Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:29, реферат
Интерес к данной теме был, во-первых, связан с тем, что развитие человеческой истории происходило так или иначе при непосредственном и главном участии людских масс, т.е. масса – есть главный творец истории, ее двигатель, или как сходным образом выражался Л.Н. Толстой в своем романе- эпопее «Война и мир»: «Народ – творец истории». Во-вторых, любого человека, находящегося не в массе, стоящего как бы в стороне и наблюдающего за ней, всегда поражала разительная перемена, происходившая с людьми, которые позволяли себе делать то, на что не решились бы в своей обычной жизни гражданина-индивидума.
Глава 1. Масса и ее характеристики…………………………………………………………..3
Глава 2. Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия и вождя………………………………………………………………………………………….7
Глава3. Вождь и масса. Управление массой…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..21
Содержание
стр.
Глава 1. Масса и ее характеристики…………………………………………
Глава 2. Идентификация внутри массы.
Необходимость принуждения, насилия
и вождя……………………………………………………………
Глава3. Вождь и масса. Управление массой…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Глава 1. Масса и ее характеристики
Проблеме исследования человеческих масс посвящена не одна книга и концепция. Еще в древности философы пытались объяснить особую природу поведения людей, собирающихся вместе или хотя бы чувствующих свою общность.
Интерес к данной теме был, во-первых,
связан с тем, что развитие человеческой
истории происходило так или
иначе при непосредственном и
главном участии людских масс,
т.е. масса – есть главный творец
истории, ее двигатель, или как сходным
образом выражался Л.Н. Толстой
в своем романе- эпопее «Война и
мир»: «Народ – творец истории». Во-вторых,
любого человека, находящегося не в
массе, стоящего как бы в стороне
и наблюдающего за ней, всегда поражала
разительная перемена, происходившая
с людьми, которые позволяли себе
делать то, на что не решились бы в
своей обычной жизни
«В горном городке Сарцано вожаки социалистических организаций произвели разгром жилищ и избиение местных националистов. Власти отправили туда небольшой отряд войск на двух или трех грузовиках. Революционеры оказались предупрежденными и устроили ловушку. Грузовики с присланными восстанавливать порядок моряками застряли в узенькой улочке, перегороженной баррикадами. Сидевшие в засаде
"дружинники" подвергли моряков
обстрелу из-за прикрытия,
Моряки оказались вынужденными сдаться на капитуляцию. Разъяренная толпа набросилась на сдавшихся и обезоруженных людей и почти всех их перебила.
Расправа носила неописуемый зверский характер. Особенно неистовствовали женщины социалистки. Они не только убивали моряков, но еще и издевались над умирающими самым циничным образом. Подробности таковы, что в печати о них нельзя говорить». [13]
Согласитесь, что женщину по праву
считают существом хрупким и
мягким с врожденным инстинктом материнства,
не способным на агрессивные действия
насильственного характера, тем
более на описанные выше зверства
над пленными и безоружными
«Как типичный пример можно привести убийство губернатора Бастилии де
Лоней. После взятия этой крепости губернатора окружила очень возбужденная толпа, и со всех сторон его стали осыпать ударами. Одни предлагали его повесить, другие - отрубить ему голову или привязать его к хвосту лошади.
Отбиваясь, он нечаянно ударил ногой одного из присутствующих. Тотчас же кто- то предложил, чтобы получивший удар перерезал горло губернатору, и это предложение было немедленно принято толпой. Тот, кому пришлось выполнить роль палача, был повар без места, отправившийся вместе с другими зеваками в
Бастилию посмотреть, что там делается. Повинуясь общему решению, он был убежден, что совершает патриотический подвиг и даже заслуживает медали за то, что убил чудовище. Врученной ему саблей он ударил губернатора по голой шее, но сабля оказалась плохо заточенной. Тогда он преспокойно вынул из своего кармана маленький ножик с черной ручкой, и так как в качестве повара он научился резать мясо, то при помощи этого ножа благополучно окончил операцию, которую должен был сделать». [5]
Но толпа способна не только на
животную жестокость, но и на отчаянные
поступки благородства и великодушия,
с готовностью и
Далее можно до бесконечности продолжить приводить примеры бесстрашного героизма или звериной жестокости массы, что даст нам только поверхностный материал следствий, не дав самого главного – причин такого поведения.
Поэтому здесь я вынужден перейти от красочного изложения эпизодов человеческой истории к более скучному, но необходимому анализу психологии индивидов, составляющих массу.
