Манипулирование посредством СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

Манипуляция – это такое скрытое действо, которое позволяет одному, обладающему определенным навыком, человеку, склонить другого (менее умелого или более слабого) к изменению своих желаний, мотиваций или линии поведения в пользу манипулятора, причем не прямым обманом или угрозой, а таким хитрым способом, при котором он окажется как бы сам ответственным за принятое решение.

Работа содержит 1 файл

Манипулирование и зомбирование людей с помощью СМИ Гапиенко Ю. С. Аф0821.docx

— 35.17 Кб (Скачать)
 

     Манипуляция – это такое скрытое действо, которое позволяет одному, обладающему определенным навыком, человеку, склонить другого (менее умелого или более слабого) к изменению своих желаний, мотиваций или линии поведения в пользу манипулятора, причем не прямым обманом или угрозой, а таким хитрым способом, при котором он окажется как бы сам ответственным за принятое решение.

     Зомбирование  - это изменение психической реальности человека.

     Психика человека состоит из двух слоев —  сознания и подсознания. Именно от подсознания  зависит реализация человеком скрытых воздействий, или воздействий со стороны манипуляторов, которые вводят в подсознание человека психологические установки. Подсознание или бессознательное в свою очередь тоже представлено двумя слоями. Это личное бессознательное и коллективное бессознательное (или филогенетическая память).  Формирование коллективного бессознательного зависит от опыта предшествующих поколений. Бессознательное психики — это багаж знаний, накопленный человеком в процессе жизни. Именно в бессознательном психики сосредоточены желания, инициативная составляющая поступков, да и вообще все, что позже переходит в сознание, т.е. становится осознанным тем или иным человеком. 

     Необходимо  помнить, что если какая-либо информация поступает с помощью СМК (телевидение, кино, глянцевые журналы, проч.), то такая информация непременно целиком оседает в психике индивида. Оседает независимо от того, успело сознание обработать хотя бы часть подобной информации, или не успело. Запомнил ли индивид поступаемую в его мозг информацию, или не запомнил. Сам факт наличия подобной информации уже говорит о том, что такая информация навсегда отложилась в его памяти, в его подсознании. И это означает, что такая информация может оказать свое воздействие на сознание как сейчас или завтра, так и через многие годы или десятилетия. При этом такая информация может усиливаться, если она была обогащена эмоциями.

     Из  всех СМК  наивысшим манипулятивным эффектом выделяется телевидение. Отказаться от просмотра телепередач для большинства индивидов невозможно, потому как  специфика телесигнала и подачи материала построена таким образом, чтобы сначала провоцировать в индивиде симптомы психопатологии, а позже — снимать их, посредством телетрансляции, тем  самым, обеспечивая устойчивую зависимость (сродни наркозависимости). Посредством телесигнала телевидение кодирует психику индивида. Основано такое кодирование на законах психики, согласно которым любая информация сначала поступает в подсознание,  и уже оттуда оказывает воздействие на сознание. Таким образом, посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение индивида и масс.

     Первое  массовое вещание началось в фашисткой  Германии, во время Олимпийских игр 1936 года(Гитлер первым понял и стал использовать манипулятивные возможности ТВ). 

     При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством активации различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха оказывает мощный эффект на подсознание,  за счет чего осуществляются манипуляции. Через 20-25 минут просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции.

     При телевизионном сигнале, особенно во время рекламы, используется три  основных принципа технологии пассивного транса (гипноза): релаксация, концентрация внимания и внушение. Расслабившись  и сосредоточившись перед экраном  телевизора, человек поглощает всю  внушаемую ему информацию, а так  как у человека, в отличие от животных, две сигнальные системы, то это значит, что люди одинаково  реагируют как на реальный чувственный  раздражитель (правое полушарие мозга), так и на человеческую речь (левое  полушарие мозга). Другими словами, для любого человека слово является таким же реальным физическим раздражителем, как и все остальные. Транс усиливает действие слов (левое полушарие мозга) и эмоционально воспринимаемых картинок-образов (правое полушарие мозга), поэтому, отдыхая у телевизора, любой человек именно в этот момент и в этом состоянии становится чрезвычайно психофизиологически уязвимы, так как сознание человека переходит в гипнотическое состояние, так называемое «альфа-состояние» (состояние, которое нейрофизиологически сопровождается альфа-волнами на электроэнцефалограмме коры головного мозга. 

     СМИ  оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики:

     1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).

     2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение,  память и мышление).

     3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).

     4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

     Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.

     Методы  манипулирования посредством СМИ:

  1. Принципа первоочередности.

     Метод основан на специфике психики принимать на веру информацию, поступившую в обработку нашим сознанием первой. Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым: а) формируя у избирателей негативное мнение о нем; б) заставляя оправдываться. Причем уже в данном случае идет воздействие на массы путем распространенных в обществе стереотипов о том, что если кто оправдывается — значит виноват.

     2. «Очевидцы» событий.

     Обман, применяемый с целью воздействия на аудиторию в нужных манипуляторам целях, когда находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную.

     3. Образ врага.

     Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала страстей, массы уже  как бы изначально погружаются в  состояние схожие с ИСС (измененными  состояниями сознания). В результате которых ими легче управлять, так как необходимость исполнения приказов продиктовано собственной безопасностью индивидов; попутно также формируется положительный имидж представителей властей. Что, опять же, практически способствует приемлемости со стороны властей любых действий, бессознательно интерпретируемых у масс как «забота» о них.

     В советские времена ложно формируемый  образ врага позволял значительную часть ВВП  расходовать на оборонное ведомство, искусственно создавая в стране дефицит определенных товаров для населения.

     4. Смещение акцентов.

     Происходит  некое сознательное смещение акцентов в подаваемом аудитории материале, и что-то не совсем желательное для  манипуляторов преподносится на втором плане, а наиболее явно высвечивается  необходимое им.

     5. Использование «лидеров мнений».

     В данном случае манипуляции массовым сознанием происходят исходя из распространенного убеждения между манипуляторами, что при совершении каких-либо действий покупательного или подражательного характера индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать различные фигуры, ставшие культовыми или достаточно авторитетными для определенной категории населения.

     Известно, что подобную форму манипулирования  достаточно активно используют и  в СМИ и в обычной жизни. А в период выборов эта форма  становится наиболее желанна для манипуляторов, когда известные актеры, писатели и музыканты, поспешно принятые в ту или иную партию, рекомендуют голосовать исключительно за нее.

     6. Переориентация внимания.

     В данном случае становится возможным  преподать практически любой  по накалу эмоциональной составляющей материал, но при этом не вызвать  ожидаемой бури страстей. И становится возможным это исходя из правила  переориентации внимания, когда необходимая для сокрытия информация как бы отходит в тень словно бы случайно впячиваемых событий, служащих отвлечению внимания.

     В этом случае становится возможным преподносить практически абсолютно любой  материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей.

     7. Эмоциональное заряжение.

     Технология  манипулирования в данном случае основана на таком свойстве психики  индивида, как эмоциональная заражаемость.

     В процессе жизни человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. В данном случае «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями становится возможным преодолеть барьер разума, и вызвать в индивиде взрыв страстей, заставив его переживать по какому-то моменту услышанной информации. Далее вступает в действие эффект сдетанирования или эмоционального заряжения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности изначально ниже, а интеллектуальная составляющая отдельного индивида становится заметно ниже, подчиняясь общей глупости, свойственной индивидам заключенным в массы.

     Подобный  эффект манипуляции достаточно активно  применяется во время различных реалити-шоу.

     8. Показная проблематика.

     Суть  метода сводится к следующему: в зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то наоборот, уделить повышенное внимание, да еще на разных каналах телевидения.

     При этом, конечно же, сама истина уже  как бы отходит на второй план. И  зависит от желания (или не желания) высвечивать ее.

     Известно, что ежедневно в стране происходит множество событий. Естественно, освещение  всех их невозможно уже чисто физически.

     Однако  зачастую происходит так, что какие-либо события демонстрируются достаточно часто, много раз, и на различных  каналах; тогда как что-то другое, что наверняка тоже заслуживает  внимание для донесения информации об этом до аудитории — уже как  бы сознательно не замечается.

     Стоит заметить, что подача информации посредством  подобной манипулятивной техники зачастую приводит к искусственному раздуванию несуществующих проблем, за которыми не замечаются действительно опасные тенденции. Например, среди одной из серьезных проблем современной России следует назвать фактическую смертность посредством приема алкоголесодержащих жидкостей довольно значительного населения сел и деревень. Пока несколько уступает им, но имеет столь же великое число приверженцев — наркомания. Какая-то часть населения фактически также уже становится безнадежно потерянной дл социума из-за развития сектантства. Первые две проблемы создают реальную демографическую угрозу в стране. Некоторые СМИ направлены на сознательное смещение акцентов в сторону проблематики значительно меньшей.

     9. Недоступность информации.

    Данный  принцип манипулятивных технологий еще называют информационной блокадой. Становится возможно подобное когда определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов — сознательно не допускается в эфир. Поэтому если какую-либо информацию необходимо скрыть от аудитории — то для этого достаточно не пустить ее распространение через эфир федеральных каналов (желательно вообще не пустить на телевидение).

    В современным СМИ к информационной блокаде видимо следует отнести  реальное положение дел, происходящих в ряде территорий входящих в состав страны и за ее пределами из числа  бывших республик бывшего союза, а также многочисленных материалов, представляющих реальное положение  на территории страны, ну и многое другое.

     10. Удар на опережение.

     Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации или  компромата для конкурирующей группировки  в сфере политвыборов, когда данная информация вызывает максимальный резонанс, чтобы потом, ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения аудитория устала от протеста и уже так не реагировала. А в политтехнологиях происходит жертвенность незначительным компроматом, после чего манипуляторы добиваются эффекта не реагирования аудитории при поступлении на продвигаемого ими политического деятеля нового компромата. Народ, в данном случае, уже устал реагировать.

Информация о работе Манипулирование посредством СМИ