Малая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Основная задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, классификация малой группы, взгляды ученых, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
Определение малой группы и ее границы …………………………...…..1
2.Классификация малых групп………………………………………..............5
3. Малые социальные группы и коллективы. Исследование социальных групп…………………………………………………………………………..…...9
4. Некоторые социологические теории социальной группы………….….…9
4.1. Взгляды П. Сорокина на социальную группу………………...9
4.2.Взгляды Хоманса на социальную группу…………………….10
4.3.Взгляды Р. Мертона на социальную группу (теория поведения «реферативной группы») ………………………………………….11
5. Социально психологический подход к малым группам…………………12
Глава II: «Социальны анализ малой группы»………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

Отчет по социологии.doc

— 728.00 Кб (Скачать)

 

  1. Григорьева

СС= =0,4                               -СС= =0      ИЭЭ= =0,1

 

СС>И ЭЭ следовательно  лидером она себя не считает, но она  находится на хорошем счету в  классе. Обращаясь к матрице, мы видим, что образовывается триада, в состав которой входит  Григорьева, Журавлева, Пачковская. Следовательно, они подруги, очевидно, что она находится в ядре.

 

  1. Губа.

СС= =0,3                          -СС= =0          ИЭЭ= =1,2              

      СС<ИЭЭ.  Губа считает себя лидером  или хотя бы на хорошем счету  в классе, но таковым он на  самом деле не является.

В своей анкете мальчик  выбирает всех представителей класса в Вопросе: «Кого бы ты попросил помочь в критической ситуации», следовательно, он преследует какие-то свои личные интересы.

 Он хочет получить  выгоду от всех, но при этом  сам их не приветствует. Смотря на матрицу, Губа, Кейк, Куприн образуют триаду, которая помогает ему выжить в этом классе. В своей триаде он тоже не лидер, лидером как таковым является Кейк.

 

  1. Гурьева.

ИЭЭ= =1,2                    СС= =0,2 

На опросе не присутствовала, поэтому мы не можем определить то, как она относится к классу, входит ли она в триаду. Так как число выборов ее в классе равно 4, следовательно, можно сделать вывод, что она ближе к аутсайдерам.

 

  1. Дегодьева. 

 СС= =0,1                            -СС= =0          ИЭЭ= =0,6                    

  СС<И ЭЭ. Считает,  что она в числе лидеров,  но это не так. Она аутсайдер,  та как  в ее пользу сделано  мало выборов. Не входит ни  в диаду, ни в триаду, но в  классе выжить ей помогает существовать  высокий уровень  ИЭЭ.

 

 

 

16

  1.   Журавлева.

СС= =0,4                        ИЭЭ= =0,4

 

СС=ИЭЭ. Девочка оценивает  свое положение объективно, что говорит  СС и ИЭЭ.

Кол-во выборов ее другими  членами группы равно 12, следовательно,    она в ядре. Журавлева входит в триаду вместе с Пачковской и Григорьевой, где Журавлева является лидером. 

                          

  1. Захарова.

 СС= =0,3                    ИЭЭ= =0

На опросе не присутствовала, но по расчетным показателям видно, что она не аутсайдер. Больше  всего ей предпочтений отдали Мазитова и Пачковская, следовательно, можно предположить, что они подруги.

 

9          Зурабова.

СС= =0,3                     ИЭЭ= =0,5  

СС<ИЭЭ. В своей группе она оценивает свое положение  объективно, устойчиво находясь в  ядре, что говорят расчетные показатели.

-СС= =0

Не входит ни в диады, ни в триады. Рассматривая матрицу, мы видим, что девочка незаурядного ума (с ней многие хотят сидеть на контрольной), но в друзья ее никто не выбирает, видимо может быть у девочки низкое социальное положение.

 

10.       Ильин.

СС= =0,04                       ИЭЭ= =0,4               -СС= =-0,1

  СС<ИЭЭ. Ильин  относится по расчетам к разряду  аутсайдеров, что видно по расчетам. Сам же себя считает, что  он на хорошем счету. В группе  у него есть явные недоброжелатели,  которые выбирают его, и он  выбирает их. Это Куприн  и Меликсетян. Видно, что у ребят существует конфликт.    Друзей у Ильина нет: он не в диаде, ни в триаде. Но выжить ему помогает высокое ИЭЭ.

 

11.       Кейк.

СС= =0                                ИЭЭ= =0,1     -СС= =0,2

Кейк явный аутсайдер, что показывают расчетные показатели.

Кейк вместе с Губой  образует диаду, в которой Губа - лидер.

17

 

 

12.    Колобова.

СС= =0,2                           ИЭЭ= =0

 

Девочка на опросе не присутствовала, поэтому четко определить, как  она относиться к классу нельзя. Её выбирает Зурабова следовательно можно предположить, что они подруги. 2 человек её выбирает в 4 вопросе, следовательно можно предположить, что она ответственный человек, ей можно доверить самое сокровенное. По расчетным показателям и учитывая то, что в её пользу нет отрицательных выборов, можно предположить, что она в ядре.

 

13.    Куприн.

 СС= =-0,3                    ИЭЭ= =0,5    -СС= =-0,4              

 СС<И ЭЭ. Учитывая  то, что у него большое количество отрицательных выборов, а он считает себя на хорошем счету, то он, определенно диктатор. В  диады и в триады он не входит. Большинство ребят не хотят его видеть в классе.

 

14.    Мазитова.

СС= =0,2                    ИЭЭ= =0,3

Девочка, определенно, находится  в ядре,  о чем  говорят расчетные  показатели и то, что в её адрес  нет отрицательных выборов. Подруг как таковых нет, следовательно, она как бы не в ядре ,но, как  бы и не аутсайдер.

 

15.    Меликсетян.

СС= =-0,07                    ИЭЭ= =0,6     -СС= =-0,2

Учитывая то, что в  его пользу огромное количество отрицательных  выборов, а он считает себя лидером, можно сказать, что это тоже диктатор. Он входит в диаду с Габояном. Они очень хорошие друзья, потому что выбирают друг друга по всем критериям опроса. Диада, скорей всего образованно по национальному признаку. Явным противником Меликсетяна является Ильин, потому что они не хотят видеть друг друга в классе.

 

16.    Нечай.

СС= =0,2                    ИЭЭ= =0

На опросе не присутствовал, количество выборов в его пользу не большое, расчетные показатели маленькие, в диаду или триаду не входит, следовательно, можно  предположить, что он аутсайдер.

 

 

18

17.    Овчиников.

СС= =-0,1                    ИЭЭ= =0,3      -СС= =-0,2

Мальчик считает себя на хорошем счету, но окружающие думают обратное. По сути, он диктатор. В диады  и в триады не входит.

 

18.    Пачковская.

 

СС= =0,3                    ИЭЭ= =0,4

Она находиться в ядре. Свое   в классе оценивает объективно, о чем говорят расчеты, отрицательных  выборов нет в её адрес. Образует диаду с Журавлевой, то есть они  подруги.

 

19.    Петров.

СС= =0,04                    ИЭЭ= =0,3

СС<И ЭЭ. Он аутсайдер, потому что у него очень низкие расчетные показатели, друзей как  таковых у него нет, в диады  и триады не входит. Существует лишь за счет того, что у него большое  ИЭЭ.

 

20.    Полетаева.

 

   СС= =0,3                    ИЭЭ= =0,5

Девочка входит в ядро, об этом говорят расчетные показатели. Но хороших друзей у неё нет. Свое положение в классе она оценивает  объективно.

 

21.    Попов.

 СС= =0,2                    ИЭЭ= =0

Определить его отношение  к классу мы не можем, так как  он не присутствовал на опросе.

По матрице видно, что  он, скорее всего, входит в триаду: Соловьев, Субарев и Попов. По количеству выборов  и  СС, мы можем предположить, что  он ближе к ядру.

 

22.    Сайфуллин.

СС= =0,9                    ИЭЭ= =0,6

По расчетам  и социоматрице видно, что он является явным лидером  в классе, причем единственным. Этому  мальчику многие хотели бы доверить секреты, что характеризует его как ответственного, надежного человека. Судя по тому, что практически все ребята хотят сидеть с ним на контрольной работе, то мы, не сомневаясь, можем  сказать, что это умный, талантливый мальчик.

19

Многие хотят с ним  дружить, но явными его друзьями являются Журавлева и Серженко.

 

23.    Секачев.

СС= =0,3                   ИЭЭ= =0,4

-СС= =-0,2 

СС<И ЭЭ. Мальчик сам  считает, что он находится на хорошем  счету, но результаты опроса говорят  об обратном. Смотря на матрицу, можно предположить, что этот мальчик конфликтный, не любит идти на компромисс. Друзей у него нет, даже наоборот,  он с Габояном и Куприным образуют отрицательную триаду, т.е. по всем выборам мальчики не хотят видеть друг друга в классе. Исходя из матрицы и расчетов, сделанных по ней, Секачев явный аутсайдер.

