающая тематика «массовой
культуры», получающей большие доходы
от эксплуатации таких «интересных»
и понятных всем людям тем, как
любовь, семья, карьера, преступность и
насилие, приключения, ужасы и т.п.
Любопытно и
Массовая
культура в состоянии сегодня
играть и положительную роль, приобщая
массы к сложнейшим духовно-нравственным
проблемам в адаптированном виде.
Но оставит ли отдельная личность
дальнейшие поиски культурных музыкальных
ценностей, или будет довольствоваться
обретенными суррогатами
Заключение.
Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.
Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.
Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно.
В работах современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.
Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры.
Таким образом,
массовая культура – многофункциональное,
объективное явление
Список литературы.
1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. «Культурология в вопросах и ответах», Москва «Центр» 2001 г.
2. Культурология»,//
Ред. А.А. Радугина «Москва «
3. Смольская Е.П. «Массовая
4. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. www. 5ballov .ru
6. www. bankreferatov.ru