Личность как субъект и объект общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Понятие "личность" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Содержание

Социологическое понятие личности 3
Социальная среда, активность и социализация личности 4
Гендерная социализация 7
Социальный статус и социальные роли личности. 9
Ролевые конфликты 11
Самореализация личности 12
Социокультурные ценности и нормы 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Социальный  статус и социальные роли личности.

 

       Социальный  статус - это социальное положение человека или социальной группы и обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, квалификацию, экономическое положение, политические возможности, демографические характеристики человека или социальной группы (национальность, возраст), семейное положение, родственные связи и многое другое. Все социальные характеристики индивида Р. Мертон назвал «статусным набором».

     Статус  (социально-экономический индекс позиции) измеряется в эмпирических исследованиях: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования. Оценка статусов производится через изучение общественного мнения: уровень престижности позиции, предпочтительности, уровень популярности. Одним из важнейших показателей в оценке престижа той или иной социальной группы является образ жизни.

              Предписанный (приписанный) статус — статус, который индивид получает независимо от своей воли, как правило, от рождения (пол, раса, возраст, национальность и др.). Достигаемый (достигнутый, приобретенный) статус — статус, который человек получает в течение жизни, как правило, благодаря собственным усилиям, желанию или удаче. Смешанный статус обладает чертами того и другого (например, безработный). Чем больше достигаемых статусов в обществе, тем оно демократичнее. Раньше в европейских странах было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов. Следует отметить, что это деление несколько условно в силу того, что в современном обществе можно менять национальность и даже пол.

    Каждый  человек может иметь несколько  статусов, поэтому выделяют главный статус. Главный статус, как правило, связан с профессией человека.

     От  социального статуса следует  отличать личный статус. Личный статус (социально-психологический) — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, поведению, отношениям с членами группы. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей. Личный и социальный статус могут совпадать, а могут не совпадать. Человек может иметь высокий социальный статус и низкий личный и наоборот. Личный статус определяется методом социометрии.

     Статус  является важнейшим  условием самоутверждения  себя как личности. Положение людей в обществе играет самую важную роль, вплоть до оказания заметного влияния на внутреннее психологическое состояние человека (например, люди с высоким статусом больше ощущают себя счастливыми, у них выше субъективное ощущение здоровья).

     Модель  поведения, ориентированная на конкретный статус, называется ролью. Другими словами, роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Содержание социальной роли составляет совокупность усвоенных в процессе социализации и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения. Каждый статус обычно включает несколько ролей (Р. Мертон назвал это ролевым набором). Разучивание ролей происходит в процессе социализации.

     Роль  — один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества. Общество выдвигает ролевые ожидания по отношению к человеку, они закрепляются в предписаниях, правилах, законах и нормах морали. Существуют формальные ролевые ожидания (законы) и неформальные (этика повеления, правила этикета).

     Совокупность  выполняемых социальных ролей формирует общественные отношения и связи. Роль предполагает наличие пары с определенными отношениями — родитель-ребенок, преподаватель-студент, работодатель - наемный работник и т.д.

     Человек стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Окружающие ждут поступков в соответствии со статусом и не ожидают тех, которые не вяжутся с представлениями о данном статусе. От этого зависит отношение к нему, но и сам обладатель статуса знает, что от него ждут окружающие.

Ролевые конфликты

     В самом общем виде можно выделить два типа  
ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или  
более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в  
себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например,  
работающая жена находит, что требования ее основной работы могут  
прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или  
женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с  
требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник  
милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего  
должностного долга и произведением ареста близкого друга.

       Подобного рода конфликты относятся  к ролевым конфликтам между  ролями. Примером конфликта, происходящего  в пределах одной роли, может  
служить положение руководителя или общественного деятеля, публично  
провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего  
себя сторонником противоположной, или индивида, который под  
давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его  
интересам, ни его внутренним установкам.

     Во  многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу. [10, 7]

     Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность  
распространяется только на членов племени, всех же остальных людей  
они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких  
угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют  
высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые  
конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.

Самореализация  личности

 

      Среди задач, стоящих перед современным образованием, на первое место выходят следующие: научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития; создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Эти задачи связаны с идеей непрерывного образования, развития и самореализации личности.

