Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.

Формирование личности – это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Работа содержит 1 файл

Контрольная соц.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     Становление  личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем  ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

     Сложности в социализации личности проявляются  у детей инвалидов, у детей  с физическими дефектами, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития.

     Важную  роль в формировании личности играют современные средства массовой информации.

     Социализация  личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое  влияние оказывает окружающая среда на расширение кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении

     Многое  в становлении личности может  сделать социальный педагог. Выяснив задатки и способности ребенка, изучив семью и среду окружения, он создает условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в спорт, в творчество, искусство.

     Удачными  могут быть отношения педагога и  воспитанника, если первый будет помнить о выводах ученых – педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому социальному педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

     Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.

     Первая  ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.

     Вторая  ступень – период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований.

     Третья  ступень развитие личности, по Гессену, этап завершения ее формирования,- это  процесс самообразования, внешкольного или университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение.

     Гессен  выделил шесть фаз развития ребенка:

     - до 5 лет – фаза интенсивного  развития;

     - с 5 до 7 лет – фаза «первого  застоя»;

     - с 7 до 11 лет – фаза интенсивного развития;

     - с 11 до 14 лет – фаза «второго  застоя;

     - с 14 до 17 лет – третья фаза  интенсивного развития;

     - с 17 до 21 года – фаза гармонизации  или медленного развития. 

     Социальное  воспитание.

     Формирование  личности, ее социализация связаны  с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения.

     В организации социального воспитания первоочередной задачей является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка).

     Организовать  защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.

     Организовать  защиту его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность.

     Помочь  подростку подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

     Анализируя  процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

  • природа и родной язык;
  • общение в семье, в школе, окружающая среда;
  • его деятельность;
  • средства массовой информации, искусство, литература;
  • образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

     В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, - изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Принцип народности предполагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности  каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития. Принцип социальной ответственности  общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении. 

     Самовоспитание.

     В процессе развития  личности  следует  обратить внимание на важность  самовоспитания. Самовоспитание – это процесс  сознательного преобразования человеком  самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Он означает изменение человека, его физического, духовного, нравственного, социального и творческого совершенства. Это:

     - выяснение проблем, которые мешают  человеку в жизни, выбор пути  преодоления;

     - желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;

     - убедить себя, что цель достижима,  поверить в свои силы;

     - сосредоточить все свои силы, чтобы достичь этой цели;

     - периодически оценивать достигнутое,  исправлять ошибки и неудачи;

     - четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.

     Здесь происходит не только познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом необходимы активные действия, вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что успех будет достигнут.

     Побуждение  ребенка к самовоспитанию является сложным педагогическим процессом. Это один из трудных моментов работы социального педагога. Сформулированная потребность в самовоспитании –  высшая форма развития личности. Она  не возникает одновременно у ребят одного возраста. Заметное проявление самовоспитания происходит в подростковом возрасте. Это зависит от идеалов, волевых свойств подростка и той значимости, которую он придает среде сверстников, от его умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки.

     В ходе самовоспитания важно уметь организовать свое время. Человек не может изменить заданные природой и обществом скорости, поэтому, стремясь овладеть наукой и искусством, вписаться в общий ритм жизни, он должен овладеть собственным ритмом жизни, научиться организовывать свое время.

     Надо  выработать умение ориентироваться  во времени, соотносить с этим свои цели в жизни. Юноша в 15-16 лет уже  способен сам планировать свое время.

     Педагогическое  руководство самовоспитанием должно быть гибким. Особенно с трудными ребятами, когда приходиться убеждать их в необходимости самовоспитания. Когда подросток поверит в свои силы и способности, нужно постепенно формировать его волю, нравственные чувства, нравственные качества.

     Воспитание  и самовоспитание тесно связаны. 

     Перевоспитание.

     Перевоспитание  – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление  отклонений в поведении личности.

     Существует  два понятия: «перевоспитание» - перестройка всей структуры личности и «исправление» - преодоление отдельных недостатков.

     Перевоспитание  ставит цель сформировать личность, которая  отвечала бы требованиям общественной морали.

     Перевоспитание  осуществляется  по следующим направлениям:

     -    восстанавливаются положительные  качества;

     - воспитанник вовлекается в занятия  спортом и трудом, что заполняется  время,  которое было заполнено   антиобщественными  занятиями;

     - развиваются  положительные   качества  через  стимулирование  положительных  поступков;

     -   стремление освободить подростка от отрицательных качеств;

     -   создание положительного опыта  в жизнедеятельности подростка;

     -   научить его критическому анализу  своих поступков.

     Методы  перевоспитания:

     -   метод переубеждения;

     -   метод переучивания;

     -  метод переключения  -  включение подростка в новую общественную  деятельность, занятия трудом,  полезным делом, спортом, туризмом;

     -    метод «взрыва». 
 

     Личность  в коллективе.

     Дети, школьники, учащиеся  являются обязательно  членами какого – нибудь коллектива. 

     Ребенок член группы, класса, школы, кружка, секции. Это положительно, так как он в коллективе включается в общественную жизнь. Личность развивается под влиянием общего коллектива или ячейки, которая создается внутри коллектива.

     В коллективах отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. В одном коллективе школьник – вожак, в другом – он подражатель.

     Социальный  педагог, занимаясь воспитанием  личности, должен обращаться к этой проблеме коллектива, так как он дает возможность оказаться одновременно влияние на всех детей вместе и на каждого в отдельности. 

     Педагогическое  руководство детским  коллективом.

     Правила педагогического руководства:

     -  не  подавлять, а  направлять  инициативу ребят;

     - развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление;

     - опираться на учителей, работающих с данным коллективом;

     - стараться не заформализовывать  отношения с детьми;

     - создавать общее мнение членов  коллектива о его деятельности;

     - контроль должен совершенствовать деятельность коллектива;

     - создавать добрые отношения между ребятами, мажорный настрой;

     - создавать временные коллективы, определять в них «трудных».

     Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие  педагогическим коллективом на детский  коллектив.

     - Это возведение в абсолют ответственности  ученика за порученную работу;

     - выполнение единых педагогических требований, общий контроль за соблюдением законов коллектива;

     - ежедневный контроль за выполнением требований коллектива;

     - коллективная оценка деятельности каждого его члена.

     При педагогическом руководстве детским  коллективом важно учитывать  возраст воспитанников.

     В начальных классах решающее воздействие  на ученика имеет учитель. Но с  возрастом большее влияние приобретают  среда, мнение одноклассников, коллектива класса.

     Коллективная  деятельность является одной из главных  форм воспитания личности и всестороннего  развития индивидуальности.

     Общественное  мнение является рычагом влияния  на личность, поэтому интересно организованная коллективная дискуссия формирует личность. От педагогического мастерства педагога, воспитателя зависит влияние классного коллектива на личность. 

Информация о работе Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды