Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:20, реферат
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
1. Понятие личности и её структура.
2. Процесс социализации.
3. Социальные статусы и роли личности.
4. Отклоняющееся поведение личности.
В статусном наборе обязательно найдётся главный.
Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которыми он сам себя идентифицирует.
Для мужчины, как правило, главным является статус, связанный с основным местом работы. Главным всегда является тот статус который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Социальные статусы подразделяют на приписываемые и достигаемые.
Приписываемым называется статус, в котором человек рожден, но который обязательно признан таковым обществом или группой. Большинство приписываемых статусов - это и прирожденные статусы.
Система родства даёт целый набор прирождённых и приписываемых статусов: сын, дочь, брат, сестра, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники.
Некровные родственники называются родственниками в законе. Теща- мать в законе, тесть- отец в законе. Это приписываемые но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку.
Приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля.
Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы студента, профессора, банкира, президента, члена партии и т. д. Достигаемые также статусы жены и мужа, крестного отца.
Иногда вид статуса определить очень трудно и тогда говорят о смешанном статусе. Смешанный статус обладает чертами приписываемого и достигаемого. Например статус безработного, заключенного и др.
Статусы подразделяют также на профессиональные, демографические, религиозные политические и кровнородственные. Все это основные статусы они определяют главное в жизни.
Существует огромное множество эпизодических не основных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, едущего в троллейбусе, обедающего в столовой и т. д. Они влияют на детали поведения.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статусов или статуса.
За каждым статусом- постоянным или временным, основным или неосновным - стоит большая социальная группа или социальная категория.
Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.
Каждый статус включает в себя ряд ролей. К примеру, статус хозяйки дома включает в себя такие роли как воспитатель, нянька, уборщица, посудомойка, повар; лекарь и пекарь, художница и актриса и т.д.
Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли доцента вуза- преподавателя и куратора группы - предполагают различное отношение к студентам.
Совсем по иному, чем со студентами преподаватель строит свои отношения со своими коллегами, с администрацией.
Как и статусы роли бывают предписанные и достигаемые. Но если предписанный статус очень сложно изменить, то роли более подвижны и в большей мере поддаются изменениям. Так, роли мужчины и женщины в обществе во многом предписаны. Женщине быть матерью, а мужчине - отцом.
Но большинство ролей могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами. Так в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари – мужчины, в ряде народностей повар- чисто мужское занятие. То есть определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей.
Ролевые конфликты. Выделяют два их типа:
1) между ролями;
2) в пределах одной роли.
Пример первого: работающая женщина находит, что требования её основной работы приводят к конфликту с её ролью матери или жены, домашней хозяйки; или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как к мужу, с требованиями, предъявленными к нему как к студенту.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной.
Во многих исполняемых индивидом ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения – существует так называемые конфликты интересов, в которых обязанности бать честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием «делать деньги».
Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
4. Отклоняющееся поведение личности
Всякое поведение личности, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Это чрезвычайно высокий спектр явлений – от безбилетного проезда до вандализма. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить:
• пьянство и алкоголизм;
• наркотизм;
• преступность;
• самоубийство;
• проституцию;
• гомосексуализм;
• азартные игры.
Все многообразие форм отклоняющегося
поведения социологи
• девиантное;
• делинквентное;
• криминальное.
Названные 3 группы представляют собой по нарастающей, три степени нарушения социальных норм.
Девиантное поведение
Девиантное поведение
Например, в группу с максимально
одобряемыми отклонениям и
В группу с осуждаемыми отклонениями следует отнести террористов, предателей, преступников, вандалов, циников, бродяг и т. д.
Статистические подсчеты показывают, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп приходится примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив 70% населения составляют «твёрдые середняки» люди с несущественными отклонениями.
Критерии девиантности различны в зависимости от культуры общества, исторической эпохи.
Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время оно наказывается.
В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, в других странах она считается девиантной (узаконеной, но общественным мнением не одобряемой), в третьих - незаконной (преступной) и неодобряемой (девиантной) формой поведения.
Т.о. девиантность может проявляться в самых различных формах, быть как одобряемой, так и осуждаемой обществом.
Делинквентное поведение
Делинквентное поведение не наказуемое с точки зрения уголовного кодекса правонарушение, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине, совершенное покупателем, мелкое воровство в транспорте или на рынке, опоздание на работу, курение в неположенном месте и др.
