Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа
Объектом исследования является массовая коммуникация как средство манипулирования.
Предмет исследования: влияние манипулятивности массовой коммуникации на жизнь общества.
Цель работы – это анализ применения массово-коммуникативной деятельности в целях воздействия на поведение аудитории.
Для достижения этой цели ставится задача исследовать массовую коммуникацию как средство воздействия на массовое сознание.
Введение……………………………………………………………………….3-4с.
I.Раздел
Социология коммуникации
1.1.История возникновения и развития социологии коммуникации….5-7с.
1.2 СМК. Необходимые условия функционирования СМК………….7-9с.
II.Раздел
Манипуляция в средствах массовой коммуникации
2.1. Определение манипуляции. Признаки манипуляции………….…..9-11с.
2.2. Основные манипулятивные технологии в СМК………………….11-16с.
2.3.Политическая манипуляция………………………………………...16-21с.
2.421-25с.
Заключение……………………………………………………………….....26-27с.
Список использованной литературы………………………………………...28с.
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
Социологический факультет
Курсовая работа
На тему: Манипуляции в системе массовых коммуникаций.
Выполнила:
Студентка дневного отделения
Группы СЦ 11
Кобзева Алёна Сергеевна
Научный руководитель:
Доктор социологических наук,
профессор, заведующий
кафедрой социологии
Сокурянская Людмила Михайловна
Харьков 2010
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………
I.Раздел
Социология коммуникации
1.1.История возникновения и развития социологии коммуникации….5-7с.
1.2 СМК. Необходимые условия функционирования СМК………….7-9с.
II.Раздел
Манипуляция в средствах массовой коммуникации
2.1. Определение манипуляции. Признаки манипуляции………….…..9-11с.
2.2. Основные манипулятивные технологии в СМК………………….11-16с.
2.3.Политическая манипуляция………………………………………...
2.421-25с.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...28
Введение
Можно с полной уверенностью сказать, что в настоящее время не существует человека, жизнедеятельность которого так или иначе не затрагивали бы средства массовой коммуникации. Газеты, телевидение, радио, интернет всё настойчивее проникают в наши дома. Скрыться от информационного потока стало практически невозможно.
Научно-технический прогресс послужил толчком к развитию средств массовой информации, а как следствие и психологических средств воздействия на людей. За последние десятки лет поле для работы с общественным мнением выросло в десятки, даже в сотни раз. Углубились знания человечества в области психологии и РR.
Вследствие всего этого и возникло так называемое манипулирование в СМИ.
В данное время существует множество точек зрения на тему массово-коммуникативного воздействия и манипуляции сознанием, однако единой позиции не существует. Это происходит из-за того что, любой человек в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с проявлением манипуляции. Она пронизывает всё человеческое общение.
Особую актуальность теме работы придаёт то, что в настоящее время в Украине можно найти огромное количество подтверждений применения массовых коммуникаций в целях манипулирования мнением и поведением людей. Особенно это явление проявляется во время избирательных процессов. Например, в Украине во время президентських виборов 2004 года были применины новейшие технологии по воздействию на массовое сознание. Одна из таких технологий вошла в историю как «Оранжевая революция».
Разработанность данной темы: Рассматриваемая тема уже давно является пристальным объектом внимания политологов, социологов, психологов, историков и специалистов области массово-коммуникативной деятельности.
Методологические основы и структурные компоненты управления и манипулирования общественным сознанием разрабатывались рядом представителей западной социологической школы в конце 19- начале 20 века. Наиболее значимыми в области исследования проблем формирования общественного мнения, массового поведения стали работы таких специалистов как Г.Лебон, С.Московичи и Г.Тард, являющихся родоначальниками «психологии толпы».
Изучению особенностей формирования, проявления и роли общественного мнения, а также манипулирования посвятили свои работы Г. Маркузе, А. Де Токвиль, Г. Шиллер, Л. Войтасик. Изучению сути социально-политических манипуляций, их содержания и форм, также посвящены работы И.Л. Викентьева, Д.А. Волкогонова, И.А. Гольдмана,Е.А. Доценко, Л.Г. Ионина, Кара-Мурзы, А.Н. Кочергина.
Объектом исследования является массовая коммуникация как средство манипулирования.
Предмет исследования: влияние манипулятивности массовой коммуникации на жизнь общества.
Цель работы – это анализ применения массово-коммуникативной деятельности в целях воздействия на поведение аудитории.
Для достижения этой цели ставится задача исследовать массовую коммуникацию как средство воздействия на массовое сознание.
Структура работы: Введение, 2 раздела, заключение, список использованной литературы.
I.Раздел
1.Социология СМИ, как специальная отрасль социологического знания.
Социоло́гия коммуника́ций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций».
Существует, в основном, три фактора, влияющих на развитие социологии коммуникаций:
Социальные изменения — влияют на тему исследований.
Техника — появление новых средств массовой коммуникации.
Новые методы исследований — стимулируют появление новых исследований.
1.1.История возникновения и развития социологии коммуникации.
Основные направления исследований.
Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", принесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях .
В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.
Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.
Теоретики, разделяющие взгляд на коммуникацию как на социальный процесс, относят себя к различным исследовательским школам и направлениям в области коммуникации. Представительство этих школ и направлений сегодня подавляюще широко: теория систем, социальный конструкционизм, социальный конструктивизм, критическая теория, культурология, постмодернизм, символический интеракционизм и др. Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом:
1.Коммуникация - это основной социальный процесс сотворения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей
2. Генерирование смысла: как социальные смыслы создаются. Коммуникация - не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая таким образом определенную степень взаимопонимания.
3. Роль контекста в коммуникации, культура как наиболее общий контекст. Коммуникативные процессы протекают и приобретают для нас тот или иной смысл лишь в определенном контексте.
4. Восприятие своего "я" как социально-культурный конструкт. Коммуникация - процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность, но и свое собственное "я".
5. Символическая природа коммуникации. Коммуникация - процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку.
6. Взаимовлияние исследователя и исследуемой им коммуникативной практики Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория - это "практическая теория и что коммуникация - это "практическая дисциплина" [1]
1.2.Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК.
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК. Также следует рассматривать массовую коммуникацию как механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации [2]. К ним можно отнести такие условия, как:
Аудитория. Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория - это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средств массовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.
Социальная значимость передаваемой информации. Содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах (в т. ч. в форме убеждения и внушения). Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько информация, поступающая из средств массовой информации, регулярна. "Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории"[5]. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию.
Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет высокую степень доверия. Истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому аудитория чутко прислушивается к информации, которая, как ей кажется, отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения.
Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.
Различие в технической вооруженности между прессой и телевидением базируется в их разных настройках на аудиторию. Если пресса в основном настроена на семантическую волну восприятия аудитории, то телевидение использует свой аудио-визуальный потенциал. Ситуативное представление информации в телепередаче, в отличие от прессы, исключает двусмысленность. динамика передачи информации, эффект соучастия – все эти различия телевидения от прессы обусловлены в первую очередь их разными техническим форматом.
II.Раздел
Манипуляция в средствах массовой коммуникации
Информация о работе Манипуляции в системе массовых коммуникаций