Предыдущие примеры поведения
человеческой толпы наталкивают
нас на тот вывод, что у человека,
находящегося в массе, появляются новые
мотивы и психологические установки
собственного поведения, в корне
отличающиеся от тех, которые были у
него до этого. Миролюбивый гражданин,
для которого на первом месте стоят
собственное благополучие и благополучие
своей семьи, в одночасье становится
воинственным радикалом, для которого
понятия общечеловеческого
Налицо значительное снижение интеллектуального уровня человека из массы до аффективного, сверх эмоционально напряженного состояния, когда холодный ум и трезвый рассудок уступают место, как бы сказали сентиментальные поэты,
«велениям сердца», неконтролируемым инстинктам и нервно-психическим импульсам. Человек деградирует до уровня первобытного животного. Человек в таком состоянии чрезвычайно подвержен влиянию со стороны, он словно ищет этого влияния – достаточно его направить в нужную сторону и он с фанатизмом туда последует. Человек в массе является овцой, ищущей своего пастуха, а когда находит его, то служит ему как преданный пес. И наконец не следует забывать о том, что человек в массе теряет какое-либо чувство социальной ответственности перед другими людьми, теряет чувство адекватной самооценки своих действий и поступков. Толпа позволяет своим членам действовать анонимно, а ее многочисленность и, как следствие, кажущаяся мощь рождает у человека чувство собственной неуязвимости и безнаказанности. То есть в массе исчезают все те препятствия, которые преграждают человеку в нормальной жизни выход его первобытных инстинктов наружу. Вот что сказал Г.
Лебон в «Психологии народов и масс»: «Так как масса не сомневается в истинности или ложности своих аргументов и имеет при этом сознание своей силы, то она столь же нетерпима, как и доверчива к авторитету. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от своих героев силы, и даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели, чтобы ее подавляли. Она хочет бояться своего властелина.
Будучи в основе чрезвычайно консервативна, она питает глубокое отвращение ко всем новшествам и успехам – и безграничное благоговение перед традицией». [5]
Думаю, что все сказанное нуждается
в необходимых уточнениях и разъяснениях,
дабы у читателя не сложилось однобокое
представление о массе как
о простом кровожадном сборище
людей. Главный фактор, который превращает
из обыкновенного множества людей
единую массу, состоит в общности
их взглядов и позиций по определенным
вопросам, а также общности их положения
в сложившейся ситуации. «Чем сильнее
эта общность, тем легче образуется
из отдельных людей
Здесь важно отметить, что процессу
образования массы предшествует
процесс положительной
Как только выясняется общность у
значительной части людей, то неминуемо
возникает лавинообразная реакция
образования у каждого
«зараза» или «заражение». Действительно,
процесс образования из определенного
инертного количества людей единой
массы и последующая
(дистанционно) – пространственных преград для нее не существует.
Единственное, что может помешать
образованию массы, - это отсутствие
положительной идентификации
Глава 2. Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия и вождя
Если абстрагироваться целиком и полностью от общественной морали, религиозных учений, разных философских концепций, от всего того, что призвано давать человечеству смысл жизни и взглянуть на человека с чисто биологической точки зрения, как на обыкновенного представителя животного мира, то получается, что целью существования каждого человека является собственное воспроизводство. Вряд ли, кто осмелится оспорить тот факт, что половое (сексуальное) влечение является сильнейшим общечеловеческим инстинктом самосохранения, без которого человечества бы просто не существовало, и который, надо прямо сказать, занимает главенствующее положение в жизни любого человека, во многом определяя его поведение.
Поэтому сексуальная энергия является мощнейшим видом психической энергии человека, сублимация которой, то есть преобразование от целей непосредственного удовлетворения полового влечения к иным целям, позволяет изменять поведение человека в нужную сторону. У вас, наверное, напрашивается вопрос: А как это связано с данной темой исследования?
Связано и является цементирующим фактором в связи индивидов массы друг с другом.
Психоанализом З. Фрейда доказано, что в человеческой психике существует несколько инстанций, к которым человек обращается при определении своего поведения. Этими инстанциями по терминологии Фрейда являются: Я, Оно и Сверх-Я (Идеал-Я). При рождении человек обладает только одной инстанцией – это Оно. Оно определяет все инстинктивные установки поведения человека, начиная от инстинкта принятия пищи и кончая интересующим нас половым инстинктом. Говоря более простым языком, Оно закладывает в нас те необузданные и эгоистические желания, которые нас с детства принуждают сдерживать и подавлять посредством воспитания.
Воспитание в свою очередь формирует
в нашей психике вторую инстанцию
– Я, которая определяет установки
в поведении человека, согласующиеся
с требованиями существующей общественной
морали и культурными нормами. Наша
психика с детства подвергается
влиянию со стороны общества с
той главной целью, чтобы из индивидуума
получить члена общества, отвечающего
его требованиям, а не дикое животное,
которое может нанести обществу
непоправимый ущерб. Поэтому человеческая
психика под воздействием воспитания
вынуждена изменяться с тем условием,
чтобы животные позывы контролировались
приобретенной психической