Макс Вебер биография и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года (в 1893 г.) женится. Уже в 1894 году М. Вебер становится профессором политической экономии университета Фрибурга. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление.

Содержание

1.МАКС ВЕБЕР. БИОГРАФИЯ. 2
2.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА. 3
3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ М.ВЕБЕРА. 4
4.СОЦИОЛОГИЯ ГОСПОДСТВА М.ВЕБЕРА. 8
5.ЛЕГАЛЬНЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА. 9
6.ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА. 10
7.ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА. 12
8.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ М.ВЕБЕРОМ. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Работа содержит 1 файл

Немецкая классическая социология. Учение М. Вебера.DOC

— 102.50 Кб (Скачать)
 
 

                                                                                                                             

Содержание. 

1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Макс Вебер. Биография.

 

       Макс  Вебер родился 21 апреля 1864 года. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года (в 1893 г.) женится. Уже в 1894 году М. Вебер становится профессором политической экономии университета Фрибурга. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1907 году Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С началом первой мировой войны Вебер в 1914 году поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 г.г. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие в разработке Веймарской конституции. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.

2.Этапы творчества.

 

       Условно можно выделить три периода в  творчестве философа.  Первый период (до 1898) - до перелома,  связанного  с  расстройством здоровья М.Вебера.  Заболевание началось в 1898 году, и в продолжение четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно  в  эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

          Второй период  (1903-1910).  По  свидетельству  жены философа М.Вебер делает  в эти годы  чрезвычайное  открытие:  оказывается, специфический  вид  рационализма пронизывает экономику  и политику. По мнению Вебера  над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе,  отношения между людьми,  причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. В 1910 году М.Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются.  Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе. В третьем периоде (1910-1920) своего творчества М.Вебер занимался разработкой рациональных основ религии.

         В начале  своей карьеры М.Вебер  работал как историк права  и хозяйства.  Существовала исторически  сложившаяся школа, как права,  так и хозяйства,  и М.Вебер  придерживался этой школы.  Однако  он критически подходил к тенденции  объединения  науки,  искусства  и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М.Вебера характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением  средствами  производства.  Последнее  изобретение М.Вебер считает важным для возникновения современного капитализма.

         После болезни,  в  1902 году находим  новое направление творчества  М.Вебера.  Он  начинает  интересоваться  методологическими вопросами.  Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма.

         В своей  жизни  М.Вебер   очень быстро сделал свою профессиональную  карьеру. Он очень сдержанно  относился к светскому образу  жизни.  В течение нескольких лет в период своей болезни, он не мог творчески работать, не мог выполнять профессиональные обязанности.  М.Вебер  осознал на собственном опыте,  к чему может привести "жесткий образ жизни". В данном случае личный кризис связан с пониманием кризиса предмета.  М. Вебер придерживался точки зрения,  что этика,  которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим  интересам.  С  точки  зрения  эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры,  существуют силы,  необъяснимые материалистически.  С другой  стороны,  возникла  необходимость защитить логику исторического подхода,  которую он разрабатывал долгое время.  В начале 20  века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время, для М.Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека,  действующего не только под эгидой эгоизма, но как человека способного  к действию  ради  действия - именно с этой проблемой, связана вера в надличное у М.Вебера.

         В третий  период своего творчества  М.Вебер пытался проанализировать  все формы религии и те способы  действия  людей,  которые они  порождают.  Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла?  Как ее можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М.Вебера в этот период его жизни.

        

       3.Основные понятия социологии М.Вебера. 

       Социология  по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями,  толкуя и понимая эти действия.  Таким образом, социальные действия - это предмет изучения.  Толкование,  понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание  является  средством  объяснения.  На первый взгляд все очень просто.  Социология образует типовые понятия, и  ищет  общие правила совершающегося. Для этого Вебер использует 3 основополагающих термина: “понять”, то есть уловить смысловое значение; “интерпретировать” – представить посредством системы понятий субъективный смысл; “объяснить” – вскрыть закономерности, регулярность поступков.

       Рассмотрим  содержание понятия действия. В центре этого рассмотрения - сам действующий,  причем выделяется три аспекта его  отношений:

    • к физическим объектам,
    • к другим людям,
    • к культурным ценностям  и  идеалам,  которые имеют смысл. 

       Каждое  действие каким-то образом связано  с тремя этими отношениями, причем действующий не только соотносится, но и обусловлен этими тремя отношениями.

       Всякое  действие имеет мотивы, но всякое действие имеет еще и непредусмотренные последствия. Никто, к сожалению, не может охватить все  последствия  действий.  Возникает  вопрос:  за  какие последствия мы несем ответственность,  и за какие последствия  мы не отвечаем?  Этот вопрос обостряется, когда в качестве действующего рассматривается какая-либо структура:  коллектив,  общество, государство.  За  какие решения руководитель  коллектива должен нести ответственность? Что происходит, когда структура распадается на большинство и меньшинство? А если большинство людей не признает целей государства,  что происходит с самим  государством?  Эти вопросы  приводят  к  идее взаимодействия структуры и социального выбора.