Т.о. делинквентным называется поведение, которое не одобряется не только обществом, но и законом.
Девиантность и
Делинквентное поведение особенно часто наблюдается у подростков и молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимает участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьёзные правонарушения.
Один из распространенных примеров делинквенции – вандализм футбольных фанатов. Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников.
Причины отклоняющегося поведения подростков:
• социальная незрелость: подросток часто не готов к выполнению социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие, в свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать;
• физиологические особенности формирующегося организма: стремление испытать острые ощущения, недостаточная способность прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированное стремление быть независимым.
Социологи установили тенденцию: человек тем более усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.
Раньше социологи были уверены, что преступность молодых – побочный продукт бедности. Выходцы из низов имеют меньше возможности получить образование и работу, они в большей степени не удовлетворены жизнью в целом. Однако недавние исследования показали, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем слоям. Выяснилось, в частности, что учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и к высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети победнее. Но при этом, юные правонарушители из среднего класса реже подвергаются аресту и бывают осуждены, чем их сверстники, представители низших классов. Детей из состоятельных семей часто отпускают, сделав им предупреждение, в то время как молодых людей из бедных семей арестовывают и наказывают.
Криминальное поведение
Криминальное поведение
Существуют различные виды преступности:
• профессиональная;
• уголовная;
• хозяйственная;
• корыстная;
• организованная;
• политическая;
Под профессиональной преступностью понимается совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию. Профессиональная преступность представляет собой относительно замкнутую, общественно опасную подсистему, обладающую рядом признаков и характеристик, способную к самовоспроизводству криминальной деятельности.
Основные характеристики профессиональной преступности:
• профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели;
• криминальным профессионалам присущи специальные приемы и способы совершения преступлений;
• среди представителей профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация;
• у профессиональных преступников есть свойственный только им преступный сленг, жаргон.
Уголовная преступность представляет наибольшую социальную опасность. Ее виды отражены в уголовном кодексе и весьма многообразны. Это и особо опасные государственные преступления, и бандитизм; нарушение правил о валютных операциях, умышленное и неосторожное убийство и многое другое.
Хозяйственная преступность - к наиболее распространенным её видам относят систематические уклонения от уплаты налогов, крупномасштабные банковские аферы, криминальные сделки по перераспределению сырья и материалов из государственных предприятий. Сюда же относят и должностные преступления, получение и дача взяток и др.
Корыстная преступность совершается с целью материального обогащения путем завладения чужим имуществом (собстенностью, недвижимость, деньгами).
Организованная преступность проявляется в сфере хозяйственной деятельности в поставках незаконных товаров и услуг (оружие, наркотики, алкоголь, секс-бизнес и др.), контрабандититзм ввоз и вывоз высокодоходных товаров, металлов, энергоресурсов, сырья и т. п. На высшей своей стадии организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления.
Политическая преступность – злоупотребление властей против своего народа в политических целях, устранение политических соперников и другие акции, влияющие на расстановку политических сил.
К политической преступности относят также убийства депутатов и других государственных должностных лиц, военные авантюры и другие межнациональные конфликты, развязанные или поощряемые властями, манипулированние голосами избирателей, подкуп избирателей, незаконное финансирование избирательных кампаний и т.п.
К примерам
политической преступности специалисты
относят также затягивание
Основным и самым страшным для общества проявлением политической преступности выступает сращивание государственного аппарата с организованной преступностью.
Преступность в мире стала международной проблемой после 2-й мировой войны. По данным ООН, прирост преступности в мире составляет в среднем 5% в год. За последние 30-40 лет она наиболее увеличилась в США – в 7-8 раз, в Великобритании и Швеции – в 6-7 раз, наименее в Японии в 1.5-2 раза.
В мире кино,
телевидения и популярного
Согласно прогнозам специалистов, общая криминальная ситуация в мире в ближайшее время вряд ли будет улучшаться. «Безпреступных» моделей общественного и государственного устройства в мире не существует.
Список использованной литературы
1. Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии
жизни живая личность? // Социс. - 2003. - №10.
- С.25-37
2. Краткий словарь по социологии. М., 2000.
3. Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998.
4. Смелзер Н. Социология. - М.: Мысль, 1994.
- 688 с.
5. Современная западная социология: Словарь.
М., 1990
6. Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994.
- 255с.
7. Шилина Л.Н. Потребности, культура потребления
и ценностные ориентации личности (социологический
аспект). М., 1988.