      Творческая  самореализация — это субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития. Структура творческой самореализации включает следующие личностные компоненты: сформированность мотива творческой самореализации; сформированность личностно значимых целей и задач; субъектная позиция; результативность (продуктивность) творческой предметно-практической деятельности; самоорганизованность личности; активность в коллективе окружения; статусная позиция как движение личности от «новичка» к «партнёру». [1,6]

     Анализ  ряда исследований показывает, что  средой и условием творческой самореализации является непрерывное образование. В его традиционном понимании основополагающим является принцип преемственности звеньев его системы. Непрерывное образование можно рассматривать также как способ жизнедеятельности в информационной среде, которая характеризуется отсутствием готовых, систематизированных знаний. Их поиск, отбор, оценка — элементы творческой деятельности в течение всей жизни. Следовательно, непрерывное образование выступает как новый способ образовательной деятельности, целевой ориентацией которого является целостное развитие личности, поступательное обогащение её творческого потенциала, постоянный рост умственных сил и способностей, самореализация в профессиональной сфере.

      При смещении образовательных акцентов на интересы творческого развития личности, следует исходить из принципа непрерывности всех этапов образовательной деятельности субъектов образовательного процесса (ученик — студент — специалист-профессионал). Потребность в саморазвитии каждого человека определяет упорядочение множества образовательных структур, обеспечение взаимодействия между ними превращает всю совокупность таких структур в единую систему. Человек на деле становится «мерой всех вещей», а общество обретает свое подлинное богатство, которое заключается во всестороннем развитии способностей составляющих его индивидов.

      Таким образом, непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека — только в этом случае человек становится субъектом жизни и профессиональной деятельности, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия. В этом случае также формируется его самоутверждающаяся субъектность; его профессиональная позиция становится инновационной или позицией творца; в процессе саморазвития происходит оформление и развитие его ценностных ориентиров и утверждение профессионального и человеческого достоинства и самоуважения.

Социокультурные ценности и нормы

 

      Социокультурные  ценности – в широком смысле – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

      В социологии ценности рассматриваются главным образом в функции сциально-нормативных регуляторов общественной жизни и поведения людей, которые в классовом обществе являются непременной составной частью классового сознания, идеологии. [5]

      Социокультурные ценности – это фундаментальные  нормы, обеспечивающие целостность социальных систем в силу того, что в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития данных систем. К числу таких ценностей относятся, например, мир, социальная справедливость, человеческое достоинство, материальное благополучие и богатство духовной жизни.

      Социальная  норма – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы различаются масштабом. Одни возникают в малых группах (семье, коллективах и т. п.). Это – «групповые привычки». Другие нормы возникают в больших группах или в обществе в целом.

      Нормативная культура – совокупность правовых, моральных и других социальных норм. Нормативная культура – сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к разным ассоциациям. Внутри нормативной культуры, в свою очередь, выделяются субкультуры правовые (юридические), нравственные (этические), общения или поведения.

      Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго соблюдается их исполнение. За нарушение других могут следовать  очень жесткие санкции. Строже  всего караются нарушения табу и юридических законов, мягче всего – отдельные виды групповых привычек. [2]

      Нормы интегрируют людей в единую общность. Они выполняют определенные функции  в зависимости от того, в каком  качестве себя проявляют, - как стандарты  поведения (обязанности, правила) ил как ожидания поведения (реакции других людей). Выделяют поэтому нормы-требования (обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам) и нормы-ожидания (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

      Таким образом, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе; формируют  систему социального взаимодействия.

Список  литературы

 
  1. Андреева  Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  2. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993 ?2. стр. 63-71.
  3. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
  4. Клецина И. С. Психология половых различий / Словарь гендерных терминов /Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. стр. 187- 189.
  5. Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Краткий словарь по социологии // ПОЛИЗДАТ, 1988
  6. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к семинару. М., 1996.
  7. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов.- М., 1998
  8. Ярская - Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М, 2001. стр. 93-94
  9. Ярская-Смирнова Е.Р. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
  10. Философская энциклопедия. Главный редактор. Ф.В. Константинов. Изд. «Советская энциклопедия». Москва 1970. т. 1-5. Том 3. стр.196-202.

Информация о работе Личность как субъект и объект общественных отношений