Маргинальность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:
- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур;
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Социологическое объяснение маргинальности… …………………6
Сущность понятия «маргинальность»……………………………………6
Теория маргинальности в социологии……………………………………9
Глава 2 Особенности формирования маргинальности в современном обществе ………………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

моя курсовая!!!2222222.docx

— 58.47 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3  

Глава 1 Социологическое объяснение маргинальности… …………………6

    1. Сущность понятия «маргинальность»……………………………………6
    2. Теория маргинальности в социологии……………………………………9

Глава 2 Особенности формирования маргинальности в современном обществе ………………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Понятие  маргинальности  служит  для   обозначения   пограничности, периферийности или промежуточности по  отношению  к  каким  либо  социальным общностям (национальным, классовым, культурным).                                                                       Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:

- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур;

- испытывающий влияние  их противоречащих друг другу  норм, ценностей и т.д.

     Маргинал, просто говоря, —«промежуточный»  человек.  Маргинальность (лат. marginalis - находящийся на  краю) -  социологическое понятие, обозначающее  промежуточность,  "пограничность"  положения человека   между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток  на его психику.

     Классическая,  так  сказать,  эталонная   фигура  маргинала  —  человек, пришедший из села в город в  поисках  работы:  уже  не  крестьянин,  еще  не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская  субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации — разрыв  социальных  связей, причем  в  «классическом»  случае  последовательно   рвутся   экономические, социальные и духовные связи. При  включении  маргинала  в  новую  социальную общность эти связи в той же  последовательности  и  устанавливаются,  причем установление социальных и духовных связей как, правило,  сильно  отстает  от установления связей экономических.  Тот же самый  мигрант,  став  рабочим  и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не  может  слиться  с новой средой. В отличии от «классической»  возможна  и обратная  последовательность маргинализации. Объективно  все еще оставаясь в рамках  данного класса, человек теряет его  субъективные  признаки,  психологически  деклассируется. Ведь деклассирование — понятие прежде всего социально-психологическое,  хотя и имеющее под  собой  экономические  причины.  Воздействие  этих  причин  не является  прямым  и   немедленным:   объективно   выброшенный   за   пределы пролетариата безработный  на  Западе  не  станет  люмпеном,  пока  сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У  нас  в  стране  нет безработицы, но есть  деклассированные  представители  рабочих,  колхозников интеллигенции,  управленческого  аппарата.  В  чем  их  выделяющий  признак? Прежде  всего— в отсутствии своего  рода  профессионального  кодекса  чести. Профессионал не  унизится  до  плохого  выполнения  своего  дела.  Даже  при отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать  плохо — скорее он откажется работать вообще!  Физическая  невозможность  халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала  (так  же  как  и  крестьянина,  и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.

  В  данной  работе  будет  рассмотрена  роль  маргиналов  в   формировании социальной структуры общества.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть , кто же такие маргиналы и что же такое маргинализм.

Объектом исследования является изучение особенностей формирования маргинальности.

Предмет – социологическое объяснение маргинальности.

 Исходя из поставленной цели можно сформулировать  следующие исследовательские задачи:

1. изучить понятие маргинальность.

2. раскрыть теорию маргинальности в социологии

3. рассмотреть особенности формирования маргинальности в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социологическое  объяснение маргинальности.

    1. Сущность понятия маргинальности.

     Попытаемся дать определение понятию «маргинальность». Начнем со словарных источников. Ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова, ни в словаре Брокгауза и Эфрона, ни в БСЭ слова "маргинал" нет. Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова1:

-Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) ;

1) пометки на полях  книги;

2) полиграф. - заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки").

-Маргиналии (новолат marginalis - находящийся на краю, от лат margo - край) заголовок,помещенный на полях книги, т.н. боковине

     И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности:

-маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю, от лат. margo - край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие «Маргинальность". распространения не получило.Однако в современное время понятие «маргинал» получило широкое распространение. По заданному понятию в интернете находится огромное количество документов. Так что же оно обозначает в сети?

     Маргиналы - обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры.

    Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой .

