Марксизм и его влияние на российскую социальную мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:18, реферат

Описание работы

Марксизм - это политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 44.95 Кб (Скачать)

    С момента возникновения марксизма  в развитие мировой философской  мысли значительный вклад внесли такие направления, течения и  школы, как структурализм, философская  антропология, новые течения материализма, рационализма, прагматизма, неопозитивизма, феноменологии, идеализма, экзистенциализма, социальная философия франкфуртской школы. Современный марксизм развивается рядоположенно с ними, используя все ценное из новых философских наработок, критически осваивая и применяя новые знания, получаемые совокупным мировым сообществом ученых. Одним словом, подобно тому, как в середине XIX века марксизм возник и сложился как естественный наследник и продолжатель всего лучшего, что создало в науке человечество, так и в последующем марксизм развивается, и должен будет развиваться не изолированно, а овладевая всем добываемым человечеством новым научным знанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подходы к  изучению марксизма в последующие  этапы 

    Как же может и должен называться на последующих этапах после его возникновения современный марксизм, после уточнения, изменения ряда прошлых выводов и положений?

    Один  подход – постоянно обозначать его  как просто марксизм, имея в виду, что как и другие течения, направления научной, философской мысли (например, идеализм) он не стоит на месте, а постоянно развивается, идет в ногу со временем, а потому изменяется, переходит на новые качественные ступени подобно другим направлениям. Другой подход выражает стремление подчеркнуть, что это именно не старый, прежний марксизм, а марксизм нашего времени, марксизм современного этапа общемирового, глобального, цивилизационного развития. В «Тезисах о Фейербахе» K.Mapкc, подчеркивая отличие от созерцательного материализма Фейербаха, говорил о «новом материализме». Третий подход выражается в том, что в обозначении современной научной теории термин «марксизм» употребляется не как единственный, а в сочетании с другими элементами научной теории. Так современное руководство Коммунистической политической партии Китайской Народной Республики определило, что идеологией, мировоззрением компартии является сочетание марксизма, идей Мао Цзэдуна, вклада Дэн Сяопина и учета специфических условий Китайской Народной Республики (КНР).

    Четвертый подход проявляется в том, что  в названии современной научной  теории вообще не упоминается понятие  «марксизм», а вместо него, например, «научный социализм». Это понятие, вместо марксизма-учения Ленина, было включено в программные документы французской, японской, шведской, австралийской коммунистических политических партий. Понятна реакция на сталинский «марксизм-ленинское учение», но подлинный марксизм намного шире научного социализма, который составляет лишь часть теории марксизма, касающуюся главным образом вопросов развития общества, перехода и создания социализма и коммунизма, прогнозируемого будущего человечества. При этом из богатейшего и всестороннего учения марксизма выпадает материалистическая диалектика с учением о противоречиях и антагонизмах, метод и теория познания марксизма и др. Так что употребление вместо марксизма понятия научный социализм нельзя считать удачным.

    Пятые подходы вообще растворяют марксизм среди других научных направлений, тенденций и течений. Это особенно характерно для программ и теоретических  установок социал-демократических, центристско-социалистических и право-социалистических политических партий, в том числе и в Российской Федерации. Ссылаясь часто на следование всему наследию мировой социалистической мысли, всего мирового интеллектуального богатства, эти политической партии и движения фактически отходят от марксизма, порывают с подлинным марксизмом. От подобного стыдливого разрыва с марксизмом один или несколько шагов до полного отказа, разрыва с марксизмом, пересмотра и ревизии марксизма. Это уже не марксизм, а ревизионизм. Да, марксизм не догма, а развивающаяся и меняющаяся, осовременивающаяся теория. К.Маркс сам выступал против превращения его учения «в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются...». Но в марксизме вместе с тем заложены такие основополагающие научные положения, выводы и принципы, без которых марксизм уже перестает быть марксизмом при всем его значительном творческом изменении и усовершенствовании:

    • материалистическая диалектика с учением о противоречиях и антагонизмах;
    • признание познаваемости мира в противоположность агностицизму;
    • марксистский метод и методология;
    • учение об основном противоречии всей современной эпохи между капиталом и трудом, объективно определяющем главный ход современной истории;
    • теория прибавочной стоимости;
    • объективная потребность не только объяснения мира, но и его качественного, и в этом смысле революционного, изменения;
    • субъектами изменения и нового устройства общества, цивилизации, собственной человеческой жизни являются трудящиеся классы и социальные группы, совокупность людей наемного труда, народы всех стран;
    • объективно действующая тенденция обобществления экономических и социальных условий жизни неуклонно ведет к росту социализации общества, к революционному переходу от эксплуататорского и несправедливого капитализма к социально справедливому и гуманному социалистическому устройству общества;
    • объективно вызреваемый и субъективно реализуемый поворот на путь социализма и коммунизма в различных конкретных воплощениях и практических вариациях, поэтапное установление власти трудового народа, утверждение народной власти и свободы, свободного труда на себя и оплаты по труду, формирования разностороннего образа жизни граждан и народов;
    • высшая цель социализма и коммунизма – свободное, всестороннее, целостное развитие человека: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

    Главное, чтобы изначально и постоянно  присущие марксизму его существо, великая энергия и убежденность, неуемная вера в силы и великие дела человека и народов, в их прекрасное предназначенье, оптимистическая устремленность вперед, в будущее неизменно сохранялись, лишь расширяясь и углубляясь. В этом надежность, незыблемость, перспективность и будущность творческого живого марксизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие марксистской социологии 

    В настоящее время социология марксизма  подвергается основательной и порой  справедливой критике. Но как бы к  ней ни относиться, она является одним из течений современной  социологической мысли и имеет  своих сторонников во многих странах  мира.

    Социология  марксизма – это теория социального развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине – второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства. Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Следует, прежде всего, отметить две принципиальные концепции:

  1. Идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинским учением, сталинизмом, где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма, как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.
  2. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах – «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Великобритании» и др.

    На  становление социологии марксизма  в той или иной степени оказали  влияние диалектика Гегеля, а также  политико-экономические и социологические  воззрения таких мыслителей предшествующего  периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материалистических основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

    Марксистская  социология остается одной из наиболее влиятельных в настоящее время. Она противостоит многим классическим и современным социологическим теориям. Исторический материализм привел к появлению множества различных объяснительных версий исторического процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие возможности в понимании социальных феноменов. В своей претензии описывать социальную жизнь как тотальность марксизма, видимо, не имеет себе равных и в конце XX столетия. Вникая в ближайшие причины, положившие начало разработке социологии в так называемом материалистическом направлении, мы можем разделить их на две категории: причины общего и необходимого характера и причины частичные, более случайные. К разряду первых следует отнести следующие три благоприятные условия:

  1. Высокая степень развития, достигнутая экономическими отношениями за последнее столетие, и значение, которое они приобрели во всех областях общественной жизни. Расцвет этот совпал с заметным упадком таких господствующих прежде факторов эволюции, как религия и метафизическое учение, а также с крайней специализацией научных исследований.
  2. Глубокие, хотя на первый взгляд и незаметные перемены, происшедшие в основных нравственных началах, от новых, установившихся между людьми отношений, смутно выразившихся, например, в известной трехчленной формуле французской революции: свобода, равенство, братство.
  3. Быстрые успехи как наук о явлениях мира неорганического и органического, наиболее тесно связанных с экономической деятельностью человека, так и техники, основанной на этих отраслях знаний. Ускоренный и могучий рост этот выгодно контрастировал в течение всего XIX столетия с отсталостью наук о явлениях сверхорганического мира – самой социологии и производной от нее психологии. Такое положение вещей, в силу общего закона соотношения между развитием специальных наук и эволюцией философии, не могло не отразиться и на господствующих мировоззрениях.