         Продуктом действия является  порядок. Если бы все социальные  действия сводились бы к действиям одного человека,  то их исследование было бы затруднено.  Поэтому речь чаще всего идет о действиях больших структур, и порядок в данном случае облегчает человеку жизнь.

         Мы должны разделить действия,  которые  можно  наблюдать,  и действия,  которые можно понимать.  При этом используется простое правило:  если действие имеет смысл, его можно понять, как только смысла  нет - действие наблюдаемо.  Однако существуют поступки, мотивы которых понять очень сложно.  С другой стороны, есть люди, не понимающие своих действий.  Раскрытие участнику действия мотивов его действий - одна из задач психоанализа. Социология классифицирует  действия,  выделяя из них два типа ориентации (согласно М.Веберу):

    • целенаправленные (целерациональные);
    • ценностно-направленные.

         Целенаправленные действия   стремятся  к  успеху,  используя внешний мир как средство, ценностно-направленные действия не имеют  какой-либо  цели  и являются самоценными.  Образ мыслей людей первого типа действий следующий:  "Я  ищу,  достигаю,  используя других",  второго  типа  действий - "Я верю в какую-то ценность и хочу действовать ради этого идеала,  даже если это  вредит  мне". Различие между ценностным и целенаправленным типом деятельности состоит в том, что цель понимается как представление об успехе, которое становится причиной действия, а ценность - представление о долге, которое  становится  основанием действия.  Люди в своих поступках могут  быть  как целенаправленны, так и ценностно-ориентированы, но, тем не менее, они действуют в определенных социальных  связях  неизолированно.  Далее,  необходимо  перечислить

    • аффективно-рациональные
    • традиционные действия.

       Если  ориентированные друг на друга социальные действия совершаются регулярно, то нужно, чтобы регулярность этих социальных связей была чем-либо обусловлена. Когда говорят, что некоторые социальные связи регулярны, то речь идёт об “обычаях”; когда же единообразие объясняется длительной привычкой, ставшей второй натурой, то это уже “нравы”. Традиция в этом случае становится спонтанным образом действия. Идёт ли речь об обычаях или о нравах, регулярность их не абсолютна.

         Это приводит к рассмотрению  социальных отношений.  Социальные  отношения возникают тогда,  когда  некоторое ''А'' ориентировано на ''В'',  и  ''В'' ориентировано на ''А'',  т.е.  возникают взаимоотношения, причем согласия ''А'' и ''В'' необязательно,  достаточно взаимной ориентации к другому (когда ''А'' и ''В'' различные типы действия).

         Существуют некоторые правила  координации действия: 

    • ориентация на идею обмена; возникает порядок обмена - рынок, 
    • принцип приказа; возникает легитимный порядок.

       Легитимный  порядок будет условным, когда  наказанием, например за насилие, является коллективное осуждение. Легитимный порядок  будет правовым, если наказание будет  юридическим, то есть санкция осуществляется путём физического принуждения. Таким образом, термины “условность” и “право” определяются характером принуждения.

       От  понятия легитимного порядка  Вебер переходит к понятию  “борьба”. Общество не представляет собой, как считают некоторые социологи, гармонической целостности. Оно формируется в одинаковой степени в результате борьбы и согласия. Борьба – это основополагающая социальная связь. Во время дуэли поведение каждого из дуэлянтов ориентированно на поведение противника. Взаимная их ориентация в этом случае даже более необходима, чем в случае согласия, поскольку на карту поставлено само существование дуэлянтов. Социальная связь борьбы обусловлена желанием каждого из действующих лиц навязать свою волю, несмотря на сопротивление другого. Когда борьба не предполагает физического воздействия, то мы называем её конкуренцией. Когда она затрагивает само существование индивидов, её называют отбором.

         Особенностью социального  порядка   является его самосохранение:  когда он возникает, появляются  силы, сохраняющие этот порядок.  Например, рынок обладает мгновенной саморегуляцией, сам результат целенаправленных действий участников наказывает того, кто преступил интересы социального порядка. 

       Однако  не надо забывать, что социальные отношения  не всегда организованы,  они не всегда имеют порядок.  Иногда,  мы видим отстранение человека, индивидуума от организации. Иными словами, разнообразие социальных отношений так велико, что они далеко не всегда составляют тот или иной порядок.

4.Социология господства М.Вебера.

 

       Основной  политической социологии Вебера является концепция господства, которая в  свою очередь ссылается на теорию рационализма связанную с его  трактовкой социального действия.

       Подробно  все это расписано в учении Вебера о типах легитимного господства, то есть такого господства, которое признается  управляемыми индивидами. Как писал Вебер, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Кроме этого, господство предполагает взаимоотношения того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии методологией Вебера, господство осуществляется в  трех  качествах:

    • отношение господства,
    • порядок  господства,
    • организация господства.

Также господство можно рассматривать с двух точек зрения:

Информация о работе Макс Вебер биография и творчество