Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:29, реферат
Интерес к данной теме был, во-первых, связан с тем, что развитие человеческой истории происходило так или иначе при непосредственном и главном участии людских масс, т.е. масса – есть главный творец истории, ее двигатель, или как сходным образом выражался Л.Н. Толстой в своем романе- эпопее «Война и мир»: «Народ – творец истории». Во-вторых, любого человека, находящегося не в массе, стоящего как бы в стороне и наблюдающего за ней, всегда поражала разительная перемена, происходившая с людьми, которые позволяли себе делать то, на что не решились бы в своей обычной жизни гражданина-индивидума.
Глава 1. Масса и ее характеристики…………………………………………………………..3
Глава 2. Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия и вождя………………………………………………………………………………………….7
Глава3. Вождь и масса. Управление массой…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..21
Вождя массы можно сравнить с
ядром атома, вокруг которого непременно
должны вращаться электроны. Без
ядра структура атома прекратит
свое существование, а сам атом распадется
на части, так как будет отсутствовать
главное связующее звено. В случае
с массой этим связующим звеном является
вождь, к которому испытывают чувства
привязанности и почитания
Глава 3. Вождь и масса. Управление массой
Итак, из двух предыдущих глав нам
удалось выяснить, что главным
цементирующим фактором внутри массы
является идентификация между членами
массы на основе образования у
них общей психологической
Я. Обычно эта инстанция образуется
у человека вследствие невозможности
или утраты способности реализовать
свои желания из-за препятствий и
преград со стороны какой-нибудь
силы. Психика человека компенсирует
эти чувства утраты идеализацией
той силы или того объекта, которые
вызвали эту утрату или страдание,
а образовавшуюся вследствие этого
агрессию, направленную первоначально
на объект, удается сублимировать (преобразовать)
на другие объекты или предметы.
При этом чаще всего в роли объекта
для идеализации выступает
Идеал-Я. Как вы понимаете, для того, чтобы быть подлинным вождем массы, нужно обладать определенными качествами собственной личности или хотя бы показывать, что ими обладаешь. Так каковы же главные из них?
Гитлера по праву считают одним из самых ярких харизматических ораторов и лидеров в истории человечества. Можно ненавидеть его за содеянное, но факт остается фактом: как вождь он имел потрясающее влияние на массы, что нас и должно интересовать прежде всего в его «демонической» личности. В своей главной книге «Моя борьба» фюрер называет два качества, которые должны быть присущи настоящему вождю и оратору: сила и фанатизм.
Разумеется, сила не физическая, а сила характера и харизмы, то есть
«кажущееся всесилие», иллюзия силы. Женщина скорее покорится сильному мужчине, чем слабому, а толпа – сильному лидеру – так почти дословно я привожу фразу Гитлера. Фанатизм и нетерпимость являются, по-моему, еще одним показателем силы вождя, а также соответствует общим настроениям, царящим в массе. Индивид, чувствующий себя в массе людей сперва неуверенно, подсознательно будет следовать за тем, кто с непоколебимой уверенностью знает, «что делать» и «куда идти». Поэтому вождь просто обязан будет твердо стоять на своем, систематически вдалбливая в головы слушателей свои
«истины». Речь оратора даже в приближении
не должна напоминать сложные для
понимания рассуждения
Народ, состоящий из неграмотных людей, был вовлечен в коммунистическую революцию не чтением теоретических сочинений Карла Маркса, а картинами тех небесных благ, которые рисовали им тысячи и тысячи агитаторов, руководившего при этом, конечно, только одной определенной идеей. Так было, так всегда будет».[2]
Вождь должен уповать на чувства людей – так он не только возбудит и подогреет массу, но и запустит механизм идеализации себя и своих нехитрых идей в человеческой психике. Цель вождя-оратора состоит в том, чтобы из простого собрания людей, ничего друг к другу не чувствующих, превратить единодушную массу, связанную общими чувствами почитания и благоговения к своему новому кумиру и его взглядам.
