Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:05, контрольная работа
Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.
Формирование личности – это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Сложности в социализации личности проявляются у детей инвалидов, у детей с физическими дефектами, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития.
Важную роль в формировании личности играют современные средства массовой информации.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении
Многое в становлении личности может сделать социальный педагог. Выяснив задатки и способности ребенка, изучив семью и среду окружения, он создает условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в спорт, в творчество, искусство.
Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах ученых – педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому социальному педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.
Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.
Первая
ступень – дошкольный период, период
произвольного существования
Вторая ступень – период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований.
Третья ступень развитие личности, по Гессену, этап завершения ее формирования,- это процесс самообразования, внешкольного или университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение.
Гессен выделил шесть фаз развития ребенка:
- до 5 лет – фаза интенсивного развития;
- с 5 до 7 лет – фаза «первого застоя»;
- с 7 до 11 лет – фаза интенсивного развития;
- с 11 до 14 лет – фаза «второго застоя;
- с 14 до 17 лет – третья фаза интенсивного развития;
-
с 17 до 21 года – фаза гармонизации
или медленного развития.
Социальное воспитание.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения.
В
организации социального
Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
Организовать защиту его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность.
Помочь подростку подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
Анализируя
процесс социального
В
исследованиях психологов и педагогов
разработаны основные принципы социального
воспитания. Принцип
природосообразности, - изучение задатков
и способностей ребенка и содействие в
их развитии. Принцип
народности предполагает учет национальной
культуры, традиций и родного языка.
Принцип гуманности основан на признании
индивидуальности каждого ребенка,
его физического, духовного, эмоционального,
социального и нравственного развития.
Принцип социальной
ответственности общества за реализацию
человека в творчестве, приобретении знаний,
удовлетворение в общении.
Самовоспитание.
В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание – это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Он означает изменение человека, его физического, духовного, нравственного, социального и творческого совершенства. Это:
-
выяснение проблем, которые
- желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;
- убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;
- сосредоточить все свои силы, чтобы достичь этой цели;
-
периодически оценивать
- четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.
Здесь происходит не только познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом необходимы активные действия, вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что успех будет достигнут.
Побуждение ребенка к самовоспитанию является сложным педагогическим процессом. Это один из трудных моментов работы социального педагога. Сформулированная потребность в самовоспитании – высшая форма развития личности. Она не возникает одновременно у ребят одного возраста. Заметное проявление самовоспитания происходит в подростковом возрасте. Это зависит от идеалов, волевых свойств подростка и той значимости, которую он придает среде сверстников, от его умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки.
В ходе самовоспитания важно уметь организовать свое время. Человек не может изменить заданные природой и обществом скорости, поэтому, стремясь овладеть наукой и искусством, вписаться в общий ритм жизни, он должен овладеть собственным ритмом жизни, научиться организовывать свое время.
Надо выработать умение ориентироваться во времени, соотносить с этим свои цели в жизни. Юноша в 15-16 лет уже способен сам планировать свое время.
Педагогическое руководство самовоспитанием должно быть гибким. Особенно с трудными ребятами, когда приходиться убеждать их в необходимости самовоспитания. Когда подросток поверит в свои силы и способности, нужно постепенно формировать его волю, нравственные чувства, нравственные качества.
Воспитание
и самовоспитание тесно связаны.
Перевоспитание.
Перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.
Существует два понятия: «перевоспитание» - перестройка всей структуры личности и «исправление» - преодоление отдельных недостатков.
Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали.
Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:
-
восстанавливаются
-
воспитанник вовлекается в
- развиваются положительные качества через стимулирование положительных поступков;
-
стремление освободить
- создание положительного опыта в жизнедеятельности подростка;
-
научить его критическому
Методы перевоспитания:
- метод переубеждения;
- метод переучивания;
- метод переключения - включение подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;
-
метод «взрыва».
Личность в коллективе.
Дети, школьники, учащиеся являются обязательно членами какого – нибудь коллектива.
Ребенок член группы, класса, школы, кружка, секции. Это положительно, так как он в коллективе включается в общественную жизнь. Личность развивается под влиянием общего коллектива или ячейки, которая создается внутри коллектива.
В коллективах отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. В одном коллективе школьник – вожак, в другом – он подражатель.
Социальный
педагог, занимаясь воспитанием
личности, должен обращаться к этой
проблеме коллектива, так как он
дает возможность оказаться одновременно
влияние на всех детей вместе и на каждого
в отдельности.
Педагогическое руководство детским коллективом.
Правила педагогического руководства:
- не подавлять, а направлять инициативу ребят;
-
развивать их общественное
- опираться на учителей, работающих с данным коллективом;
-
стараться не
- создавать общее мнение членов коллектива о его деятельности;
- контроль должен совершенствовать деятельность коллектива;
- создавать добрые отношения между ребятами, мажорный настрой;
- создавать временные коллективы, определять в них «трудных».
Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив.
-
Это возведение в абсолют
- выполнение единых педагогических требований, общий контроль за соблюдением законов коллектива;
- ежедневный контроль за выполнением требований коллектива;
- коллективная оценка деятельности каждого его члена.
При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.
В
начальных классах решающее воздействие
на ученика имеет учитель. Но с
возрастом большее влияние
Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания личности и всестороннего развития индивидуальности.
Общественное
мнение является рычагом влияния
на личность, поэтому интересно
Информация о работе Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды