Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:58, контрольная работа
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Основная задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, классификация малой группы, взгляды ученых, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
Определение малой группы и ее границы …………………………...…..1
2.Классификация малых групп………………………………………..............5
3. Малые социальные группы и коллективы. Исследование социальных групп…………………………………………………………………………..…...9
4. Некоторые социологические теории социальной группы………….….…9
4.1. Взгляды П. Сорокина на социальную группу………………...9
4.2.Взгляды Хоманса на социальную группу…………………….10
4.3.Взгляды Р. Мертона на социальную группу (теория поведения «реферативной группы») ………………………………………….11
5. Социально психологический подход к малым группам…………………12
Глава II: «Социальны анализ малой группы»………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая литература
Приложение
5. Сорокин осуществляет
классификацию групп и
1. Хоманс рассматривал
социальную группу (как и Парсонс)
как объединение
2. Основными элементами любой социальной системы, в том числе и социальной группы, являются: деятельность и взаимодействия, которые существуют в группе с момента её зарождения; норма и ранг, которые возникают позднее.
3. Деятельность, взаимодействие
и отношение рассматриваются
Хомансом как общие
10
4. Хоманс устанавливает
зависимости между
5. В более поздних
исследованиях Хоманс
6. Выводы Хоманса имеют важное значение для понимания функционирования неформальных рычагов управления. Социальный контроль не обязательно представляет собой отдельный вид деятельности, он заложен во взаимосвязях внутри группы. Распад группы означает снижение контроля над поведением индивидов со стороны этой группы.
Взгляды Р. Мертона на социальную группу (теория поведения «реферативной группы»)
Мертон проводит анализ
«реферативной группы». В исследовании
было применено понятие «
1. Отправной точкой
в анализе «реферативных групп»
2. Понятие «относительной
депривации» даёт субъективное
определение положения
3. Понятие «реферативная группа» имеет более широкое применение, чем понятие «относительная депривация» по причине:
а) понятие «реферативная группа» включает самооценку индивида не только по отношению к людям, с которыми он непосредственно контактирует, но и по отношению к другим группам;
б) это понятие не ограничивается ощущением депривации, но и включает положительный опыт (например, желание присоединиться к группе, чьи ценности человек высоко оценивает).
4. Исследуя поведение «реферативных групп», помимо традиционного представления о том, что поведение частично определяется группой, была выявлена ориентация на группы, членом которых индивид не является.
11
В изучении социальных групп существуют два основных подхода -социологический и социально-психологический. При социологическом -основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений.
Социально-психологический подход заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы.
При характеристике психологии группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач.
Для психологии малых групп имеют значение:
* композиция группы (или ее состав);
* структура группы;
* групповые процессы;
* групповые нормы и ценности;
* система санкций.
Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.
На психологии группы сказывается и ее структура - структура «власти», представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. Однако важно более глубокое проникновение в психологическую структуру группы, на которую влияют различные индивидуально-личностные факторы, реальное выполнение ролей и обязанностей, реальные взаимоотношения, реальная согласованность действий. Все это может значительно отличаться от предусмотренного официально. Поэтому формальная характеристика структуры группы должна быть дополнена характеристикой межличностных отношений, предпочтений, мотиваций, полным учетом индивидуально-личностных проявлений при совместном выполнении групповой деятельности.
12
Для оптимального функционирования группы необходимо, чтобы внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структура жизни и деятельности группы соответствовали друг другу.
Важное место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы - те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.
Особая часть характеристик психологии группы касается положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.
Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.
Позиция - система взглядов, ценностей, установок, выражающих отношение индивида к событиям, вопросам совместной деятельности группы. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности, т. е. является индивидуально своеобразной (субъективной) характеристикой.
Роль - нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус в группе.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе являются групповые ожидания - от каждого члена группы в соответствии с его позицией и ролью группа ожидает выполнения определенных функций, определенных решений, поведения, причем качественного. Через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, группа контролирует деятельность своих членов. При рассогласовании между ожиданиями группы и реальным поведением какого-либо ее члена вступают в силу групповые нормы и групповые санкции.
Групповые нормы представляют собой неписаные правила, которые выработаны, приняты группой и представлены в ее психологии особым феноменом. Норму можно определить как идею, правило, эталон поведения, представленный в сознании членов группы и определяющий, что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в данных обстоятельствах. Чтобы совместная деятельность была возможна, этим нормам должно подчиняться поведение всех членов группы, и они призваны выполнять регулятивную функцию.
Групповые санкции - это социально-психологические средства и механизмы, с помощью которых группа побуждает своих членов к выполнению и соблюдению норм. ('От лат. - строжайшее постановление. Санкция - мера воздействия, средство группового контроля.
13
Различают негативные санкции, направленные против отступлений от норм, и позитивные, имеющие характер поддержки и одобрения действий по их соблюдению и укреплению. Санкции могут быть поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Они имеют социально-психологический характер, но порой превращаются и в силовые. Обнаруживаются они в одобрении, осуждении, принуждении, изменении статуса или роли конкретного индивида, приобретении им авторитета, лидерства или отвержения (изгои) и пр.
Важную роль в групповой деятельности играют и морально-психологические отношения, складывающиеся и функционирующие в группе в процессе совместной деятельности ее участников. Эти отношения могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ее эффективность. Положительно сказываются дружба, сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка. Они же характеризуют высокую степень групповой сплоченности. К отношениям, оказывающим отрицательное влияние на деятельность группы, относятся разногласия, противоречия, взаимное недоверие, недоброжелательность, зависть, карьеризм, конфликты и др.
При функционировании в психологии группы групповых норм и санкций принимают активное участие социально-психологические механизмы и свойства личностей (из которых состоит группа): внушение, комфортность, убеждение, подражание, психологическое давление, идентификация и др.
Социально-психологический подход к изучению, оценке и работе с малыми группами предполагает также раскрытие присущих им иных социально-психологических явлений: массовидных (групповых интересов, группового мнения, групповых настроений, традиций и обычаев и пр.), взаимоотношений (межличностных, личностно-групповых), объединения, о которых также идет речь выше.
Существенно и принятие во внимание и возможной внутренней дифференциации в малых группах, выраженной в возможном появлении микрогрупп со своей спецификой психологии и взаимоотношений с группой в целом, другими микрогруппами, если они появляются.
Вся психология группы характеризуется
также социально-
Единство и деятельности, и контактности группы придают ее психологии повышенную целостность, общность, выраженность, психологическую насыщенность, динамичность, повышенную эмоциональность и силу влияния на членов группы и результаты деятельности.
Глава II: «Социальны анализ малой группы»
Как известно малой группой является коллектив, в котором присутствует 2 или более человека. Одним из ярких примеров малой группы является школьный класс.
17 сентября 2009 года
нами был проведен
После проведения опроса и подведения итогов мы получили ещё больше информации о этом классе. Благодаря подсчётам смогли выдвинуть главную гипотезу о том, что это достаточно дружный класс, в нем имеется яркий лидер, аутсайдеры и даже диктаторы. То есть это в значительной мере яркий класс, в котором существуют различные и сложные типы отношений. Но для того, что бы доказать нашу гипотезу, необходимо обратиться к социометрической матрице, которая была составлена на основе анкет ребят данного класса и которая покажет нам социометрическую структуру класса.
Определяем социометрический статус
СС=I/N-1
СС= =0 ИЭЭ= =0,7
СС<ИЭЭ. Отсюда следует, что он считает себя лидером в классе, но таковым на самом деле не является. В классе6 он приветствуется только Меликсетяном. Скорее всего, их диада образована по национальному признаку. Большинство же ребят не хотят его видеть в классе, следовательно он аутсйдер.
Определяем его
СС= =0,07 ИЭЭ= =0
15
По количеству выборов в классе Гадеявишин является аутсайдером, так как приветствуется 2 членами класса Губой и Соловьевым. Остальные, скорее всего не хотят его видеть. Как он сам относится к остальным членам группы сказать нельзя, потому что он не присутствовал на опросе.