Г. Лебон прямо указывает на то, что массой можно управлять только посредством давления на ее чувства, и предложил схему, согласно которой и происходит идеализация идей и взглядов на подсознательном уровне: утверждение – повторение – зараза. Само по себе громкое и глубоко эмоциональное высказывание мало что значит без агрессивного проталкивания ее сущности до сознания «электората». Поэтому вождь-оратор обречен своими словами совершать насилие над мыслями и сознанием своих слушателей: в интонации его речи должна чувствоваться безапелляционность принимаемых решений, их абсолютная правильность и непогрешимость, нетерпимость по отношению к другим взглядам и убеждениям. У вождя должна быть психология диктатора и фанатика. Он обязан быть буквально одержимым своей идеей.
Только так собрание людей сможет почувствовать психологическую утрату свободы мысли и принимаемых решений – ведь за них уже все решили и требуют только согласия, что автоматически запустит механизм идеализации объекта вождя. Насчет того, почему оратор должен взывать к области чувств своих слушателей, можно добавить, что ничто так не связано с психикой человека, как его чувства и эмоции. Следовательно, когда воздействуют на чувства человека, то напрямую подвергается влиянию его психика. Как в случае с маленьким мальчиком сила, с которой ассоциируется в сознании малыша его отец, заставляет притуплять, замораживать и сублимировать свои чувства, подчиняя их воле отца; так и в случае с массой вождь заставляет ее членов подчинить свои чувства его сильной воле. «Вождь массы все еще является первобытным отцом, которого продолжают бояться; масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть». [20]
Спрашивается, какие слова могут
способствовать появлению у людей
чувственно-эмоциональной
Воистину, у политиков и пророков
есть много общего. Нередко в истории
народов получалось так, что какой-нибудь
один лозунг определял поведение
всего народа на многие годы вперед.
Например, в Советском Союзе долгое
время таким лозунгом было: «Догнать
и перегнать Америку!». Этот лозунг
иначе еще называют национальной
идеей. Проблема формулировки национальной
идеи для современной России очень
актуальна, так как в обществе
повсеместно чувствуется
Можно пойти еще дальше и сказать, что масса всегда будет нуждаться в сильной идее, в цели, в маяке, к которому следует стремиться, потому что это единственный выход для психической энергии, накопление которой произошло в ходе проекции объекта в Идеал-Я и связанного с этим появления комплекса неудовлетворенности своих первичных желаний. Как сказал З. Фрейд:
«Существование колеблется, если отсутствует сильная идея».[7] «Люди хотят присоединиться к марширующей колонне, которая, как им кажется, к чему-то движется…»[12] - резюмирует Паркинсон.
Как говорил тот же Паркинсон: «Без
элемента страха нет власти, руководитель
должен быть окружен этим ореолом».[12]
Нам остается только согласиться
с этим публицистом, потому что страх
перед расправой и наказанием
действительно сублимирует
Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся -- по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных…».[8]
Ко всему этому следует
Бруно Беттельгейм, австрийский психоаналитик, напрямую связывает природу вождизма с детским почитанием своих родителей, чьи повеления нужно выполнять беспрекословно: «Не забудем, что тоталитарные системы обычно возникали в обществах с жесткой иерархической организацией – если и не собственно феодальных, то по крайней мере патерналистских. Глава государства, органы исполнительной власти (скажем, полиция), армия, учителя выступали мощной заменой родительского образа или, точнее, суррогатом сверх-Я. Суррогатами сверх-Я служили представители власти, которые психологически отождествлялись с родителями и повеления которых воспринимались поэтому как усвоенные родительские приказы». [1]
Масса никогда не потерпит, чтобы у ее руля стоял вождь-неудачник, ибо постоянные или серьезные неудачи уничтожают иллюзии всесилия и могущества вождя, то есть уничтожаются те факторы, которые заставили людей проецировать образ кумира в свой Идеал-Я. Люди перестают отождествлять себя со своим идолом и вместе с этим исчезают привязанности членов массы друг к другу – масса распадается и может быть восстановлена только после обретения нового идеала или после того, как дела пойдут в гору у прежнего. Когда
Наполеон вернулся после успешного
похода в Египет, его встречали
толпы восторженных парижан, на что
будущий император ухмыльнулся
и сказал, что эта же толпа не
менее сильно ликовала бы, если бы его
вели на казнь как преступника. Он
был недалек от истины. Сталин мудро
поступал, когда любые успехи советского
государства приписывались
Фактор удачи широко используется в современных выборных технологиях.