     Таким образом, ключевой характеристикой понятия «маргинальность» является «внесистемность». 2Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

     Понятие «маргинал» оценить нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо», и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет данное слово и постоянного обозначаемого им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры Тот, кто "не в ногу.

    Маргинала можно рассматривать с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал - это тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые не имеют ни «прошлого», ни «будущего».

    Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе:

· консервирующую;

· развивающую;

· разлагающую.

    В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура - это всегда сохранение прошлого. Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком, так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры3.

    Кроме того, обществу нужен и маргинал-человек будущего. Так как именно такие люди нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, которые будут необходимы следующим поколениям, которые «откроют» своих предшественников и воздадут им должное.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что маргинал довольно сложное в определении понятие. Но все же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры и культуры.

1.2 Теория маргинальности в социологии.

     Как уже было отмечено, интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни. Обращение к теме маргинальности начинается с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной российской реальности. Стремительное изменение последней существенно меняет акценты в формировании взглядов на «российскую маргинальность» до рубежа 90-х годов (на «взлете» перестройки), после «революционной ситуации» 1991 года и после некоторой стабилизации процессов трансформации в середине 90-х Маргинальность в современной России.Следует отметить, что традиция понимания и использования самого термина в отечественной науке связывает его именно со структурной маргинальностью, т.е. концепцией, характерной для Западной Европы.

    Структурная маргинальность - относится к политическому, социальному и экономическому бессилию некоторых лишенных избирательных прав или поставленных в невыгодное положение сегментов внутри общества.

     В дальнейшем же маргинальность осознается как социальный феномен, характерный именно для нашей реальности. В совместной советско-французской работе, Е. Рашковский находит тот ракурс проблемы маргинальности, который больше всего волновал советское общество в первые годы перестройки4. Он связан с начавшимся на переломе 70-80-х годов активным процессом становления так называемых «неформальных» общественных движений. По мнению автора, они были призваны выразить интересы маргинализированных групп.

     Особо в работах советских авторов подчеркивается политический аспект проблемы маргинальности. Особенно ярко это выражено в работах Е. Старикова. Советское общество предстает маргинализированным изначально, фактом маргинального «первородства» (революция, гражданская война). Источники маргинализации - массовые процессы мобильности и формирование «азиатской» парадигмы общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую автор называет «социальной имитацией»). Размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет скорее не экономическую, а социально-психологическую основу - разрушение профессионального кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе.

     В 90-е годы появляются новые публикации, посвященные проблеме маргинальности. Это - свидетельство открытого современной ситуацией «белого пятна» в отечественной социологии и потребности его «заполнения».

     Первая половина 90-х годов характеризовалась наличием двух основных подходов5.

1. В. Шапинский: маргинальность - это культурный феномен. Характеризуя сам феномен культурной маргинальности, автор акцентирует внимание на «включенности субъекта (индивида, группы, сообщества и т.д.) в социальную структуру общества, в политические институты, экономические механизмы и «нахождении» его, в то же самое время, в пограничном, пороговом состоянии по отношению к культурным ценностям данного социума».

2. Н.О. Навджавонов: маргинальность - это проблема личности в контексте социальных изменений. Автор пытается расширить подход к определению маргинальности в ее личностном аспекте, предлагая рассматривать проблему «в свете различных аспектов социального определения человека: человек как трансисторический субъект; как персонификация общественных отношений определенной эпохи».

      К середине 90-х годов исследования и публикации по проблеме маргинальности в России набирают количественный рост и перерастают на новый качественный уровень. Развиваются заложенные в начале перестройки три основных направления, которые определяются достаточно четко:

1. Публицистическое направление.  Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов.

2. Социологическое направление.  Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре.

3. Культурологическое направление.

     Таким образом, можно сделать вывод, что основные черты отечественной модели концепции маргинальности начинают складываться к середине 90-х гг. Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации. Главное внимание направлено на анализ феномена в социальной структуре. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений6.

     Маргиналы и социальная структура современного российского общества.Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элементов в социальной системе. Одними из основных элементов социальной структуры являются социальные общности (классы, нации, профессиональные группы и др.).

Информация о работе Маргинальность личности