    Действительно, свое внутреннее обоснование современная  философия, как в позитивизме, так  в эволюционизме и неокритицизме и даже в учениях левого крыла гегельянства получила от ряда более совершенных, так называемых естественных наук. В новейших философских системах, имевших влияние на массу умов, ясно чувствуется материалистическая или сенсуалистическая односторонность. Идеализм, в строгом смысле слова, пользовался успехом лишь в небольших кружках; и успех его был преходящий, непрочный. Вообще, за исключением первой трети столетия, да и то только в Германии, идеализм в XIX веке был не глубок; он легко вырождался в спиритуализм, в мистицизм и играл роль, например, в Российской Федерации, временной реакции против крайних увлечений противоположными взглядами. Если принять во внимание, что на общий характер практической деятельности человека непосредственно влияет не специальное знание, а философия, то нельзя удивляться тому, что деятельность эта расположила умы к восприятию и усвоению социологических теорий преимущественно материалистического и сенсуалистического характера. Учение Маркса явилось логическим заключением всего предыдущего развития, выводом из совокупности распространенных в его время научных истин и заблуждений. Таким образом, вопрос о внутренней ценности экономического материализма неизбежно превращается в вопрос о ценности его теоретических, философских и социологических предпосылок.

    Частные и уже более случайные причины, обусловившие сильный и быстрый  рост экономического материализма, весьма многочисленны. В своих ранних работах Маркс проявлял интерес к понятию отчуждения; эта тема в том или ином контексте проходит и через многие его последующие работы. Маркс широко известен своими взглядами на связь между экономической жизнью и другими социальными институтами. В основе его интересов лежал, прежде всего, анализ жизнедеятельности обществ, организованных в социальные классы. Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории гражданской войны, которая выступает, по его утверждению, «двигателем истории»; эта идея настолько глубоко пронизывает творчество Маркса, что марксистскую теорию в западной социологии именуют иногда просто «теорией конфликта». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В свете того, о чем сказано выше, марксизм выступает как отрицание  капитализма внутри совокупного  общественного процесса, но не на основе субстанции, не в рамках действительного  процесса производства, а на основе функций капитала, с их помощью. Здесь  функциональные аспекты совокупного  процесса общественного производства в целом как бы обрушиваются на один из его элементов (или на несколько  элементов).

    Марксизм  – идеология целостного функционального  отрицания капитала.

    Получается, что марксизм объективно есть идеология  тех социальных групп, которые воплощают  в своем бытии функциональные аспекты капитализма как противостоящие субстанциональным, и отрицают вторые с позиций первых. Маркс ошибочно посчитал великим учителем функционального отрицания капитализма пролетариат, с которым ошибочно же отождествил европейские, прежде всего английские, низы первой трети XIX в. Капиталистический же, формационный пролетариат на самом деле является персонификатором субстанции, агентом капитала как содержания и действует внутри него. Поэтому социал-демократическое движение лишь первоначально выступало против капиталистических порядков, а затем постепенно интегрировалось в них, поскольку противоречие, отрицание здесь имеет место в рамках одного качества – субстанции, а потому не может быть полным: это означало бы самоотрицание, социальное самоубийство рабочего класса.

      В результате марксизм как  идеология находит адекватную  себе социальную ситуацию на  полупериферии мировой капиталистической системы, не зависит жестко и непосредственно от социальной природы персонификатора отрицания и от уровня развития производительных сил данного общества. Генетически марксизм становится идеологией захвата власти (государства), а функционально (или негативно содержательно) – идеологией обеспечения индустриального развития на антикапиталистической основе в национально ограниченных рамках. При этом идеология утрачивает свои идеологические характеристики и превращается в отрицающую идеологию как явление власть-знание, универсалистские претензии которого становятся фактором легитимности существования этой власти в национально-ограниченном пространстве. Это и есть марксизм-учение Ленина, т.е. идеология марксизма, превратившаяся во власть-знание, утратившая черты идеологии и борющаяся с немарксистскими идеологиями уже не только как с немарксистскими, но и как с идеологиями, точнее как с Идеологией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Марксизм и его влияние на российскую социальную мысль