 

24.    Семененко.

СС= =0,3                   ИЭЭ= =0

Так как он не присутствовал  на опросе, то объективную оценку этому  мальчику дать мы не  можем. Мы можем  предположить, что он входит в триаду, так как  его выбирают 2 девочки.

По СС видно, что мальчик  входит в ядро, так же мы это видим  по тому, что в его пользу сделано 9 выборов и  нет минусов.

 

25.    Сергиенко.

 СС= =0,3                   ИЭЭ= =0      -СС= =-0,04

Так как  мальчик не присутствовал на опросе, то объективную  оценку ему дать мы не можем. По СС видно, что мальчик как бы в ядре, но в свою очередь в его сторону  идет некий негатив, что говорит  отрицательный СС. Но его выбирают Сайфуллин, поэтому мы можем предположить, что они друзья,и этот мальчик положителен.

 

26.    Соловьев.

 СС= =0,2                   ИЭЭ= =0,4

Скорей всего мальчик  в ядре, что говорят расчетные  показатели. Отрицательных выборов  в его адрес нет. У него есть единственный друг Субарев, с которым они очень хорошо ладят.

 

27.    Субарев.

СС= =0,6                   ИЭЭ= =0,3

Мальчик находится в  ядре, что говорят СС и ИЭЭ. У  него единственный друг Соловьев, который  так же его выбирает.

20

28.Тырашкина.

СС= =0,3                   ИЭЭ= =0,3

 

СС=ИЭЭ

Девочка оценивает свое положение объективно, что говорит  СС и ИЭЭ. Отрицательных выборов  в её адрес нет, следовательно, она  в ядре. Она входит в предполагаемую триаду, состав которой Семененко и Гурьева. Её положение в классе не плохое.

 

 

На основе данных расчетов можно распределить этот класс по специальным группам: в классе имеется один и явный лидер – это Сайфуллин; 3 диктатора – Колобова, Меликсетян и Овчинников; 6 аутсайдеров – Григорьева, Дегодьева, Ильин, Кейк, Петров и Секачев; остальные же ребята входят в ядро, то есть основное  количество ребят.

Обращая внимание на такую  структуру класса можно определенно  сказать, что эта малая группа является диффузной. Этому составу есть над чем работать и к чему стремиться, но  основной задачей  укрепление позициилидера, формирование его как главного звена в группе.  Если будет крепка позиция лидера, следовательно, все конфликты будут решаться быстрее,  а действия класса будут четкими  и слаженными.

 Для того, чтобы  точно определить, действительно,  ли  относится  данная группа  к диффузной определим коэффициент  групповой сплоченности:

CRP=
=0,5

Эта группа действительно  относится к  числу диффузных групп. Так же можно сказать,  что это первичная формальная группа, в которой существует большое количество диад и триад.

 В заключение хочу  сказать, что человек существо  социальное и хочет он того  или нет, но ему приходится  вступать в контакты с другими людьми, формировать с ними социальные отношения. Только в обществе человек может реализовать себя, только в нем он может раскрыться.

 Формирование человека  как личности начинается  с  раннего возраста, и  от того,  в какой группе будет развиваться  ребёнок, может зависеть  не только его будущее положение в обществе, но  порой  даже вся его жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, подводя  итог всей работы, задача, поставленная при написании реферата, выполнена.

Из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно: 1) малая численность; 2) непосредственность контактов 3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов); 4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).

В данной работе были представлены высказывания, мнения как зарубежных, так и отечественных авторов  по поводу количественного признака малой группы, а также ее классификации. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; 2) деление их на «формальные» и «неформальные»; 3) деление на «группы член6ства» и «референтные».

В реферате подробно описано о том, что является основанием классификации, кто впервые предложил такое деление, и какое значение имеет та или иная классификация в настоящее время.

Можно еще выделить то, что эта тема не прошла мимо такой  темы как психология межгрупповых отношений, это потому, что эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. И если вы зададите вопрос, что общего между динамическими процессами в малой группе и психологией межгрупповых отношений, то можно ответить так, что логическим продолжением рассмотрением малых групп является область психологии межгрупповых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе. 1998..

2.Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. 1985.

Информация о работе Малая группа