Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:13, курсовая работа
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года (в 1893 г.) женится. Уже в 1894 году М. Вебер становится профессором политической экономии университета Фрибурга. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление.
1.МАКС ВЕБЕР. БИОГРАФИЯ. 2
2.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА. 3
3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ М.ВЕБЕРА. 4
4.СОЦИОЛОГИЯ ГОСПОДСТВА М.ВЕБЕРА. 8
5.ЛЕГАЛЬНЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА. 9
6.ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА. 10
7.ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА. 12
8.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ М.ВЕБЕРОМ. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 22
Содержание.
1.
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года (в 1893 г.) женится. Уже в 1894 году М. Вебер становится профессором политической экономии университета Фрибурга. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1907 году Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С началом первой мировой войны Вебер в 1914 году поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 г.г. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие в разработке Веймарской конституции. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.
Условно можно выделить три периода в творчестве философа. Первый период (до 1898) - до перелома, связанного с расстройством здоровья М.Вебера. Заболевание началось в 1898 году, и в продолжение четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.
Второй период (1903-1910). По свидетельству
жены философа М.Вебер делает
в эти годы чрезвычайное открытие:
оказывается, специфический
В начале своей карьеры М.Вебер
работал как историк права
и хозяйства. Существовала исторически
сложившаяся школа, как права,
так и хозяйства, и М.Вебер
придерживался этой школы. Однако
он критически подходил к
После болезни, в 1902 году находим новое направление творчества М.Вебера. Он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма.
В своей жизни М.Вебер
очень быстро сделал свою
В третий период своего творчества
М.Вебер пытался
3.Основные
понятия социологии
М.Вебера.
Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объяснения. На первый взгляд все очень просто. Социология образует типовые понятия, и ищет общие правила совершающегося. Для этого Вебер использует 3 основополагающих термина: “понять”, то есть уловить смысловое значение; “интерпретировать” – представить посредством системы понятий субъективный смысл; “объяснить” – вскрыть закономерности, регулярность поступков.
Рассмотрим содержание понятия действия. В центре этого рассмотрения - сам действующий, причем выделяется три аспекта его отношений:
Каждое действие каким-то образом связано с тремя этими отношениями, причем действующий не только соотносится, но и обусловлен этими тремя отношениями.
Всякое действие имеет мотивы, но всякое действие имеет еще и непредусмотренные последствия. Никто, к сожалению, не может охватить все последствия действий. Возникает вопрос: за какие последствия мы несем ответственность, и за какие последствия мы не отвечаем? Этот вопрос обостряется, когда в качестве действующего рассматривается какая-либо структура: коллектив, общество, государство. За какие решения руководитель коллектива должен нести ответственность? Что происходит, когда структура распадается на большинство и меньшинство? А если большинство людей не признает целей государства, что происходит с самим государством? Эти вопросы приводят к идее взаимодействия структуры и социального выбора.
Продуктом действия является
порядок. Если бы все
Мы должны разделить действия, которые можно наблюдать, и действия, которые можно понимать. При этом используется простое правило: если действие имеет смысл, его можно понять, как только смысла нет - действие наблюдаемо. Однако существуют поступки, мотивы которых понять очень сложно. С другой стороны, есть люди, не понимающие своих действий. Раскрытие участнику действия мотивов его действий - одна из задач психоанализа. Социология классифицирует действия, выделяя из них два типа ориентации (согласно М.Веберу):
Целенаправленные действия стремятся к успеху, используя внешний мир как средство, ценностно-направленные действия не имеют какой-либо цели и являются самоценными. Образ мыслей людей первого типа действий следующий: "Я ищу, достигаю, используя других", второго типа действий - "Я верю в какую-то ценность и хочу действовать ради этого идеала, даже если это вредит мне". Различие между ценностным и целенаправленным типом деятельности состоит в том, что цель понимается как представление об успехе, которое становится причиной действия, а ценность - представление о долге, которое становится основанием действия. Люди в своих поступках могут быть как целенаправленны, так и ценностно-ориентированы, но, тем не менее, они действуют в определенных социальных связях неизолированно. Далее, необходимо перечислить
Если ориентированные друг на друга социальные действия совершаются регулярно, то нужно, чтобы регулярность этих социальных связей была чем-либо обусловлена. Когда говорят, что некоторые социальные связи регулярны, то речь идёт об “обычаях”; когда же единообразие объясняется длительной привычкой, ставшей второй натурой, то это уже “нравы”. Традиция в этом случае становится спонтанным образом действия. Идёт ли речь об обычаях или о нравах, регулярность их не абсолютна.
Это приводит к рассмотрению социальных отношений. Социальные отношения возникают тогда, когда некоторое ''А'' ориентировано на ''В'', и ''В'' ориентировано на ''А'', т.е. возникают взаимоотношения, причем согласия ''А'' и ''В'' необязательно, достаточно взаимной ориентации к другому (когда ''А'' и ''В'' различные типы действия).
Существуют некоторые правила координации действия:
Легитимный порядок будет условным, когда наказанием, например за насилие, является коллективное осуждение. Легитимный порядок будет правовым, если наказание будет юридическим, то есть санкция осуществляется путём физического принуждения. Таким образом, термины “условность” и “право” определяются характером принуждения.
От
понятия легитимного порядка
Вебер переходит к понятию
“борьба”. Общество не представляет собой,
как считают некоторые
Особенностью социального
Однако не надо забывать, что социальные отношения не всегда организованы, они не всегда имеют порядок. Иногда, мы видим отстранение человека, индивидуума от организации. Иными словами, разнообразие социальных отношений так велико, что они далеко не всегда составляют тот или иной порядок.
Основной политической социологии Вебера является концепция господства, которая в свою очередь ссылается на теорию рационализма связанную с его трактовкой социального действия.
Подробно
все это расписано в учении
Вебера о типах легитимного
Также господство можно рассматривать с двух точек зрения: