Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа
Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Понятие "личность" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Социологическое понятие личности 3
Социальная среда, активность и социализация личности 4
Гендерная социализация 7
Социальный статус и социальные роли личности. 9
Ролевые конфликты 11
Самореализация личности 12
Социокультурные ценности и нормы 14
Список литературы 16
Социальный статус - это социальное положение человека или социальной группы и обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, квалификацию, экономическое положение, политические возможности, демографические характеристики человека или социальной группы (национальность, возраст), семейное положение, родственные связи и многое другое. Все социальные характеристики индивида Р. Мертон назвал «статусным набором».
Статус (социально-экономический индекс позиции) измеряется в эмпирических исследованиях: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования. Оценка статусов производится через изучение общественного мнения: уровень престижности позиции, предпочтительности, уровень популярности. Одним из важнейших показателей в оценке престижа той или иной социальной группы является образ жизни.
Предписанный (приписанный) статус — статус, который индивид получает независимо от своей воли, как правило, от рождения (пол, раса, возраст, национальность и др.). Достигаемый (достигнутый, приобретенный) статус — статус, который человек получает в течение жизни, как правило, благодаря собственным усилиям, желанию или удаче. Смешанный статус обладает чертами того и другого (например, безработный). Чем больше достигаемых статусов в обществе, тем оно демократичнее. Раньше в европейских странах было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов. Следует отметить, что это деление несколько условно в силу того, что в современном обществе можно менять национальность и даже пол.
Каждый человек может иметь несколько статусов, поэтому выделяют главный статус. Главный статус, как правило, связан с профессией человека.
От социального статуса следует отличать личный статус. Личный статус (социально-психологический) — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, поведению, отношениям с членами группы. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей. Личный и социальный статус могут совпадать, а могут не совпадать. Человек может иметь высокий социальный статус и низкий личный и наоборот. Личный статус определяется методом социометрии.
Статус является важнейшим условием самоутверждения себя как личности. Положение людей в обществе играет самую важную роль, вплоть до оказания заметного влияния на внутреннее психологическое состояние человека (например, люди с высоким статусом больше ощущают себя счастливыми, у них выше субъективное ощущение здоровья).
Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется ролью. Другими словами, роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Содержание социальной роли составляет совокупность усвоенных в процессе социализации и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения. Каждый статус обычно включает несколько ролей (Р. Мертон назвал это ролевым набором). Разучивание ролей происходит в процессе социализации.
Роль — один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества. Общество выдвигает ролевые ожидания по отношению к человеку, они закрепляются в предписаниях, правилах, законах и нормах морали. Существуют формальные ролевые ожидания (законы) и неформальные (этика повеления, правила этикета).
Совокупность выполняемых социальных ролей формирует общественные отношения и связи. Роль предполагает наличие пары с определенными отношениями — родитель-ребенок, преподаватель-студент, работодатель - наемный работник и т.д.
Человек
стремится соответствовать
В
самом общем виде можно выделить
два типа
ролевых конфликтов: между ролями и в пределах
одной роли. Часто две или
более роли (либо независимые, либо части
системы ролей) заключают в
себе несовместимые, конфликтующие обязанности
личности. Например,
работающая жена находит, что требования
ее основной работы могут
прийти в конфликт с выполнением ею домашних
обязанностей; или
женатый студент должен примирять требования
к нему как мужу с
требованиями, предъявляемыми к нему как
студенту; или работник
милиции иногда должен выбирать между
выполнением им своего
должностного долга и произведением ареста
близкого друга.
Подобного рода конфликты
служить положение руководителя или общественного
деятеля, публично
провозглашающего одну точку зрения, а
в узком кругу объявляющего
себя сторонником противоположной, или
индивида, который под
давлением обстоятельств исполняет роль,
не отвечающую ни его
интересам, ни его внутренним установкам.
Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу. [10, 7]
Ролевые
конфликты и несовместимости, вероятно,
можно найти в каждом обществе.
В хорошо интегрированной культуре
(т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые
подавляющим большинством культурные
комплексы) эти несовместимости так рационализированы,
разделены и заблокированы одна от другой,
что индивид их вовсе не ощущает. Например,
члены некоторых индейских племен относятся
друг к другу с величайшей терпимостью
и мягкостью. Но их человечность
распространяется только на членов племени,
всех же остальных людей
они считают животными и могут спокойно
убивать, не испытывая никаких
угрызений совести. Однако сложные общества,
как правило, не имеют
высокоинтегрированной традиционной
культуры, и потому ролевые
конфликты и ролевая напряженность в них
представляет серьезную социальную и
психологическую проблему.
Среди задач, стоящих перед современным образованием, на первое место выходят следующие: научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития; создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Эти задачи связаны с идеей непрерывного образования, развития и самореализации личности.
Творческая самореализация — это субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития. Структура творческой самореализации включает следующие личностные компоненты: сформированность мотива творческой самореализации; сформированность личностно значимых целей и задач; субъектная позиция; результативность (продуктивность) творческой предметно-практической деятельности; самоорганизованность личности; активность в коллективе окружения; статусная позиция как движение личности от «новичка» к «партнёру». [1,6]
Анализ ряда исследований показывает, что средой и условием творческой самореализации является непрерывное образование. В его традиционном понимании основополагающим является принцип преемственности звеньев его системы. Непрерывное образование можно рассматривать также как способ жизнедеятельности в информационной среде, которая характеризуется отсутствием готовых, систематизированных знаний. Их поиск, отбор, оценка — элементы творческой деятельности в течение всей жизни. Следовательно, непрерывное образование выступает как новый способ образовательной деятельности, целевой ориентацией которого является целостное развитие личности, поступательное обогащение её творческого потенциала, постоянный рост умственных сил и способностей, самореализация в профессиональной сфере.
При смещении образовательных акцентов на интересы творческого развития личности, следует исходить из принципа непрерывности всех этапов образовательной деятельности субъектов образовательного процесса (ученик — студент — специалист-профессионал). Потребность в саморазвитии каждого человека определяет упорядочение множества образовательных структур, обеспечение взаимодействия между ними превращает всю совокупность таких структур в единую систему. Человек на деле становится «мерой всех вещей», а общество обретает свое подлинное богатство, которое заключается во всестороннем развитии способностей составляющих его индивидов.
Таким образом, непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека — только в этом случае человек становится субъектом жизни и профессиональной деятельности, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия. В этом случае также формируется его самоутверждающаяся субъектность; его профессиональная позиция становится инновационной или позицией творца; в процессе саморазвития происходит оформление и развитие его ценностных ориентиров и утверждение профессионального и человеческого достоинства и самоуважения.
Социокультурные ценности – в широком смысле – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
В социологии ценности рассматриваются главным образом в функции сциально-нормативных регуляторов общественной жизни и поведения людей, которые в классовом обществе являются непременной составной частью классового сознания, идеологии. [5]
Социокультурные ценности – это фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность социальных систем в силу того, что в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития данных систем. К числу таких ценностей относятся, например, мир, социальная справедливость, человеческое достоинство, материальное благополучие и богатство духовной жизни.
Социальная норма – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы различаются масштабом. Одни возникают в малых группах (семье, коллективах и т. п.). Это – «групповые привычки». Другие нормы возникают в больших группах или в обществе в целом.
Нормативная культура – совокупность правовых, моральных и других социальных норм. Нормативная культура – сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к разным ассоциациям. Внутри нормативной культуры, в свою очередь, выделяются субкультуры правовые (юридические), нравственные (этические), общения или поведения.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение других могут следовать очень жесткие санкции. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов, мягче всего – отдельные виды групповых привычек. [2]
Нормы интегрируют людей в единую общность. Они выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве себя проявляют, - как стандарты поведения (обязанности, правила) ил как ожидания поведения (реакции других людей). Выделяют поэтому нормы-требования (обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам) и нормы-ожидания (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).
Таким
образом, нормы формируют сеть социальных
отношений в группе, обществе; формируют
систему социального
Информация о работе Личность как субъект и объект общественных отношений