Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.

Формирование личности – это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Работа содержит 1 файл

Контрольная соц.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Уральская государственная  академия физической культуры

Екатеринбургский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по социальной педагогике на тему:

«Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Руководитель: Сазонова С.Л.

                Студентки з/о

                Шаманаевой Г.Б.

                Группа 0401 
                 
                 
                 

Екатеринбург 2006г.

Понятие «личность».

     Личность  – явление социальное. Оно тесно  связано со временем и выражает все, что есть  в человеке исторического.

     Качества  личности – явление не врожденное, не передается по наследству, но возникают в результате социального и культурного  развития.

  Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.

     Формирование  личности – это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке. 

Характерные черты  личности.

     Личность  обладает набором обязательных  социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля.

     Индивидуальность  – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.

     Разумность – способность ответственного предвидения результата действий, поступка.

     Темперамент – психологическая индивидуальная способность человека, «Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности». Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детском возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.

     Характер  формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.

     Активность – мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя – человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него.

     Целеустремленность  – способность достижения назначенной цели.

     Направленность  – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

     Воля  – проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели. 

     Развитие  личности.

     Ребенок рождается с предрасположением  к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит  от природы и среды.

     Среда. Это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живет ребенок. Это события в городе, в деревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров.

     Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников.

     Личность  развивается как результат общения  и участия в разных видах деятельности сначала игровой, а затем учебной и трудовой.

     В зависимости от окружения развиваются  его мировоззрение, его общественная сущность.

     Наследственность  и развитие.

     Развитие  личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

     Наследственность  – это физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.

     По  наследству передаются задатки и  способности человека.

     Медики  признают, что наследственная психическая неуравновешенность, умственная недостаточность у детей алкоголиков влияют на интеллектуальное развитие личности. Но биологическое неравенство у людей  от рождения существует.

     Именно  в процессе деятельности – умственной и познавательной, общественной  и спортивной, художественной  и технической, ремесленной и геденической (получение удовольствия) – формируется личность.

     Особенным видом деятельности является общение. И главное, не просто деятельность, а деятельность активная. 

     Формирование  личности.

     Прежде  всего, это физические и физиологические данные, наследственность, природные задатки и способности, генотип поведения.

     Также важны активность, особенности поведения, сила разума, эмоциональность, деятельность, творчество, стремления, мотивы и способности.

     Важность  среды социальному педагогу следует  учитывать, начиная с утробного возраста. Далее с взрослением ребенка рассматривается его положение в семье, отношение с родственниками, религиозная, культурная, национальная и политическая среда. Среда это когда на ребенка влияют семья, двор, улица, школа, телевизор.

     Немаловажный  фактор – улица. У родителей и  воспитателей слово «улица» вызывает шок. Во дворе ребенок познает  окружающий мир. Место, где он живет, определяет его кругозор. Современная  система образования оттягивает вступление подростка в трудовую жизнь. Если в 20-е гг. Треть шестнадцатилетних ребят работала, то сегодня все они учатся. А социальный опыт приобретают во  дворе. Здесь широкий круг общения, здесь подросток самоутверждается: есть свои лидеры, «заводилы» и «душа компании». Во дворе возникают конфликты, во дворе они и тушатся. Подростки отвоевывают свой статус независимых от взрослых. Они не любят поучений и назиданий. Здесь происходит становление характера.

     В формировании личности важно учитывать способность ребенка (подростка) к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, способность к самоотдаче. Самоотдача – источник саморазвития личности. «Если сотрудничество и чувство ответственности создают основу личности, обеспечивающие органическое единство человека и общества, то самоотдача человека на благо людей совершенствует его личность». 

     Возрастные  особенности.

     Учет  возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский падагог Ян Амос Коменский (1592-1670).

     Воспитание  должно строиться по «ступеням возраста».

     В педагогике принята устоявшаяся периодизация возрастных особенностей развития личности.

  1. От рождения до 3 лет, младенческий возраст. Этот первый период жизни Пиаже назвал «сенсомоторной стадией», за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. Он ходит, говорит, любит или не любит, веселый или боится, умеет жалеть и ревновать. Он познает мир семьи, впитывает впечатления, фантазирует, знает цвет, величину. Он накапливает факты, помнит звуки и запах, пытается проверить свои силы. К концу 3-го года он уже выражает свои желания словами, хотя речь его ограничена. В этом возрасте ребенок воспитывается в семье, и материнская любовь или нелюбовь, как и различные воздействия окружающих взрослых, определяют дальнейшее его развитие.
  2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения, Ребенок может сам рассказать сказку, предварительно все обдумав.

     Ребенок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть продолжительной. Он умеет  держаться на людях, следует наставлениям. Его оценки увиденного сосредоточены на одном: «плохой мальчик» или «хороший».

     3.  От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте, оставив семью, ребенок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря.

     Он  может выполнять как отдельные  поручения, так и серьезное дело для семьи, знает школьный распорядок. Но, освоив законы общежития, он пытается их нарушить. Но искренне раскаивается в своих проступках.

     Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любит игры, ответственно относится к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.

     4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко сердится на братьев и сестер.

     Отношения между мальчиками и девочками  становятся натянутыми, они держатся отдельными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Телевидение, пропаганда секса особенно влияют на этот возраст. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки – о женственности. Мальчики собирают порнографические картинки, учатся ругаться, девочки пользуются косметикой.

     5.  От 13 до 16 лет, подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляются неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия.

     Они неудовлетворенны собой, семьей, собственной внешностью. Они недовольны школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как  они «нас не понимают», не доверяют родителям, не признают их мнения.

     Нравственность  современного подростка формируется в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух  мировоззрений.

     Существует  периодизация возрастного развития личности:

  • младенчество – до 1 года,
  • раннее детство – до 3 лет,
  • дошкольное детство – от 3 до 6 лет,
  • младший школьный возраст – 6- 10 лет,
  • средний школьный возраст – 10 – 12 лет,
  • подростковый период между детством – 12 – 14 лет,
  • ранний юношеский – 15 – 17 лет,
  • юношеский – 18 -23  года,
  • молодость – 25 -30 лет,
  • ранняя зрелость – 30 -40 лет,
  • поздняя зрелость – 40 -55 лет,
  • пожилой возраст – 55 -65 лет,
  • старость – 65 – 70 лет
  • долгожители 70 - … лет.

    Социализация  личности.

     Социальное  становление личности – это процесс, в течение которого человек  осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели  и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, собственность к творчеству, восприятие культуры своего народа.

Информация о работе Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды