Массовая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:25, реферат

Описание работы

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация». Эволюция средств массовой коммуникации. В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности - привитие личности тех черт, которые желательны для общества. Морально-этические нормы в системе массовых коммуникаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Виды массовых коммуникаций. Исторические этапы развития…………....4
Функции массовой коммуникации…………………………………………...7
Средства массовой коммуникации…………………………………………...9
Воздействие массовых коммуникаций………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………....13

Работа содержит 1 файл

Массовая коммуникация.docx

— 33.31 Кб (Скачать)

Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма 
 
 
 
 
 

Реферат по социологии массовых коммуникаций на тему:

«Массовая коммуникация» 
 
 
 
 
 

Выполнила: Соболевская В. Р.

4 курс, 14 группа ССО

Проверил: Исмаилов А.И. 
 
 
 
 

Москва 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Виды  массовых коммуникаций. Исторические этапы развития…………....4

Функции массовой коммуникации…………………………………………...7

Средства  массовой коммуникации…………………………………………...9

Воздействие массовых коммуникаций………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………....13 
 
 

 

Введение                  

Коммуникация  – процесс обмена информацией  между субъектом и объектом. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени  технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и  обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (реципиентом).  
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.  Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Актуальность темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды массовых коммуникаций. Исторические этапы развития

Известно  два типа средств коммуникации: естественно  возникший (язык, мимика, жесты)  и  искусственно созданный (технический), который включает в себя такие средства как традиционные (пресса, книгопечатание, письменность) и типично современные (радио, телевидение, кинематограф, Интернет). 

Устная фаза

Развитие  речи, языка - объективный процесс  в развитии общества. Речь – это  отражение мыслительных процессов  и ее культура отражает уровень развитие человека.  
К обмену новостями или информацией люди стремились  во  все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось со звуков, жестов, мимики, затем посредством  криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке  до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В Древнем  Китае  пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, и с разной силой. Комбинируя эти звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния. Звуковые сигналы сохранялись многие столетия. Они передавались также посредством рожков, труб, колоколов, а после изобретения пороха выстрелов из ружей и пушек. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.
 
По мере развития человеческого общества звуковые сигналы постепенно оттесняли более совершенные - световые. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магеллановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку  присвоить архипелагу название "Огненной Земли". Однако, язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден, по этому, дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными сообщениями.

 
 

Письменная фаза  

Письменность  помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Как  первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования  природного и социального мира она  открывает общество, в строгом, научном  смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне  прямого контакта. Письменность явилась  семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Она  служит одним из важнейших средств  сохранения языка в живом виде.

 
Книжная фаза  

Первая  русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности, существенно более массовый и оперативный обмен информацией. “Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.  
Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Индустриальная - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе. 
Книжное информационное содержание стало снижать свою эффективность. Образовалось противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены. Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для решения проблемы информационного кризиса. И как выход из данной ситуации стало приобретение книгой электронной формы. 
Тем не менее исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).  

Телекоммуникации 

Открытие  магнитных и электрических явлений  привело к  повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние.  
В 1828 году П.Л. Шиллингом был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Как Шиллинг, так и русский физик, электротехник  Якоби пришли к выводу о бесперспективности подземных кабелей и о целесообразности воздушных проводящих линий. В истории электротелеграфии самым популярным американцем был Сэмюэл Морзе. Он изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие передавать информацию на дальние расстояния. Благодаря простоте и удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полустолетия  был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах. 
Передачу неподвижных изображений на расстоянии, осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. С открытием электромагнитных волн Максвеллом и экспериментальным установлением их существования  Герцем  началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу. Суть эксперимента состояла в том, что изображение преобразовывалось в электрические сигналы, которые с помощью электромагнитных волн переносились на расстояние, а принятые сигналы преобразовывались обратно в изображение. Регулярные телевизионные передачи начались в середине тридцатых годов нашего века.
 
Появление и развитие современных кабелей связи обязаны изобретению телефона.  
Сегодня для передачи информации используются различные виды связи: кабельные, радиорелейные, спутниковые, тропосферные, ионосферные, метеорные. Кабели совместно с лазерами и ЭВМ позволят создать принципиально новые системы телекоммуникаций. 

Компьютерная  фаза  

Компьютерная  фаза - новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. 
Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”.  
Вот некоторые качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги:  
Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста. 
Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. 
В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхёмкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”. 
Одним из колоссальных достижений в области компьютеризации, которое позволяет узнать информацию с любой точки планеты, является Интернет или глобальная компьютерная сеть. 
Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь абсолютно децентрализовано - на своем сервере или сайте каждый волен, представлять любую информацию в любом порядке при условии, что она технически совместима с поддерживаемыми системой и браузерами, техническими протоколами. 
Единственными органами управления в сети являются компании, выдающие условные электронные адреса (в виде словесного кода (lv, ru, com, org, gov и т.д.) - реальный адрес является цифровым кодом и назначается иначе).  
Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио. Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор — это уже чудо!

Функции массовой коммуникации

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации - развлекательную. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Макквейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации - мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще - политических, реже - религиозных.

В отечественной  психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности - привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая  большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация  к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации  полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов  и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и  личности, на формирование общественного  мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности  манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию  социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям  «промывания мозгов».

Люди, как  правило, принимают те социальные нормы  поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип  образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Информация о работе Массовая коммуникация