Массовая коммуникация как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры.

Содержание

Введение………………………………….3

Понятие, сущность массовых коммуникаций……4

Функции массовых коммуникаций……..6

Массовая коммуникация как соц институт……8

Заключение…………………………………..15

Список литературы………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат айс.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

Кыргызско-Российский Славянский Университет

Кафедра истории, культурологии и рекламы 
 
 
 
 

Реферат

«Массовая коммуникация как  социальный институт». 
 
 
 

Подготовила

Бактыбекова Айсулуу, ГР-1-09 

Бишкек

2011 

Содержание:

Введение………………………………….3

Понятие, сущность массовых коммуникаций……4

Функции массовых коммуникаций……..6

Массовая  коммуникация как соц институт……8     

Заключение…………………………………..15

Список  литературы………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Массовая коммуникация — это прежде всего процесс  производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических  средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры.

Среди глобальных проблем исследователи  все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Основной социальной ролью формирующихся массовых коммуникаций, качественно определившей этот вид социального действия, стало не простое информирование, а внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей.

 Рассматривая  массовую коммуникацию, как социальный  институт, разберемся с определением  последнего. «Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни»1

Массовая коммуникация, понятая как определенный социальный процесс, как вид социальной деятельности, имеет свои институциональные формы. Она выполняет как по отношению  к другим социальным институтам, так  и по отношению к обществу в  целом определенные роли, предписанные ей общей системой социальной деятельности. Тип МК определяется непосредственно  тем типом общества, в котором  она функционирует. В одном обществе массовая коммуникация может функционировать  исключительно в виде государственных СМК, в другом — государственно-общественных, в третьем — и тех, и других, дополненных коммерческими СМК. Однако при любом типе общества и, соответственно, при любом типе МК ее функция, как и ее сущность, остается неизменной, но формы и способы функционирования могут быть совершенно разными. МК, выполняя свою функцию по переносу, внедрению оценок актуальных событий и явлений в массовое сознание, занимает важное место в структуре социальных институтов общества.

    Массовая  коммуникация как социальный институт наделен способностью быть самостоятельными субъектами социальных процессов общества в целом. Прежде всего, это касается актов целеполагания в сложных процессах воздействия на общество. Исходя из этой позиции, в сфере осуществления стратегии и тактики социального развития «СМК выступают в двуединой роли — как институт, формирующий цели и механизм их актуализации... Таким образом, особенности существования СМК в модернизирующихся социальных системах таковы, что наряду с другими социальными институтами, не отличаясь от них функциональными признаками, ...они репрезентируют своей аудитории альтернативы социально-экономического развития»2. 
 

Понятие, сущность массовых коммуникаций.

       Массовая  коммуникация - исторически сложившийся  и развивающийся во времени  технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и  обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).3

В социологии массовая коммуникация понимается как социально  обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию  через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это  определение недостаточно, так как  в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при  помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как  один из видов общения, представляет собой социально обусловленное  явление с основной функцией воздействия  через смысловую и оценочную  информацию. Рассматриваемая как  вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным  процессом, в котором эта функция  актуализируется при помощи различных  коммуникативных средств и каналов.

Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой  деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. И тем не менее  можно выделить общие условия, необходимые  для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:

- наличие технических  средств, обеспечивающих регулярность  и тиражированность массовой  коммуникации;

- социальная  значимость информации, способствующая  повышению мотивированности массовой -коммуникации;

- массовая аудитория,  которая, учитывая ее рассредоточенность  и анонимность, требует тщательно  продуманной ценностной ориентации;

- многоканальность  и возможность выбора коммуникативных  средств, обеспечивающие вариативность  и вместе с тем нормативность  массовой коммуникации. Рассмотрим эти условия, определяющие существенные характеристики массовой коммуникации, подробнее.

Технические средства. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать  средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. К СМИ относятся  периодическая печать (пресса), радио  и телевидение. К средствам массового  воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления  и художественная литература. Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют  массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально  значимыми реалиями. 
 

Функции массовых коммуникаций

По поводу функций  массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым ГЛассуэллом  были выделены три функции: 1) обозрение  окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие  на общество и его познание через  обратную связь; 3) передача культурного  наследия, что можно понимать как  познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур. В 1960 г. американский исследователь  К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную. В начале 80-х годов  специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл  прокомментировал эти функции и  предложил еще одну функцию, так  называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи , которые выполняет массовая коммуникация во время разшнюос (???) компаний, чаще - политических, реже - религиозных. По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.  

В отечественной  психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция  контакта, которая играет роль в  формировании группового сознания; 3) функция  социального контроля через использование  социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализации личности - воспитательная функция  привития личности тех черт, которые  желательны для общества (Леонтьев АА. 1974. С. 46-48).  

Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая  большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация  к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации  полезной деятельности общества и индивида.  

Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям <промывания мозгов>.  

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные  социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с  негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип  образа жизни, стиля одежды, формы  общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период. 

Массовая  коммуникация как  социальный институт

    В структуре социологического знания изучению социальных институтов отводится  чрезвычайно важное значение. Существует достаточно большое количество различных  подходов в определении социального  института.

    «Понятию  социального института принадлежит  центральное место в системно-структурном  анализе общественной жизни. Оно  предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования  из многообразных действий людей  наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями  социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный  компонент социальной структуры, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни»4.

    Социальный  институт — это «исторически сложившиеся  формы организации и регулирования  общественной жизни (например, семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля»5.

            Проанализировав различные точки зрения в определении социального института, можно сделать вывод об основных характеристиках последнего, которые представляют собой:

    ♦  «ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

    ♦  совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    ♦  формальную и неформальную организацию;

    ♦  совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    ♦  обособленный комплекс социальных действий»6.

    Массовая  коммуникация, понятая как определенный социальный процесс, как вид социальной деятельности, имеет свои институциональные  формы. Она выполняет как по отношению  к другим социальным институтам, так  и по отношению к обществу в  целом определенные роли, предписанные ей общей системой социальной деятельности. Тип МК определяется непосредственно  тем типом общества, в котором  она функционирует. В одном обществе массовая коммуникация может функционировать  исключительно в виде государственных  СМК, в другом — государственно-общественных, в третьем — и тех, и других, дополненных коммерческими СМК. Однако при любом типе общества и, соответственно, при любом типе МК ее функция, как и ее сущность, остается неизменной, но формы и способы  функционирования могут быть совершенно разными. МК, выполняя свою функцию  по переносу, внедрению оценок актуальных событий и явлений в массовое сознание, занимает важное место в  структуре социальных институтов общества.

Информация о работе Массовая коммуникация как социальный институт