Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, реферат
Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры.
Введение………………………………….3
Понятие, сущность массовых коммуникаций……4
Функции массовых коммуникаций……..6
Массовая коммуникация как соц институт……8
Заключение…………………………………..15
Список литературы………………………….16
Государство как социальный институт в системе регулирующей деятельности играет особую роль, которая заключается в том, что государство выполняет как административное, так и политическое регулирование.
Что касается коммуникации, то здесь правомерен вопрос: кто кого «породил» — человек коммуникацию или она его? Этот вопрос имеет, несомненно, однозначный ответ, признающий приоритет за человеком, вернее, за его сознанием, лежащим в основе социальной коммуникации. «Зачатки культуры уходят корнями в сотрудничество и коммуникацию»7.
Последняя
также относится к сфере
Возникновению массовых коммуникаций в обществе способствовал, на наш взгляд, не только и не столько технический прогресс, который сам по себе является реализацией определенных общественных потребностей. В основе возникновения массовых коммуникаций лежат те же социальные потребности в необходимости регулирования общественных отношений, но отношений, существующих на достаточно высоком уровне развития общества. Такое регулирование, предполагающее наличие нескольких субъектов социальной деятельности, не могло осуществляться на основе простого (вроде оглашения на площади) информирования граждан, которым для ориентации в информационной среде требовалось уже нечто большее, нежели констатирующая информация о тех или иных фактах. Основной социальной ролью формирующихся массовых коммуникаций, качественно определившей этот вид социального действия, стало не простое информирование, а внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей.
В те исторические периоды существования общества, когда людям требовалась информация о поведении, необходимом для физического выживания в среде существования, вполне было достаточно констатирующей информации (например, о том, как будет распределяться добыча). Последующие исторические периоды, на протяжении которых человеческое общество имело уже более сложную социальную структуру, тем не менее определялись социальной моносубъектностью, то есть наличием одного субъекта политической деятельности, получившей свое выражение в том или ином типе государственного устройства. Иными словами, субъектами, имеющими возможность реализации собственных программ социальной деятельности, выступали далеко не все, а лишь отдельные, определенные слои общества. Реализация их программ совпадала, видимо, с социальными закономерностями, позволяющими обществу сохранять ту или иную качественную определенность. Политическая деятельность вполне укладывалась в рамки существующих форм общественного устройства. Однако дальнейшая человеческая деятельность по усовершенствованию условий собственного существования привела к возникновению новых потребностей, выражающихся не только в необходимости выживания, но и в определенном качестве жизни, то есть общество как целостная система нуждалась, несомненно, в самосохранении, но при этом в самосохранении на определенном качественном уровне.
В таких условиях политическая деятельность приобретает многосубъектный характер, иными словами, в обществе складываются определенные группы, политическая деятельность которых направлена на предложение различных, отличных друг от друга, форм и методов сохранения заданного качественного уровня жизнедеятельности общества. Развитие технических средств приводит к возникновению столь необходимых в данных условиях массовых коммуникаций, которые не только и не столько осуществляют информационное обслуживание общества, сколько занимаются транслированием и внедрением оценок субъектов политической деятельности в массовое сознание с целью ориентации последнего в необходимом для субъектов направлении. Социальными субъектами деятельности массовых коммуникации как социального института выступают определенные группы, партии, социальные объединения и даже конкретные индивиды, являющиеся либо носителями внедряемой системы ценностей, либо инстанциями, заинтересованными во внедрении последних.
Все вышеобозначенное определяет качественную специфику массовой коммуникации и ее отличие от индивидуальной и межгрупповой коммуникации, квалифицируемой либо как информирование, либо как общение, понятое как межсубъектное взаимодействие, имеющее целью выработку новых духовных значений. МК является видом регулирующей деятельности, характеризующимся как субъектно-объектное отношение, где в качестве объекта выступает массовое сознание как уровень сознания общества, непосредственно включенный в практику. Мы уже выяснили, что объектом массовой коммуникации выступает такое состояние массового сознания, которое характеризуется оценочностью, а именно общественное мнение, формирование которого посредством внедряемых оценок является целью духовно-практической массово-коммуникативной деятельности, продукты которой удовлетворяют субъектов данной деятельности. Следует заметить, что в качестве субъектов массовой коммуникации могут выступать не только субъекты политической деятельности, но и любой другой, например, экономической, субъекты имеющие цель оценочного воздействия на массовое сознание.
Однако
в научной литературе, посвященной
исследованию роли массовой коммуникации
в социально-политических процессах,
существуют и другие точки зрения.
Представители самой
Уровень массовой коммуникации играет важнейшую роль — он способствует целенаправленному формированию общественного мнения посредством внедрения в массовое сознание оценок событий и явлений, признанных актуальными с точки зрения действующих субъектов политической деятельности. Иными словами, субъекты политической деятельности, стремящиеся получить или удержать власть, сталкиваются с необходимостью привлечения на свою сторону наибольшего числа граждан, ибо включенность массовой аудитории является необходимым условием существования политики как системы. Для достижения этой цели ведется работа по донесению до массового сознания информации о той модели и формах политического регулирования, которые предлагает каждый из субъектов политической деятельности. Подобного рода информация имеет оценочный характер, так как она базируется на системе ценностей того или иного субъекта, признающей ее положительной и верной. Единственным подходящим эффективным средством воздействия на массовую аудиторию является МК, которая не только непосредственно влияет на общественное мнение, но и способствует формированию лидеров мнений, о роли которых мы уже упоминали. Иными словами, деятельность массовой коммуникации осуществляется как по одноступенчатой, так и по двухступенчатой модели коммуникации.
Влияние
на массовое сознание является не единственной
ролью, которую массовая коммуникация
как социальный институт играет в
процессе политической деятельности,
включающей в себя нескольких субъектов
последней. Для достижения или удержания
достигнутой цели — власти, которая
может принадлежать только одной
из претендующих сторон, каждый из субъектов
политической деятельности должен решить
двуединую задачу: во-первых, как
уже было сказано, привлечь на свою
сторону наибольшее число сторонников
и, во-вторых, помешать это сделать
своим противникам, действия которых
для достижения такой цели должны
быть как можно более тщательно
изучены. Решению второй части задачи
как нельзя лучше способствует массовая
коммуникация (в условиях демократического
устройства общества), предоставляя для
политического анализа всем противоборствующим
сторонам обширную информацию, которую
сами стороны размещают в средствах
массовой коммуникации с целью воздействия
на аудиторию.
Заключение
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.
Уровень массовой коммуникации играет важнейшую роль — он способствует целенаправленному формированию общественного мнения посредством внедрения в массовое сознание оценок событий и явлений.
Таким образом
массовые коммуникации являются мощнейшим
социальным институтом.
Список литературы
1)Науменко Т.В учебное пособие «Социология массовой коммуникации»
2)http://society.polbu.ru/
3)http://нижегородский-
4)http://society.polbu.ru/
Информация о работе Массовая коммуникация как социальный институт